Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Классификация и систематизация отобранного учебного материала. Составление учебно-программной документации.

На этом этапе осуществляются собственно дидактические процедуры классификации учебного материала по его значимости и очерёдности (преемственности) изучения, а также по требуемому уровню его усвоения. В любом учебном материале есть сведения, которые служат развитию эрудиции учащихся, их введению в изучаемый материал. Эти сведения требуют усвоения на уровне знакомства, общего представления. Определённая часть материала требует запоминания (отдельные факты, наиболее употребительные формулы, условные графические изображения приборов и т. п.). Основная часть учебного материала требует понимания, усвоения аргументов и логики соответствующего знания и его рассуждающего, развёрнутого воспроизведения в процессе контроля знаний. И, наконец, есть материал, требующий его творческого усвоения, способствующего переносу усвоенных знаний в новую ситуацию и их практическое использование на уровне интеллектуальных и практических навыков и умений.

Необходимо подчеркнуть, что только на основе подобной структуризации учебного материала (ещё до его включения в соответствующие учебные тексты, компьютерные или аудивизуальные программы и т. п.) возможно выполнить едва ли не главную дидактическую процедуру: диагностирование необходимости и возможности усвоения этого материала конкретным контингентом учащихся ещё на уровне диагностического целеполагания и возможной стандартизации обучения, а затем на уровне контроля результатов обучения, определения соответствия планируемых целей и фактических результатов. Именно в этом соответствии (степени соответствия), определяемом опять-таки не на «глазок», интуитивно и произвольно (что в большинстве случаев имеет место в сегодняшних дидактических системах), а на уровне доказательного диагностирования и тестирования, следует искать и оценивать результативность и эффективность образования (имея в виду и обучение, и воспитание, и развитие учащихся в их единстве).

 

2.3. Способы  конструирования и структурирования  содержания образования

 

Первый – линейное построение учебного материала.

В такой структуре  отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой, целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел и все разделы – учебный курс. Каждая часть изучается один раз.

Второй -  концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне.

Третий – спиралеобразный. Ставиться проблема, к решению которой преподаватель и студенты возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг, связанных с ней знаний и способов деятельности.

Четвертый – модульный способ. Содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределено по следующим направлениям:

- ориентационное, методологическое,

- содержательно-описательное,

- операционно-деятельностное,

- контрольно-проверочное.

 

2.4. Нормативные  документы, регламентирующие содержание  образования

 

Закон Российской федерации  об образовании.

 Правовой основой образования является Закон об образовании, который впервые был принят в 1992 г., в 1996 г. в него было внесено целый ряд поправок. В 1995 г. был принят Государственный образовательный стандарт.

В Законе РФ "Об образовании" содержатся те основные принципы и  положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития образования в России. К ним относятся:

- гуманистический характер  образования;

- приоритет общечеловеческих  ценностей;

- свободное развитие  личности;

- общедоступность образования;

- бесплатность общего  образования;

- всесторонняя защита  потребителя образования.

Особое значение в  управлении функционированием и  развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного  и образовательного пространства.

В соответствии с Законом "Об образовании" (ст. 21-23) новой  является трактовка традиционно  существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для  всех отраслей народного хозяйства (на базе полного общего или начального профессионального образования). Оно может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на 1-х ступенях высшего профессионального образования.

 Закон "Об образовании" требует установления государственного стандарта образования.

Государственный стандарт профессионального образования.

Целью введения в практику профессионального образования  государственного стандарта является его реинтеграция на принципиально  новой юридической и организационно-методической основе.

Государственный стандарт служит примером сквозного комплексного решения, которое на протяжении ближайших  лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования  в России.

 Стандарт представляет собой содержательное ядро профессионального образования, включающий в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. Он направлен на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.

Закон "Об образовании" трактует государственный стандарт как сумму трёх составляющих:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объём  учебной нагрузки обучаемых;

- требования к уровню  подготовки выпускников.

Функции государственного стандарта (кому и зачем он нужен)

1. Преподавателям и  учащимся. Они должны в ходе обучающий и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом возможностей и интересов.

2. Администраторам, работникам  системы профессионального образования  для формирования адекватных  механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом.

3. Работникам служб  занятости как основной ориентир  по трудоустройству и переквалификации  населения.

4. Работодателям, профсоюзам  и лицам наёмного труда для  сознательного вступления в трудовые  отношения.

5. Нашим партнёрам  ближнего и дальнего зарубежья  для объяснения прав человека  и свободного взаимодействия  на международном рынке труда.

Требования к стандарту.

1. Он должен быть  основным инструментом управления  качеством профессионального образования  на государственном уровне.

2. Он должен служить  социальной гарантией членам  общества, их конкурентоспособности  на рынках труда, с одной  стороны, и удовлетворять их  персональным потребностям, с другой  стороны.

3. Он должен создать  условия для свободного функционирования в России системы непрерывного образования.

4. Он должен быть  основой для разработки профессиональных  образовательных программ, комплексов  методического обеспечения учебного  процесса, организации аттестации  учебных заведений и т. д.

Специфика профессионального образования по сравнению с общим образованием состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм  подготовки работников, коротком сроке жизни учебно-программной документации, т. к. содержание профессионального обучения связано с быстроменяющимся содержанием труда.

 

2.5. Тенденции  развития содержания образования

 

1. Интеграция содержания  образования - это объединение разрозненных знаний, укрупнение учебных дисциплин (например, "Этика и психология семейной жизни", "Информатика и вычислительная техника").

2. Дифференциация

3. Индивидуализация

Дальнейшее проектирование содержания теоретического обучения осуществляется посредством учебной программы.

Учебная программа - это проект конкретной учебной дисциплины, внесённой в учебный план.

В ней определяются цели изучения дисциплины, излагается содержание через темы, разделы.

Далее проектирование осуществляется через создание учебника.

Учебник - это такая форма проектирования, в которой согласно учебной программы излагаются основы научных знаний по соответствующему учебному предмету.

Учебник - это перевод  содержания НПО на уровень учебного материала.

Функции учебника в  педагогическом процессе:

- информационная;

- системообразующая;

- самообразовательная;

- развивающая.

Итак, система теоретического обучения проектируется посредством учебного плана, учебной программы, учебника.

Проектирование системы  практической подготовки рабочих

Практическая подготовка - обязательная составная часть системы  образования. На неё отводится 30-40% от общего объёма учебного времени.

Содержание практической подготовки - это часть профессионально-трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность рабочей профессии (специальности).

Профессиональные  навыки - это отдельная операция и приёмы трудовой деятельности, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма.

 Профессиональные умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования.

Профессиональные  навыки и умения принято формировать индуктивным путём: от простых к сложным, через постоянное накопление единичных - к комплексным.

На основе усвоения профессиональных навыков и умений идёт формирование целостной профессиональной деятельности.

 

2.6. Образование как процесс

 

Противоречие  образовательного процесса

Главное – противоречие между социальным требованием  к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.

Образовательный процесс  имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий так и эволюционным путем – через совершенствование сложившейся образовательной системы.

 

Качество образования определяется:

- степенью соответствия  целей и результатов образования  на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;

- соответствием между  различными параметрами в оценке  результата образования конкретного  человека (качеством знаний, степенью  сформированности умений и навыков  и т. д.);

- степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности.

Качество образования зависит от многих факторов,

- от качества педагогической  деятельности

- от учебно-материальной  базы;

- научно-методического обеспечения;

- организационно-управленческого  обеспечения;

- финансово-экономического  обеспечения;

- от технического обеспечения;

- от кадрового обеспечения.

 

 

2.7. Образовательная программа

 

Документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на:

- общеобразовательные  (основные и дополнительные);

- профессиональные (основные  и дополнительные).

Общеобразовательные программы  направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"