Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Korrektsia_dezadaptirovannykh_mladshikh_shkolnikov (1).docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

3. Упражнение « Надувные  куклы».

4. Упражнение «Угадай  сколько рук?» 

5. «Массаж по кругу»

Подведение итогов.

Занятие 4.

Цель: исследование взаимосвязи чувств и ощущений.

1.Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»

2. «Арка Лоуэна».

3. Упражнение «Не хочу, не буду!».

4. Упражнение «Надоело»

5. Упражнеие «Мое»

6. Медитация на тему «тело».

7. Подведение итогов.

8. Прощание.

Занятие 5.

Цель:  «Тело в движении». Изучение собственных ощущений и чувств.

  1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
  2. Упражнение «Танцы частей тела».
  3. Упражнение « Тарабарщина»
  4. Упражнение «Танец в паре»
  5. «Заземление» Лоуэна
  6. Подведение итогов.

 

Занятие 6.

Цель: изучение собственных ощущений и чувств.

1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»

2. Упражнение «Автомойка». 

3. Упражнение « Рождение»

4. Медитация на тему тела.

5. Подведение итогов.

6. Прощание.

Занятие 7.

Цель: изучение напряжения. Проработка блоков живота и таза.

1. Приветствие. «Что нового  и хорошего было с момента  нашей прошлой встречи?»

2. Упражнение «Сороконожка».

3. Упражнение «Напряги  часть тела».

4. Упражнение «Ковер»  Проработка блока живота.

5. Папуасские танцы. Диагностика  блоков проработка тазового блока.

6. «Заземление» Лоуэна

7. Подведение итогов.

Занятие 8.

Цель: проработка страхов.

1. Приветствие «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»

2. Работа с тестом.

3. Упражнение «Слепим пирожок» Работа со страхами.

4.Медитация на тему тела.

5. Прощание.

Занятие 9.

Цель: осознание собственного тела, его возможностей  и ресурсов.

1. Приветствие «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»

2. Упражнение  Паровоз.

3.Упражнение «Столб, дерево, нога слона».

4. «Заземление» Лоуэна

5. Подведение итогов.

Занятие 10.

Цель: осознание собственного тела, его возможностей  и ресурсов.

1. Приветствие. «Что нового  и хорошего было с момента  нашей прошлой встречи?»

2. Осознание своего тела.

3. Упражнение «Бабочка».

4. Групповой рисунок пальцами.

5.Завершение программы. Обмен впечатлениями, пожеланиями.

     Каждый представитель экспериментальной группы стал активным участником программы коррекции дезадаптированных младших школьников методом телесноориентированной терапии.

    На начальном этапе работы дети испытывали небольшое напряжение в обществе друг друга. Они могли выразить вербальную агрессию в адрес определенных участников. В связи с этим, некоторые младшие школьники пытались выстроить дистанцию при взаимодействии и стали меньше проявлять инициативу. В определенных упражнениях некоторые младшие школьники долго искали себе пару, другие наоборот были достаточно популярными. При рефлексии занятий многие участники с осторожностью высказывали свое мнение по поводу упражнений. Другие либо повторялись, либо стремились уйти от ответа. Данный недостаток был исправлен посредством принятия групповых правил.

     Практически все упражнения воспринимались с интересом. Сложности спровоцировали упражнения «Напряги часть тела», «Заземление», «Арка Лоуэна», «Выразить себя в жесте». Перечисленные упражнения вызвали много вопросов у испытуемых и демонстрировались экспериментатором несколько раз. Дети не могли понять, как правильно выполнить упражнение. В конечном итоге цель данных упражнений была достигнута. Следует отметить, что в упражнении «Конспиратор» многие участники стремились избежать роли водящего. Тем не менее, каждый побыл в предложенной роли. В упражнении «Змейка» роль «хвоста» была привлекательней, чем роль «головы». Младшие школьники объясняли данную особенность тем, что убегать интересней, чем догонять. Больше всех положительных отзывов выражалось об упражнении «Зоопарк» и упражнение «Угадай сколько рук?». Упражнение «Ковер» в силу дефицита территории имело трудности в организационном моменте. Групповой рисунок пальцами как символ проделанной работы был размещен в классной комнате. Согласно пожеланиям участников программы занятий некоторые упражнения в ходе работы повторялись несколько раз.

     К концу программы занятий испытуемые стали более раскрепощенными. Психологическая атмосфера в группе улучшилась. Меньше времени уделялось организационным моментам. Экспериментальная группа начала быстрей включаться в работу. 

    Наблюдая данный факт, можно сделать вывод, что программа коррекции дезадаптированных младших школьников методом телесноориентированной терапии является эффективной и можно перейти к следующему этапу исследования.

 

    1. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

    Цель: выявление эффективности  программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

    Задачи:

    1. Провести повторную диагностику, используя методики «Карта наблюдений Скотта» и «Рисунок школы».
    2. Проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

     Для выявления эффективности  программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии была проведена повторная диагностика по двум методикам. Результаты диагностики по методике Скотта представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня дезадаптации младших школьников на контрольном этапе эксперимента(%)

 

Симптомокомплексы

Контрольный этап

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

1.Недоверие к новым людям

 

21

 

30

2.Депрессия

14

16

3.Уход в себя

52

52

4.Тревожность по отношению к взрослым

75

98

5.Враждебность по отношению к взрослым

50

52

6.Тревога по отношению к детям

23

31

7.Асоциальность

36

31

8.Враждебность к детям

23

31

9.Неугомонность

16

16

10.Эмоциональное напряжение

60

74

11.Невротические симптомы

11

11

12.Неблагоприятные условия среды

11

5

13.Сексуальное развитие

0

0

14.Умственная отсталость

0

0

15.Болезни и органические нарушения

11

11

16.Физические дефекты

0

0


    Также результаты диагностики уровня дезадаптации младших школьников на контрольном этапе эксперимента были представлены в гистограмме

(Рис. 3).

Рис. 3. Гистограмма результатов диагностики уровня дезадаптации младших школьников на контрольном этапе эксперимента

     Из таблицы видно, что на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе количественный состав детей значительно снизился со следующими ярко выраженными симптомокомплексами: тревожность по отношению к взрослым (разница 25 %), недоверие к новым людям (разница 15%), эмоциональное напряжение (разница 14%), тревога по отношению к детям (разница 13%), враждебность по отношению к взрослым (разница 12%).

     Перечисленные симптомокомплексы подразумевают умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, которые чрезвычайно необходимы младшему школьнику, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких навыков или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения и высокие показатели по данным симптомокомплексам.

Так же, продолжая сравнивать процентное соотношение испытуемых экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе исследования по остальным симптомокомплексам, мы наблюдаем разницу в 2% - 5%. Результаты контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы отличаются незначительно.

     Таким образом, полученные результаты по методике Скотта свидетельствуют о снижении уровня дезадаптации младших школьников.

Результаты диагностики по методике «Рисунок школы» представлены в таблице 4.

Таблица 4

 

Исследование эмоционального отношения к школе и учению у младших школьников на контрольном этапе эксперимента(%)

 Отношение к школе  и учению

Контрольный этап

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Благополучное отношение

73.7

68.4

Тревога по поводу школьного обучения

26.3

31.6

Страх перед школой

0

0


     Наглядно результаты повторной диагностики по методике «Рисунок школы» были представлены в гистограмме (Рис. 4).

     По данным таблицы у 73.7 % испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе исследования стало проявляться благополучное отношение к школе и учению; у 26.3 % - наблюдалась тревога по поводу школьного обучения; страх перед школой у детей отсутствовал. Производя сравнительный анализ полученных данных с результатами констатирующего этапа исследования, обнаружена существенная разница (15 – 20 %). При анализе результатов контрольной группы констатирующего и контрольного этапа эксперимента  значимых различий не выявлено.

     Также отметим, что на формирование положительного эмоционального отношения к школе и учению оказывают влияние переживания, доставляющие удовольствие, повышающие работоспособность детей, успешность их учебной деятельности. Возникновение отрицательного отношения к школе возможно в результате негативных переживаний ребенка на уроке, связанных с состоянием скуки, равнодушия, досады, неудовольствия. В связи с этим, эмоциональное отношение детей к школе можно рассматривать как проявление комплекса эмоционально-оценочных суждений об отношении ребенка  к самому себе как ученику, учению и учителям.[22]

     Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства младших школьников в ходе опытно-экспериментальной работы эмоциональное отношение к школе и учению изменилось, соответственно уровень дезадаптации снизился.

    Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии эффективна.

 

 

Выводы по второй главе

 

    Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

    Гипотеза исследования заключалась в том, что разработанная программа будет способствовать снижению числа дезадаптированных младших школьников, если:

-  учителям и родителям  будет предоставлена объективная  информация об особенностях школьной  дезадаптации;

- ведется изучение уровня  дезадаптированных младших школьников;

- младшие школьники будут  поставлены в позицию активного  участника программы коррекции.

    Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Бийска Алтайского края.

Информация о работе Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии