Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Korrektsia_dezadaptirovannykh_mladshikh_shkolnikov (1).docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

8.Психический фактор. Психические  расстройства школьника. Заболевания, либо не выявленные до школы, либо протекающие в стёртой  форме. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению  и самостоятельному существованию  во взрослом состоянии.

9.Психологический фактор. Несформированность высших психических  функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия [49].

      Таким образом, в современной существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации выступает и как описательное, и как диагностическое. Данное понятие рассматривается в рамках следующих подходов: медико-биологического, социально-психологического, социально-педагогического. В нашем исследовании под школьной дезадаптацией мы будем понимать невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения. При сходстве внешних проявлений психолого-социальной дезадаптации, проявляющейся в отставании в учении и отклонении в поведении, психологические причины последних могут быть весьма различными. Поэтому, необходимо рассмотреть особенности психического и личностного развития детей младшего школьного возраста.

 

1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте

 

      Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. Она имеет сложную структуру и проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Развитие мотивации учения закрепляет наметившуюся в конце дошкольного возраста дифференциацию линий онтогенеза жизненного мира.

      В формировании жизненного мира важную роль играет общение, прежде всего общение с одноклассниками. Появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром. Уже в младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы – чувство общности с теми, кто живет общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеучебных занятий (совместные игры, кружки, походы в театры и музеи). Школьная дружба, психосоциальная тождественность с одноклассниками для многих навсегда остается одной из важных сущностных сторон личности. Именно благодаря ей школьные годы нередко запоминаются как один из самых светлых периодов жизни. И если даже через несколько десятков лет происходит встреча одноклассников, она всегда приносит радость общения всем ее участникам.

      В формировании  школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.  Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками.

      К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относят также долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети) и тому подобное. Они тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Но эти мотивы остаются только «знаемыми», по выражению А. Н. Леонтьева [18]. Если ради получения высокой отметки или похвалы ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание, то абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.

      Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.  Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация. Компенсаторная мотивация -  направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер [23].

       Анализ особенностей развития личности младшего школьника позволяет нам отметить возможные проявления дезадаптивного поведения младшего школьника:

1. Ребенок не может  контролировать свои эмоции и  свое поведение. Появляются заикание, навязчивые движения, тики, частые  отлучки в туалет, недержание  мочи.

2. Ребенок не вовлечен  в жизнь класса. Не может усвоить  модель поведения на уроке, не  пытается наладить контакт со  сверстниками.

3. Не может проконтролировать  правильность выполнения задания, детали оформления работы. Успеваемость  снижается с каждым днем. Не может выполнить тесты, которые выполнял на вступительном тестировании или при прохождении медкомиссии.

4. Не способен найти разрешение из создавшихся учебных проблем. Не видит собственных ошибок. Не может самостоятельно решить проблемы отношений с одноклассниками.

5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. Наблюдаются волнение, повышенное беспокойство в школе, ожидание плохого отношения к себе, боязнь низкой оценки своих способностей, навыков и умений.

6. Школьный невроз – тяжелые по форме проявления школьной дезадаптации[3].

      Итак, младший школьный возраст – начало школьной жизни. Ведущая деятельность – учебная, новообразование возраста – произвольность психической и познавательной сфер поведения; внутренний план действий; рефлексия; самоконтроль. Основными характеристиками дезадаптивного поведения будут являться отсутствие контроля эмоций и поведения, контакта со сверстниками, умения найти разрешение создавшихся учебных проблем; снижение успеваемости или появление тревожности на фоне хорошей успеваемости,  заикание, навязчивые движения, тики, частые отлучки в туалет, недержание мочи.

    

    1. Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников

      Отличительной особенностью дезадаптации детей является то, что у них в гораздо меньшей степени, чем у взрослых, развиты защитные и компенсаторные психологические механизмы [6]. Данный факт определяет возможность использования метода телесноориентированной терапии как наиболее адаптивного для детской психологической коррекции.

      Телесной терапией называется  взаимодействие  между  пациентом  и терапевтом  с использованием телесных  техник; цель этого взаимодействия – обнаружить скрытые аспекты души. Чтобы ускорить диалог  между  сознанием и бессознательным, терапевт, помимо традиционного внимания к психическим  процессам, обращается к  телесным техникам [22].

     Телесная  терапия  использует  два  основных  метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод - двигательные  упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй - прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов). Оба подхода можно использовать в телесной терапии, чтобы  вызвать психическую осознанность внутренних конфликтов. Каким бы образом ни изменялось состояние тела, происходят и психологические  изменения, но они могут быть до конца неосознанными [22].

     Официально родоначальником  психотерапевтического направления, которое получило распространение под названием телесная терапия, по праву считается Вильгельм Райх (1897-1957).

      Ключевыми понятиями телесной терапии В. Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает высвобождению этой энергии.

      Райх выделял следующие основные области возникновения мышечного панциря: это (по нисходящей) - области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мы шечного панциря:

- с помощью глубокого  дыхания, которое способствует аккумулированию  в теле оргонной энергии;

-расслабление хронических  «зажимов» (колец мышечного панциря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;

- совместный с клиентом  анализ, помогающий ему осознать  основные идеи телесной терапии  применительно к его конкретному  случаю, то есть взаимосвязь беспокоящих  его психических состояний с  напряжением конкретных мышечных  сегментов и необходимостью устранения  этих зажимов.

      Вот некоторые классические примеры применения техники устранения мышечного панциря.

      Область глаз

     Типичными признаками наличия мышечного панциря в области глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или даже на преподавателя, а думает о своем).

     Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх. Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.

     Область рта

     Эта область мышечного панциря, который, в соответствии с психоаналитической фрейдовской терминологией, Райх назвал оральным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка.

     Признаком неадекватного (сигнализирующего об определенном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мышцы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.

      Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии такие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусания, сосания, гримасничанья и т.п.

     Для освобождения от данного мышечного зажима или парадоксального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, заставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

      К этому добавляется и непосредственное физическое воздействие на эти мышцы в виде разных элементов косметического массажа, продавливания, пощипывания и растягивания.

      Область шеи

     В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также языка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдерживает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмоциональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.

      Область груди

      В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного панциря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие. -А. Р.), смех, гнев, печаль и др.

     Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцентом внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.

      Область диафрагмы

      В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мышцы нижних позвонков.

      Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (то есть - бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, которую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.

       Другой признак наличия зажима в этой области - свидетельство клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.

       И лишь после этого (сверху - вниз, а затем - вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диафрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и неотреагированных  эмоций.

      Это осуществляется кропотливой и нередко длительной работой над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)

Информация о работе Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии