Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Классификация и систематизация отобранного учебного материала. Составление учебно-программной документации.
На этом этапе осуществляются собственно дидактические процедуры классификации учебного материала по его значимости и очерёдности (преемственности) изучения, а также по требуемому уровню его усвоения. В любом учебном материале есть сведения, которые служат развитию эрудиции учащихся, их введению в изучаемый материал. Эти сведения требуют усвоения на уровне знакомства, общего представления. Определённая часть материала требует запоминания (отдельные факты, наиболее употребительные формулы, условные графические изображения приборов и т. п.). Основная часть учебного материала требует понимания, усвоения аргументов и логики соответствующего знания и его рассуждающего, развёрнутого воспроизведения в процессе контроля знаний. И, наконец, есть материал, требующий его творческого усвоения, способствующего переносу усвоенных знаний в новую ситуацию и их практическое использование на уровне интеллектуальных и практических навыков и умений.
Необходимо подчеркнуть, что только на основе подобной структуризации учебного материала (ещё до его включения в соответствующие учебные тексты, компьютерные или аудивизуальные программы и т. п.) возможно выполнить едва ли не главную дидактическую процедуру: диагностирование необходимости и возможности усвоения этого материала конкретным контингентом учащихся ещё на уровне диагностического целеполагания и возможной стандартизации обучения, а затем на уровне контроля результатов обучения, определения соответствия планируемых целей и фактических результатов. Именно в этом соответствии (степени соответствия), определяемом опять-таки не на «глазок», интуитивно и произвольно (что в большинстве случаев имеет место в сегодняшних дидактических системах), а на уровне доказательного диагностирования и тестирования, следует искать и оценивать результативность и эффективность образования (имея в виду и обучение, и воспитание, и развитие учащихся в их единстве).
2.3. Способы
конструирования и
Первый – линейное построение учебного материала.
В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой, целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел и все разделы – учебный курс. Каждая часть изучается один раз.
Второй - концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне.
Третий – спиралеобразный. Ставиться проблема, к решению которой преподаватель и студенты возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг, связанных с ней знаний и способов деятельности.
Четвертый – модульный способ. Содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределено по следующим направлениям:
- ориентационное, методологическое,
- содержательно-описательное,
- операционно-деятельностное,
- контрольно-проверочное.
2.4. Нормативные
документы, регламентирующие
Закон Российской федерации об образовании.
Правовой основой образования является Закон об образовании, который впервые был принят в 1992 г., в 1996 г. в него было внесено целый ряд поправок. В 1995 г. был принят Государственный образовательный стандарт.
В Законе РФ "Об образовании" содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития образования в России. К ним относятся:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- свободное развитие личности;
- общедоступность образования;
- бесплатность общего образования;
- всесторонняя защита потребителя образования.
Особое значение в
управлении функционированием и
развитием школы имеют
В соответствии с Законом
"Об образовании" (ст. 21-23) новой
является трактовка традиционно
существующих профессионально-технического
и среднего специального образования,
которые рассматриваются теперь
как начальное и среднее
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности.
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства (на базе полного общего или начального профессионального образования). Оно может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на 1-х ступенях высшего профессионального образования.
Закон "Об образовании" требует установления государственного стандарта образования.
Государственный стандарт профессионального образования.
Целью введения в практику
профессионального образования
государственного стандарта является
его реинтеграция на принципиально
новой юридической и организаци
Государственный стандарт служит примером сквозного комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие профессионального образования в России.
Стандарт представляет собой содержательное ядро профессионального образования, включающий в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. Он направлен на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.
Закон "Об образовании" трактует государственный стандарт как сумму трёх составляющих:
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
- максимальный объём учебной нагрузки обучаемых;
- требования к уровню подготовки выпускников.
Функции государственного стандарта (кому и зачем он нужен)
1. Преподавателям и учащимся. Они должны в ходе обучающий и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом возможностей и интересов.
2. Администраторам, работникам
системы профессионального
3. Работникам служб
занятости как основной
4. Работодателям, профсоюзам
и лицам наёмного труда для
сознательного вступления в
5. Нашим партнёрам ближнего и дальнего зарубежья для объяснения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.
Требования к стандарту.
1. Он должен быть
основным инструментом
2. Он должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны.
3. Он должен создать
условия для свободного функцио
4. Он должен быть
основой для разработки
Специфика профессионального образования по сравнению с общим образованием состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, коротком сроке жизни учебно-программной документации, т. к. содержание профессионального обучения связано с быстроменяющимся содержанием труда.
2.5. Тенденции
развития содержания
1. Интеграция содержания образования - это объединение разрозненных знаний, укрупнение учебных дисциплин (например, "Этика и психология семейной жизни", "Информатика и вычислительная техника").
2. Дифференциация
3. Индивидуализация
Дальнейшее проектирование содержания теоретического обучения осуществляется посредством учебной программы.
Учебная программа - это проект конкретной учебной дисциплины, внесённой в учебный план.
В ней определяются цели изучения дисциплины, излагается содержание через темы, разделы.
Далее проектирование осуществляется через создание учебника.
Учебник - это такая форма проектирования, в которой согласно учебной программы излагаются основы научных знаний по соответствующему учебному предмету.
Учебник - это перевод содержания НПО на уровень учебного материала.
Функции учебника в педагогическом процессе:
- информационная;
- системообразующая;
- самообразовательная;
- развивающая.
Итак, система теоретического обучения проектируется посредством учебного плана, учебной программы, учебника.
Проектирование системы практической подготовки рабочих
Практическая подготовка - обязательная составная часть системы образования. На неё отводится 30-40% от общего объёма учебного времени.
Содержание практической подготовки - это часть профессионально-трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность рабочей профессии (специальности).
Профессиональные навыки - это отдельная операция и приёмы трудовой деятельности, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма.
Профессиональные умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования.
Профессиональные навыки и умения принято формировать индуктивным путём: от простых к сложным, через постоянное накопление единичных - к комплексным.
На основе усвоения профессиональных навыков и умений идёт формирование целостной профессиональной деятельности.
2.6. Образование как процесс
Противоречие образовательного процесса
Главное – противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий так и эволюционным путем – через совершенствование сложившейся образовательной системы.
Качество образования определяется:
- степенью соответствия
целей и результатов
- соответствием между
различными параметрами в
- степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности.
Качество образования зависит от многих факторов,
- от качества педагогической деятельности
- от учебно-материальной базы;
- научно-методического обеспечения;
- организационно-
- финансово-экономического обеспечения;
- от технического обеспечения;
- от кадрового обеспечения.
2.7. Образовательная программа
Документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.