Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Korrektsia_dezadaptirovannykh_mladshikh_shkolnikov (1).docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

12. Пытается «монополизировать»  учителя (занимать его исключительно  собственной особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Хочет заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

V. НВ — Неприятие взрослых. Симптомы 1-4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 — полная, неуправляемая, привычная враждебность.

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.

3. Проявляет упорство  и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом  настроении.

5. При соответствующем  настроении предлагает свою помощь  или услуги.

6. Когда о чем-то просит  учителя, бывает иногда очень  сердечным, иногда — равнодушным.

7. Иногда стремится, а  иногда избегает здороваться  с учителем.

8. В ответ на приветствие  может выражать злость или  подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную  и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15. Негативно относится  к замечаниям.

16. Временами лжет без  какого-либо повода и без затруднений.

17. Раз или два был  замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то  претендует и считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд, смотрит  исподлобья.

20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит  с так называемыми подозрительными типами.

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя непристойно.

VI. ТД — тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие его другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

1. «Играет героя», особенно, когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Склонен «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует  без надобности).

5. Заботится о том, чтобы  всегда находиться в согласии  с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

6. Любит быть в центре  внимания.

7. Играет исключительно (или  почти исключительно) с детьми  старше себя.

8. Старается занять ответственный  пост, но опасается, что не справится  с ним.

9. Хвастает перед другими  детьми.

10. Паясничает (строит из  себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда  учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа — мальчики; преувеличенность в одежде, косметика — девочки).

13. Со страстью портит  общественное имущество.

14. Дурацкие выходки в группе сверстников.

15. Подражает хулиганским  проделкам других.

VII. А — недостаток социальной нормативности (асоциалъностъ). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие стараний понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10—16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются в его дела, не имея на это права.

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе  тогда, когда над ним «стоят»  или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы  только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно  не берется ни за какую работу.

7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму  контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но  разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние  задания.

11. Берет чужие книги  без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. В играх с другими  детьми проявляет хитрость и  непорядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет  только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть  прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

VIII. КД — Конфликтностъ с детьми (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).

1. Мешает другим детям  в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен  по отношению к тем детям, которые  не принадлежат к тесному кругу  его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других  детей.

5. Пытается своими замечаниями  создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает  предметы, принадлежащие другим  детям.

7. Находится по преимуществу  в плохих отношениях с другими  детьми.

8. Пристает к более  слабым детям.

9. Другие дети его не  любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим  образом (кусается, царапается и  др.).

IX. Н — неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контактов  с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

3. Легко примиряется с  неудачами в ручном труде.

4. В играх совершенно  не владеет собой.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет  карандаши, книги, другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9. В классе не может  быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточен.

10. Не знает, что с собой  поделать. Ни на чем не может  остановиться хотя бы на относительно  длительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

X. ЭН — эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6-7 — о серьезных страхах, 8-10 — о прогулах и непунктуальности.

1. Играет игрушками, слишком  детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро  теряет к ним интерес.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

7. Другие дети пристают  к нему (он является «козлом  отпущения»).

8. Его часто подозревают  в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался  это сделать раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных  уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

XI. НС — невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

1. Заикается, запинается, «трудно  вытянуть из него слово».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

XII. С — неблагоприятные условия среды.

1. Часто отсутствует в  школе.

2. Не бывает в школе  по нескольку дней.

3. Родители сознательно  лгут, оправдывая отсутствие ребенка  в школе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, грязнуля.

6. Выглядит так, как будто  очень плохо питается.

7. Значительно некрасивее  других детей.

ХШ. УР — умственное развитие.

1. Сильно отстает в  учебе.

2. «Туп» для своего  возраста.

3. Совершенно не умеет  читать.

4. Огромные недостатки  в знании элементарной математики.

5. Совершенно не понимает  математики.

6. Другие дети относятся  к нему, как к дурачку.

7. Попросту глуп.

XIV. СР — сексуальное развитие.

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные  наклонности.

XV. Б — болезни и органические нарушения.

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения  из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к ушным  заболеваниям.

6. Склонность к кожным  заболеваниям.

7. Жалуется на частые  боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно  бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие  веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация  движений.

14. Неестественные позы.

XVI. Ф — физические дефекты.

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие ненормальные  особенности телосложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Проективная методика «Рисунок школы»

 

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

 

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

 

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

 

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1.цветовая гамма

2.линия и характер рисунка

3.сюжет рисунка

 

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы склад   ываются.

 

1. Цветовая гамма:

◾2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

◾1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

◾0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

 

2. Линия и характер  рисунка:

◾2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

◾1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

◾0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

 

3. Сюжет рисунка:

◾2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

Информация о работе Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии