Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
◾1 балл – обе характеристики присутствуют.
◾0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Анализ результатов
◾6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
◾4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
◾1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Приложение 3
Комплекс тренинговых занятий, направленный на коррекцию дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
Пояснительная записка
Дезадаптация – вполне самостоятельный феномен, формирующийся в результате рассогласования в психическом развитии между мотивационной (личностной) и операциональной (интеллектуальной) сферами, а также в результате несоответствия психолого-социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развития.
Школьная дезадаптация — невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.
Телесной терапией называется взаимодействие между пациентом и терапевтом с использованием телесных техник; цель этого взаимодействия – обнаружить скрытые аспекты души.
Телесная терапия использует два основных метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод -двигательные упражнения , раскрывающие блоки , растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй- прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов). И тот и другой подход можно использовать в телесной терапии, чтобы вызвать психическую осознанность внутренних конфликтов. Каким бы образом ни изменялось состояние тела, происходят и психологические изменения, но они могут быть до конца неосознанными.
Обращение к психосоматике делает возможным коррекцию психических состояний посредством работы с телом. Опираясь на многие исследования, телесноориентированная терапия соответствует всем требованиям для профилактики психсоматических расстройств у детей. В понимании основных подходов телесной терапии человек – единое функционирующее целое, сплав тела и психики , в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой.
Коррекционно- развивающая программа с основами телесно- ориентированной терапии.
Рекомендованное количество участников – не более 10 человек.
Длительность программы - 10 занятий по 1,5 часа каждое.
Занятие 1.
Цель: знакомство друг с другом, с темой, целями, актуальностью. Знакомство с понятием «тело». Роль тела в нашей жизни .
1. Знакомство: «Выразить себя в жесте»: каждому участнику предлагается назвать свое имя и сделать такое телодвижение, которое на его взгляд больше всего на него «похоже», характеризует его. Остальные участники повторяют .
5 мин.
2. Установление правил группы
Ведущий информирует участников группы о целях и задачах тренинга, и о нормах и правилах его проведения.
Правила:
- Физическая закрытость группы (с начала тренинговых занятий группа не принимает к себе новых членов)
- Психологическая закрытость (конфиденциальность)
- Активность каждого участника (способствует получению результата, как для себя, так и для всей группы в целом)
- Правило «Я-высказывания» - каждый участник говорит только от своего имени. Местоимение «мы» не употребляется.
- Правило «Стоп» ( каждый участник имеет право сказать «стоп» и не выполнять какое-либо упражнение , но следует помнить что злоупотребление этим правило может привести к понижению эффективности занятий)
- Откровенность и искренность на столько, насколько каждый это может себе позволить
- Правило «Не перебивать»
- Правило «Не оценивать друг друга и себя»
- Правило «Не критиковать друг друга и себя»
- Правило «Уважение» - соблюдение всех перечисленных правил.
Обсуждение и утверждение этих правил, их необходимости.
20 минут
3.Упражнение «Слоники»: все участники становятся в круг. Ведущий демонстрирует способы изображения животных: уточки, зайчика, слоника и обезьянки- участники повторяют и запоминают. После этого в центр круга выходит один из участников. Он закрывает глаза и начинает кружиться вокруг своей оси с выставленой вперед рукой-«стрелкой», как волчок. Останавливаясь, он быстро называет одно из животных. Тот на кого указывает «стрелка» должен быстро его изобразить. Если он ошибся, то сменяет стоящего в центре и становится «волчком»
15 мин.
4.Упражнение «Зоопарк». По
команде ведущего все
Затем все садятся в круг и делятся впечатлениями: каким животным больше понравилось быть, какой характер у каждого животного, легко ли было имитировать движения и голос животных, какие ощущения при этом возникали.
25 мин.
Перерыв 10 мин.
5. Опыты А.Лоуэна –«заземление»
Встаньте, ноги на ширине плеч параллельно, присядьте, перенесите центр тяжести вперед, согнитесь пополам и свободно опустите руки вниз. Дышите глубоко.
Стоять следует в течение 10 – 20 глубоких вдохов. Желательно до дрожи в ногах.
Даются инструкции об использовании этого упражнения самостоятельно. Рассказывают о мышечных кольцах о пользе и эффектах данного упражнения
Обратная связь, каждый участник рассказывает об ощущениях полученных в ходе выполнения упражнения.
15 мин
6. Подведение итогов.
Занятие 2
Цель: знакомство с понятием «тело», определение роли тела в нашей жизни.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Упражнение «Перешеек».
Инструкция: Все члены группы выстраиваются в шеренгу. Шеренга – это узкое место, которое необходимо пройти и не упасть в пропасть. Члены группы создают небольшие препятствия телом, руками, ногами. Пропасть начинается там, где заканчиваются кончики носков ботинок. Задача каждого, цепляясь за шеи, тела стоящих, пройти от одного конца шеренги до другого (тренер сам показывает, как надо ходить). Затем пройдет крайний, затем следующий. После прохождения участник становится в конец шеренги и создает свое препятствие.
В обсуждении следует подчеркнуть сложности, которые встают на пути развития каждого человека, на возможную взаимопомощь, которую как правило, участники забывают или не хотят оказывать друг другу ( возможные вопросы : помогали ли вы участникам преодолеть препятствия, или наоборот усложняли их путь? Как относились к вам? Легко ли вам было преодолевать препятствия? )
15 минут
3. Упражнение «Конспиратор».
Игроки стают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки перемещаются по кругу. Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих. Упражнение выполняется молча.
Узнанный игрок выходит из круга. Лучшие конспираторы те, кого узнали последними.
Водящий может меняться несколько раз.
20 мин.
4. Упражнение « Двигательное зеркало».
Образуются внутренний и внешний круг. Все делятся по парам. Один – человек, другой – зеркало, его задача точно повторять (отзеркаливать) действия партнера. При этом очень важно смотреть друг другу в глаза. Человек может изображать утренние умывания, гимнастику, и т.д. По инструкции упражнение проводят со сменой ролей, и сменой 2 – 3 партнеров.
Обсуждение: проще было показывать или копировать? Всегда ли удавалось копировать? Легко ли было смотреть в глаза и какие чувства при этом возникали?
20 мин
5. Релаксационное дыхание
Инструкция: Как только будете готовы, закройте глаза и сосредоточьте все свое внимание на процессе дыхания, на глубине и частоте вашего дыхания (3 мин).
А теперь с каждым выдохом представляйте, что все проблемы, напряжения уходят. С каждым выдохом вам становится легче и спокойнее (3 мин).
А сейчас мы будет дышать животом. Для удобства положите одну руку на живот, а другую – на грудь. Вы делаете вдох, и одновременно надуваете живот, выдох – и сдуваете живот. При этом ваша грудь не должна шевелиться (3 мин).
10 мин
Проводится опрос о самочувствии, и рекомендации к самостоятельному использованию этой техники.
10мин.
6. Подведение итогов.
Каждый участник рассказывает о своем самочувствии, настроении, о том, что полезного и нового он узнал о себе, как ему с этим, что это значит для него.
10 мин
7. Прощание.
Инструкция: Возьмитесь за руки, закройте глаза и помолчите одну минуту на одну тему. Откройте глаза и все вместе на 3 – 4 скажем «Пока».
2 мин
Занятие 3.
Цель: исследование взаимосвязи чувств и ощущений.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
10 мин.
2. Упражнение «Змейка». Все участники становятся друг за другом и кладут руки на талию впереди стоящего. Инструкция: «Все вы одна большая змея. Тот, кто стоит первым – голова змеи. Тот, кто стоит в конце – хвост. Задача «головы» - поймать «хвост». Задача «хвоста»- убежать от «Головы». В роли «головы» или «хвоста» может побывать каждый желающий.
10 мин.
3. Упражнение « Надувные куклы». Все участники становятся в круг. Веущий становится в центре круга. Инструкция: «Я буду насосом, а все вы – надувными куклами. Сначала куклы стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Насос начинает надувать кукол (со звуком), они распрямляются, надувают щеки, напрягают тело и поднимают руки. – Куклы надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Куклы сдуваются с сильным звуком «ш-ш-ш…», возвращаясь в исходное положение»
10 минут.
4. Упражнение «Угадай
сколько рук?» Инструкция: группа
делится на 2 команды. В каждой
команде один человек встает
в центр и закрывает глаза.
Группа одновременно по
20 мин.
5. «Массаж по кругу»: все
становятся в круг и
10 мин.
Занятие 4.
Цель: исследование взаимосвязи чувств и ощущений.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. «Арка Лоуэна». Инструкция: «Встаньте, расставив стопы на расстояние около 20 сантиметров, слегка развернув мыски ног вовнутрь. Теперь упритесь кулаками в поясницу так, чтобы костяшки больших пальцев были развернуты вверх. Не отрывая пяток от пола, согните оба колена, насколько можете. Прогнитесь назад, не убирая кулаков с поясницы, а как бы поверх них. Обязательно следите за тем, чтобы вес оставался смещенным вперед и приходился на передние части стоп. Дышите глубоко, задействуя живот»
Ведущий должен индивидуально помочь каждому ребенку принять правильное положение и контролировать весь процесс.
Задача участников - отслеживать свои ощущения: напряжение, расслабленность, боль, легкость, натянутость, вибрацию.
15 мин.
3. Упражнение «Не хочу, не буду!». Участникам предлагается лечь на свои подстилки. Согнуть ноги в коленях, руки в локтях. Инструкция «Сейчас вы на время превратитесь в совсем маленьких капризных детей, которые отказываются есть кашу. По моей команде ваша задача начать со всей силы бить руками и ногами по мату и кричать «Не хочу, не буду!» и всячески показывать свое сопротивление. Даже если вы устанете, старайтесь не останавливаться».
10 мин.
4. Упражнение «Надоело»
Все сначала хором, а потом по очереди произносят «надоело, надоело, надоело», при этом топая ногами.