Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную.
Исследование проводилось в три этапа:
1 – констатирующий;
2 – формирующий;
3 – контрольный.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Значимое количество младших школьников имели тревогу по поводу школьного обучения. Также были выявлены испытуемые, которые испытывали страх перед школой.
Исследование подтвердило данные о необходимости проведения специальной работы по коррекции дезадаптированного поведения у младших школьников.
В процессе опытно-экспериментального исследования была разработана программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии. Данная программа была апробирована на формирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствует о снижении уровня дезадаптации младших школьников и о появлении благополучного отношения к школе и учению.
Реализация разработанной программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии в ходе опытно-экспериментальной работы показала положительные результаты и подтвердила свою эффективность. Акцентируя внимание на данном моменте можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута.
Заключение
В последнее время все более актуальной проблемой, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема школьной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Психологическая служба в школе нуждается в исследованиях неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции их дезадаптации.
Более того, дезадаптация является как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности, что приводит к общей неуспеваемости, девиантному поведению, ухудшению психофизиологического состояния детей и т. д. Кроме того, школьные проблемы зачастую приводят и к проблемам в семье школьника. Именно поэтому важно вести работу по выявлению и устранению причин школьной дезадаптации уже в начальной школе.
Анализируя основные подходы к исследованию и определению понятия «школьная дезадаптация», мы установили, что в современной существующей системе дефиниций данное понятие выступает и как описательное, и как диагностическое. Школьная дезадаптация рассматривается в рамках следующих подходов: медико-биологического, социально-психологического, социально-педагогического. В нашем исследовании под школьной дезадаптацией мы будем понимать невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения. При сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть весьма различными. Поэтому, необходимо рассмотреть особенности психического и личностного развития детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – специфический период жизни ребенка, символизирующий начало школьного обучения. Ведущая деятельность – учебная, новообразование возраста – произвольность психической и познавательной сфер поведения; внутренний план действий; рефлексия; самоконтроль. Основными характеристиками дезадаптивного поведения будут являться отсутствие контроля эмоций и поведения, контакта со сверстниками, умения найти разрешение создавшихся учебных проблем; снижение успеваемости или появление тревожности на фоне хорошей успеваемости, заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.
Следует сделать акцент на том, что отличительной особенностью дезадаптации детей младшего школьного возраста является относительно меньшая выраженность защитных и компенсаторных психологических механизмов при сравнительном анализе озвученных качеств у взрослых. Данный факт определяет возможность использования метода телесноориентированной терапии как наиболее адаптивного для детской психологической коррекции.
Телесной терапией называется взаимодействие между пациентом и терапевтом с использованием телесных техник; цель этого взаимодействия – обнаружить скрытые аспекты души. Телесная терапия использует два основных метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод - двигательные упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй - прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов).
Таким образом,
теоретический анализ
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Гипотеза исследования заключалась в том, что разработанная программа будет способствовать снижению числа дезадаптированных младших школьников, если:
- учителям и родителям
будет предоставлена
- ведется изучение уровня дезадаптированных младших школьников;
- младшие школьники будут
поставлены в позицию
Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Бийска Алтайского края.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную.
Исследование проводилось в три этапа:
1 – констатирующий;
2 – формирующий;
3 – контрольный.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Значимое количество младших школьников имели тревогу по поводу школьного обучения. Также были выявлены испытуемые, которые испытывали страх перед школой.
Исследование подтвердило данные о необходимости проведения специальной работы по коррекции дезадаптированного поведения у младших школьников.
В процессе опытно-экспериментального исследования была разработана программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии. Данная программа была апробирована на формирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствует о снижении уровня дезадаптации в поведении младших школьников и о появлении благополучного отношения к школе и учению.
Реализация разработанной программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии в ходе опытно-экспериментальной работы показала положительные результаты и подтвердила свою эффективность. Акцентируя внимание на данном моменте можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута
Список литературы
Приложение 1
Карта наблюдений Скотта
Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком « + », а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (табл. 41).
Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».
Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 42).
В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому С К переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл. 43, которая построена следующим образом:
1. Суммируются все баллы по каждому СК из табл. 41.
2. Затем каждая из возможных
сырых сумм оценок делится
на максимально возможную
Таблица 41
Образец заполнения карты наблюдений
Образцы поведения |
СК | |||||
I. НД |
II. 0 |
Ш. У |
IV. ТВ |
… |
XVI. Ф | |
1 |
- |
- |
||||
1-я итоговая оценка |
8 |
15 |
||||
2-я итоговая оценка |
35 |
48 |