Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
Профессиональное образование имеет 3 основные цели:
1 цель:
- создание условий
для овладения
- как средство самореализации,
самовыражения и самоутверждени
- как средство устойчивости,
социальной защищённости и
2 цель:
- воспитание граждан социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих ценностей;
3 цель:
- удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной и др. сферах.
Задача профессиональных
учебных заведений – дать своим
выпускникам такое
Следовательно, самосостоятельность в решениях становится одним из главных требований, предъявляемых сегодня к специалисту.
А когда человек может самостоятельно принимать решения? – Тогда, когда он обладает:
- мобильностью знания;
- критичностью мышления;
- гибкостью метода.
Эти три взаимоувязанных компонента характеризуют профессиональную компетентность.
Следовательно, процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы способствовать формированию профессиональной компетентности, личности специалиста, его активной жизненной позиции.
1.8. Образование и культура как социальный феномен
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо.
«Образование теснейшим образом связано с понятием «культура» и обозначает в конечном счёте специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» (Х.Г. Гадамер, «Истина и метод»).
Следовательно, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:
- в рамках культурологической
парадигмы педагогической
- через формирование поликультурного образования;
- в условиях культурно-
- как систему культурно-
- через анализ дисциплин
культурологической
- путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);
- обобщение, сохранение
и возрождение культурно-
Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование – важный фактор развития отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Рассмотрим основные
социокультурные функции и
1. Образование – оптимальный
и интенсивный способ
2. Образование – как
практика социализации
Образование в разных социально-политических условиях выступает фактором стабилизации между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.
Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества. Социальная функция образования с одной стороны характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, с другой – закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.
Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации – система воспитания.
В разных цивилизациях сегодня сложились свои культурно-образовательные традиции.
В Европейской цивилизации рациональная логика обучения в школе и вузе.
В Азиатской цивилизации – конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека.
Конфуцианство – принципы «Жень» (человечность, гуманность) и «Ли» (правила и нормы поведения человека) – почитание родителей и старших, покорность правительству. Т.Е. надо знать своё место в обществе и действовать согласно общественному положению (Конфуций, 551-479 д.н.э.).
На Руси - воспитание миром. Для воспитания человека часто использовано общественное мнение.
2. Образование – механизм
формирования общественной и
духовной жизни человека. Образовательные
и воспитательные учреждения
концентрируют социально-
Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека.
В системе образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как
процесс трансляции культурно-
5. Образование как
функция развития региональных
систем и национальных
6. Образование является
социальным институтом
Образовательные системы
– социальные институты, которые
целенаправленно готовят
При постановке целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, 1970–1980 гг. – задача подготовки творчески развитой личности в духе коммунистических идей, 1980-1990 гг. – подготовка предприимчивого и коммуникабельного человека и т.д.
РЕЗЮМЕ
Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования рассматривается в разных аспектах:
- на уровне социума в историческом контексте;
- на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;
- на уровне учебных дисциплин.
Образование человека и
образовательную систему
Образование выполняет социокультурные функции:
- является способом
социализации личности и
- средой общения и
приобщения к мировым
- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
- обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрениях, ценностных ориентаций и моральных принципов.
1.9. Философско-методологические основы образования
Методологические основы предполагают рассмотрение методологических проблем, т. е. как с точки зрения методики следует действовать, чтобы получить желаемые результаты в теории и практике образования. Но прежде чем ответить на вопрос как организовать образовательный процесс, необходимо знать его сущность и специфику.
Знание же о сущем предполагает всестороннее, системное междисциплинарное изучение явлений и объектов педагогической действительности, вычленение наиболее общих, инвариантных параметров и характеристик, отражающих особенности рассматриваемых явлений и процессов.
В последние годы всё
большее внимание уделяется развитию
философии образования –
Профессиональная педагогика должна рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, могут и должны «пронизывать», по существу, все ступени, все звенья единой образовательной системы, или, как сейчас принято говорить, - единой системы непрерывного образования.
Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его личности. Такую «лестницу» можно представить в виде последовательного движения человека ко всё более высоким достижениям в своём образовательном уровне по следующим ступеням:
- ступень достижения
элементарной и функциональной
- ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает необходимые знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности (навыками, умениями);
- ступень профессиональной компетентности, связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности;
- ступень овладения широко понимаемой культурой, когда человек не только осознаёт те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать своё личное участие в развитии общества;
- ступень формирования индивидуа
Итак, схема восхождения человека к всё более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям может быть представлена следующим образом: грамотность (общая и функциональная) – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.
1.10. Образование как система и процесс
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, – это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.
«Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимся определённых государственных образовательных уровней – цензов» (Российский Закон «Об образовании»).
1.11. Модели образования