Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональное образование  имеет 3 основные цели:

1 цель:

- создание условий  для овладения профессиональной  деятельностью;

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности;

- как средство устойчивости, социальной защищённости и адаптации  человека в условиях рыночной  экономики.

2 цель:

- воспитание граждан  социально активных, творческих  членов общества, овладевших системой  общечеловеческих ценностей;

3 цель:

- удовлетворение текущих  и перспективных потребностей  производства в экономической,  социальной и др. сферах.

Задача профессиональных учебных заведений – дать своим  выпускникам такое профессиональное образование, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.

Следовательно, самосостоятельность  в решениях становится одним из главных  требований, предъявляемых сегодня  к специалисту.

А когда человек может  самостоятельно принимать решения? – Тогда, когда он обладает:

- мобильностью знания;

- критичностью мышления;

- гибкостью метода.

Эти три взаимоувязанных  компонента характеризуют профессиональную компетентность.

Следовательно, процесс  обучения должен быть организован таким  образом, чтобы способствовать формированию профессиональной компетентности, личности специалиста, его активной жизненной позиции.

 

1.8. Образование  и культура как социальный  феномен

 

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо.

«Образование теснейшим  образом связано с понятием «культура» и обозначает в конечном счёте  специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» (Х.Г. Гадамер, «Истина  и метод»).

Следовательно, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

- в рамках культурологической  парадигмы педагогической системы;

- через формирование  поликультурного образования;

- в условиях культурно-исторического типа образовательной системы;

- как систему культурно-образовательных  центров в рамках одной и  разных стран;

- через анализ дисциплин  культурологической направленности;

- путей и способов  развития культуры субъектов  образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);

- обобщение, сохранение  и возрождение культурно-образовательных  традиций народа, нации.

Содержание образования  черпается и пополняется из наследия культуры и науки, из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Поэтому образование  – важный фактор развития отдельных  сфер (экономики, политики, культуры), так  и всего общества.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование – оптимальный  и интенсивный способ вхождения  человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования  человек осваивает культурные  ценности. Носителем культуры выступает  семья. В процессе обучения  и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества, человека.

2. Образование – как  практика социализации человека  и преемственности поколений.

Образование в разных социально-политических условиях выступает фактором стабилизации между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

Система образования  воплощает в себе состояние, тенденции  и перспективы развития общества. Социальная функция образования с одной стороны характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, с другой – закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

Поэтому для каждой социально-экономической  формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации – система воспитания.

В разных цивилизациях сегодня  сложились свои культурно-образовательные  традиции.

В Европейской цивилизации рациональная логика обучения в школе и вузе.

В Азиатской цивилизации – конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека.

Конфуцианство – принципы «Жень» (человечность, гуманность) и «Ли» (правила и нормы поведения человека) – почитание родителей и старших, покорность правительству. Т.Е. надо знать своё место в обществе и действовать согласно общественному положению (Конфуций, 551-479 д.н.э.).

На Руси - воспитание миром. Для воспитания человека часто использовано общественное мнение.

2. Образование – механизм  формирования общественной и  духовной жизни человека. Образовательные  и воспитательные учреждения  концентрируют социально-культурную  деятельность человека определённой  эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе.

Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека.

В системе образования  происходит накопление и развитие интеллектуального  и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как  процесс трансляции культурно-оформленных  образцов человеческой деятельности. Смысл образования – не только  в трансляции социального опыта  во времени, но и в воспроизводстве  устоявшихся форм общественной  жизни в пространстве культуры.

5. Образование как  функция развития региональных  систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных  регионов обуславливает характер  педагогических задач.

6. Образование является  социальным институтом передачи  и воплощения базовых культурных ценностей и целей развития общества.

Образовательные системы  – социальные институты, которые  целенаправленно готовят молодое  поколение к самостоятельной  жизни в обществе.

При постановке целей  и задач для конкретных образовательных  систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, 1970–1980 гг. – задача подготовки творчески развитой личности в духе коммунистических идей, 1980-1990 гг. – подготовка предприимчивого и коммуникабельного человека и т.д.

 

РЕЗЮМЕ

Культура и образование  остаются в центре внимания всего  мирового сообщества. Они выступают  в качестве ведущих факторов общественного  прогресса и развития цивилизации. Взаимодействие культуры и образования  рассматривается в разных аспектах:

- на уровне социума  в историческом контексте;

- на уровне конкретных  социальных институтов, сферы или  среды развития человека;

- на уровне учебных  дисциплин.

Образование человека и  образовательную систему рассматривают  только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отношений.

Образование выполняет  социокультурные функции:

- является способом  социализации личности и преемственности  поколений;

- средой общения и  приобщения к мировым ценностям,  достижениям науки и техники;

- ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

- обеспечивает формирование  духовности в человеке и его  мировоззрениях, ценностных ориентаций  и моральных принципов.

 

1.9. Философско-методологические  основы образования

 

Методологические основы предполагают рассмотрение методологических проблем, т. е. как с точки зрения методики следует действовать, чтобы  получить желаемые результаты в теории и практике образования. Но прежде чем  ответить на вопрос как организовать образовательный процесс, необходимо знать его сущность и специфику.

Знание же о сущем  предполагает всестороннее, системное  междисциплинарное изучение явлений  и объектов педагогической действительности, вычленение наиболее общих, инвариантных параметров и характеристик, отражающих особенности рассматриваемых явлений и процессов.

В последние годы всё  большее внимание уделяется развитию философии образования – интегративной, междисциплинарной области научных  знаний, дающей целостное представление  о сущности и характере наиболее общих образовательных проблем. Можно предположить, что и сфера профессионального образования рано или поздно войдёт в зону философско-образовательного обоснования. Первым шагом на этом пути может стать синтез уже накопленных знаний о сущном и должном в системе профессионального образования, то есть целенаправленное формирование философско-методологического знания.

 Профессиональная педагогика должна рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящаяся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в профессиональной педагогике, могут и должны «пронизывать», по существу, все ступени, все звенья единой образовательной системы, или, как сейчас принято говорить, - единой системы непрерывного образования.

Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его личности. Такую «лестницу» можно представить в виде последовательного движения человека ко всё более высоким достижениям в своём образовательном уровне по следующим ступеням:

- ступень достижения  элементарной и функциональной грамотности, когда на минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, навыки и умения, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования.;

- ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает необходимые знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности (навыками, умениями);

- ступень профессиональной компетентности, связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности;

- ступень овладения  широко понимаемой культурой, когда человек не только осознаёт те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать своё личное участие в развитии общества;

- ступень формирования индивидуального менталитета личности – тех устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к непрерывному обогащению собственных ментальных ценностей и способностью к всесторонней самореализации в ментальном духовном пространстве человечества.

Итак, схема восхождения  человека к всё более высоким  индивидуально-личностным культурно-образовательным  приобретениям может быть представлена следующим образом: грамотность (общая и функциональная) – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.

 

1.10. Образование  как система и процесс

 

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования  как макросистемы, имеющей государственный  статус, – это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

«Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимся определённых государственных образовательных уровней – цензов» (Российский Закон «Об образовании»).

 

1.11. Модели  образования 

 

    1. Модель образования как государственно-ведомственной организации.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"