Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Korrektsia_dezadaptirovannykh_mladshikh_shkolnikov (1).docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

Примечание: 1-я итоговая оценка показывает результат суммирования сырых оценок (баллы); 2-я итоговая оценка показывает выраженность СК от максимально возможной (%).    

Согласно утверждению Скотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждого СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V.HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся неприятными для взрослого действиями.

Ключ для перевода в баллы

Таблица 42

Образцы поведения

СК

I  
НД

II О

III У

IV ТВ 

V НВ 

VI ТД 

VII А

VIII КД 

IX Н 

X ЭН 

XI НС 

XII С

XIII УР 

XIV СР 

XV Б

XVI  
Ф

1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
23  
24

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2  
2

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
1  
2  
1  
2  
1  
2  
1  
2

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2  
2

2  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2

  
1  
1  
1  
1  
2  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2

1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
2  
2

1  
2  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1

1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
1  
1  
2  
2

2  
1  
1  
1  
2  
2  
2  
 

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1

1  
1  
1  
1  
1  
2  
2  
 

1  
1  
2

1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
1  
2  
2

1  
1  
2  
1  
1


Интервал от 80 до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя, и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений.

Интервалы от 20 до 40 %, от 40 до 60 %, от 60 до 80 % соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.

Содержание симптомокомплексов

Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:

I. НД - недостаток  доверия к новым вещам, людям, ситуациям.

СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий.

П. О — ослабленностъ (астения).

Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а, следовательно, о его невозможности проявления активности.

III. У — уход  в себя.

Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV. ТВ — тревога  за принятие взрослыми и интерес  с их стороны.

Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стремления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми.

V. НВ — неприятие  взрослых.

Проявление различных форм неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности к нему до неконтролируемой привычки враждебности.

VI. ТД — тревога  за принятие детьми.

Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его дети и представляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции, что и СК ТВ, но в отношении сверстников.

VII. А — асоциалъностъ.

Недостаток социальной нормативности. Под этим термином не понимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82 % и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения ученика выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что, конечно, не обязательно, но встречается).

VIII. КД — конфликтность  с детьми.

Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.

IX. Н — неусидчивость  или неугомонность.

Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления, избегание долговременных усилий.

X. ЭН — эмоциональное  напряжение или эмоциональная  незрелость.

Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т. п.

XI. НС — невротические  симптомы.

Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчивых состояний — частое моргание, кусание ногтей, сосание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха — «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.

СК, связанные с конституцией и типом нервной системы — О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У, — имеют важное значение для понимания личности учащегося.

XII. С — среда.

Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной среде, прелюде всего это касается семейного круга.

ХШ. УР — умственное развитие.

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка («просто глупый»).

XIV. СР — сексуальное развитие.

Фиксирует даваемую учителем общую оценку темпов и направленности полового развития.

XV. Б — болезни.

Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.

XVI. Ф — физические  дефекты.

Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух.

Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо; 1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения; 2) привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.

Карта наблюдений

I. НД — недостаток  доверия к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 — менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

1. Разговаривает с учителем  только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают  замечания.

3. Никогда не предлагает  никому никакой помощи, но охотно  оказывает ее, если об этом  попросят.

4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему  проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит  учителю цветы или другие подарки, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит  и не показывает учителю найденные им вещи, хотя его товарищи часто это делают,

10. Имеет только одного  хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11. Здоровается с учителем  только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю  по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (на пример, о помощи);

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают  вопрос,

15. Легко устраняется от  активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда  с ним здороваются.

П. О — ослабленностъ (астения). В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома О обычно сопутствуют выраженные синдромы ТВ и НВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

1. Во время ответа на  уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от  самочувствия либо просит о  помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведет себя по-разному. Старательность в учебной работе  меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. В свободное время  иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес  к работе по мере ее выполнения.

8. Рассерженный, «впадает в бешенство».

9. Может работать в  одиночестве, но быстро устает.

10. Для ручной работы  не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные  и резкие спады энергии.

14. Движения замедленны.

15. Слишком апатичен, чтобы  из-за чего-нибудь расстраиваться (и следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и  равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У — уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствия.

3. Не проявляет дружелюбия  и доброжелательности к другим  людям.

4. Избегает разговоров («замкнут  в себе»).

5. Мечтает и занимается  чем-то иным вместо школьных занятий («живет в другом мире»).

6. Совершенно не проявляет  интереса к ручной работе.

7. Не проявляет интереса  к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от  взрослых, даже тогда, когда чем-то  задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется  от других детей (к нему невозможно  приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает  других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно  «настороженному животному».

IV. ТВ — тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 — старается обратить на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

1. Очень охотно выполняет  свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное  желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит  цветы и другие подарки учителю.

5. Очень часто приносит  и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т. п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много  рассказывает учителю о своих  занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается  понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог  занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается  в помощи и контроле со стороны учителя.

11. Добивается симпатии  учителя, приходит к нему с  различными мелкими делами и  жалобами на товарищей.

Информация о работе Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии