Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Korrektsia_dezadaptirovannykh_mladshikh_shkolnikov (1).docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную.

Исследование проводилось в три этапа:

1 – констатирующий;

2 – формирующий;

3 – контрольный.

    На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Значимое количество младших школьников имели тревогу по поводу школьного обучения. Также были выявлены испытуемые, которые испытывали страх перед школой.

    Исследование подтвердило данные о необходимости проведения специальной работы по коррекции дезадаптированного поведения у младших школьников.

    В процессе опытно-экспериментального исследования была разработана программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии. Данная программа была апробирована на формирующем этапе эксперимента.

    Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствует о снижении уровня дезадаптации младших школьников и о появлении благополучного отношения к школе и учению.

    Реализация разработанной программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии в ходе опытно-экспериментальной работы показала положительные результаты и подтвердила свою эффективность. Акцентируя внимание на данном моменте можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В последнее время все более актуальной проблемой, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема школьной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Психологическая служба в школе нуждается в исследованиях неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции их дезадаптации.

    Более того, дезадаптация является как следствием, так и причиной разрушения детско-взрослой общности, что приводит к общей неуспеваемости, девиантному поведению, ухудшению психофизиологического состояния детей и т. д. Кроме того, школьные проблемы зачастую приводят и к проблемам в семье школьника. Именно поэтому важно вести работу по выявлению и устранению причин школьной дезадаптации уже в начальной школе.

    Анализируя основные подходы к исследованию и определению понятия «школьная дезадаптация», мы установили, что в современной существующей системе дефиниций данное понятие выступает и как описательное, и как диагностическое. Школьная дезадаптация рассматривается в рамках следующих подходов: медико-биологического, социально-психологического, социально-педагогического. В нашем исследовании под школьной дезадаптацией мы будем понимать невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.  При сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть весьма различными. Поэтому, необходимо рассмотреть особенности психического и личностного развития детей младшего школьного возраста.

     Младший школьный возраст – специфический период жизни ребенка, символизирующий начало школьного обучения. Ведущая деятельность – учебная, новообразование возраста – произвольность психической и познавательной сфер поведения; внутренний план действий; рефлексия; самоконтроль. Основными характеристиками дезадаптивного поведения будут являться отсутствие контроля эмоций и поведения, контакта со сверстниками, умения найти разрешение создавшихся учебных проблем; снижение успеваемости или появление тревожности на фоне хорошей успеваемости,  заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.

     Следует сделать акцент на том, что отличительной особенностью дезадаптации детей младшего школьного возраста является относительно меньшая выраженность защитных и компенсаторных психологических механизмов при сравнительном анализе озвученных качеств у взрослых. Данный факт определяет возможность использования метода телесноориентированной терапии как наиболее адаптивного для детской психологической коррекции. 

     Телесной терапией называется  взаимодействие  между  пациентом  и терапевтом  с использованием телесных  техник; цель этого взаимодействия – обнаружить скрытые аспекты души. Телесная  терапия  использует  два  основных  метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод - двигательные  упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй - прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов).

    Таким образом, теоретический анализ литературы  по исследуемой проблеме позволил  нам перейти к экспериментальному  исследованию.

    Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

     Гипотеза исследования заключалась в том, что разработанная программа будет способствовать снижению числа дезадаптированных младших школьников, если:

-  учителям и родителям  будет предоставлена объективная  информация об особенностях школьной  дезадаптации;

- ведется изучение уровня  дезадаптированных младших школьников;

- младшие школьники будут  поставлены в позицию активного  участника программы коррекции.

    Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Бийска Алтайского края.

    В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную.

    Исследование проводилось в три этапа:

1 – констатирующий;

2 – формирующий;

3 – контрольный.

    На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Значимое количество младших школьников имели тревогу по поводу школьного обучения. Также были выявлены испытуемые, которые испытывали страх перед школой.

     Исследование подтвердило данные о необходимости проведения специальной работы по коррекции дезадаптированного поведения у младших школьников.

     В процессе опытно-экспериментального исследования была разработана программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии. Данная программа была апробирована на формирующем этапе эксперимента.

    Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствует о снижении уровня дезадаптации в поведении младших школьников и о появлении благополучного отношения к школе и учению.

    Реализация разработанной программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии в ходе опытно-экспериментальной работы показала положительные результаты и подтвердила свою эффективность. Акцентируя внимание на данном моменте можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст]: Учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
  2. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Дом учителя, 2010. – 236 с.
  3. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу [Текст]: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. учеб. заведений. / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 248 с.
  4. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования [Текст]: учеб. пособие / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, И.А. Безуглов. – М.: Академический проект, 2008. – 194 с.
  5. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике [Текст]: Метод. Реком. Для студентов. / Е.В. Бережнова. – М.: Пед. общ. России, 2008. – 48 с.
  6. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской работы студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2009. – 128 с.
  7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / П.П. Блонский. – Воронеж: МОДЕК, 1997. – 574 с.
  8. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и уровня притязаний [Текст] / Л.В. Бороздина, Л.Н. Видинская, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. – 1993. - №1. – С. 104 – 109.
  9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]: учеб. пособие / Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер, 2010. – 520 с.
  10. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 1992. – 280 с.
  11. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
  12. Герасимов, В.П. Методология и методы психологического исследования [Текст]: Учебное пособие / В.П. Герасимов, О.А. Сычев. - Бийск: НИЦ БПГУ им. Шукшина, 2004. - 220 с.
  13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – 4-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
  14. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности[Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман.  // Вопросы психологии. – 2002. – № 4.– С.14-19.
  15. Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование [Текст] / Н.Н. Заваденко, А.С.Петрухин, Н.Г. Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова, Т.Х. Борисова.  // Вопросы психологии. – 1999. - №4. - С.21.
  16. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся [Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 2009. – 288с.
  17. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости[Текст] / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2010. – 200с.
  18. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения[Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 2010. – 198с.
  19. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога [Текст] / Н.И. Конюхов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 224с.
  20. Кордуэлл, М. Психология А-Я. Словарь-справочник [Текст]: учеб. пособие / М. Кордуэлл. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. – 448 с.
  21. Кудинов, С.И. Психология младших школьников [Текст]: Уч. пос. для ВУЗов. / С.И. Кудинов. – Бийск: НИЦ БиГПУ, 2001. – 303 с.
  22. Куканова, И.А. Изучение эмоционального отношения к школе детей из замещающих семей [Текст] / И.А. Куканова. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 688 – 691.
  23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  24. Лютова, Е. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. Лютова, Г. Монина. – Ростов н/Д: Речь, 2009. – 136 с.
  25. Майданов, А.С. Методология научного творчества [Текст] / А.С. Майданов. – М.: ЛКИ, 2008. – 24 с.
  26. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с.
  27. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. пособие / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
  28. Никандров, В. В. Экспериментальная психология [Текст]: учеб. пособие / В. В. Никандров. – СПб.: Речь, 2010. – 480 с.
  29. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст]: учеб. пособие / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
  30. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
  31. Петрова, Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления [Текст] / Е.Ю. Петрова. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 166 - 167.
  32. Пиаже, Ж. Психология ребенка [Текст]: учеб. пособие / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
  33. Поливанова, К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды  [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. –1999. – № 1. – С. 32 – 40.
  34. Психологические тесты [текст]/ Под ред. А. А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 248 с.
  35. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009. – 407с.
  36. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 480 с.
  37. Романин, А.Н.   Основы психотерапии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Романин. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
  38. Росс, А. Наши дети – наши проблемы [Текст]: учеб. пособие / А. Росс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 320 с.
  39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2013. – 712 с.
  40. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: Практич. пособ. / Н.П. Слободяник. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2004. – 256 с.
  41. Соболева, А.Е. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога: материалы о Школе [Текст] / А.Е. Соболева. – СПб.: Питер, 2009. – 144 с.
  42. Сысоева, М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов [Текст]: Программно-методическое пособие. / М.Е. Сысоева. – М.: ДАЕ, 2008. – 144 с.
  43. Федотова, Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Текст] / Г.А. Федотова. – Новгор. Гос. Ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 111 с.
  44. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]: учеб. пособие / Э. Фромм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1994. – 447 с.
  45. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст]: учеб. пособие / В. М. Целуйко. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 448 с.
  46. Чубукина, К. Школа. Выжить и победить: практические советы школьного психолога [Текст] / К. Чубукина. – СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2010. – 219 с.
  47. Шваб, Е.Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения[Текст] / Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2009. - 90 с.
  48. Шилова, Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков [Текст]: Метод. пособ. / Т.А. Шилова. – изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2005. – 112 с.
  49. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Л.А. Шипилина. – Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2007. – 201 с.
  50. Школьная дезадаптация. Статья. Переориентация детского поведения [Электронный ресурс].  -  Электрон. Текстовые прогр. – Режим доступа http://samopoznanie.ru/articles/shkolnaya_dezadaptaciya/#ixzz2m17LdJ6M
  51. Шнейдер, Л.Б. Девиантное  поведение детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер – М.: Трикста, 2005. – 336 с.
  52. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития [Текст]: учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карта наблюдений Скотта

 

Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком « + », а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (табл. 41).

Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».

Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 42).

В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому С К переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл. 43, которая построена следующим образом:

1. Суммируются все баллы  по каждому СК из табл. 41.

2. Затем каждая из возможных  сырых сумм оценок делится  на максимально возможную сумму  и умножается на 100 %.

Таблица 41

Образец заполнения карты наблюдений

Образцы поведения

СК

I. НД 

II. 0

Ш. У

IV. ТВ 

XVI. Ф 

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
23  
24

-  
-  
-  
-  
-  
+  
-  
+  
-  
-  
-  
+  
+  
-  
-  
+  
-

-  
-  
-  
+  
+  
-  

+  
+  
+  
+  
+  
+  
-  
-  
+  
-

       

1-я итоговая оценка 

8

15

       

2-я итоговая оценка 

35

48

       

Информация о работе Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии