Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций
Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.
В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жёсткими централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоёв населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами – впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж.Мажо, Л.КРО, Д.Равич, Ч.Финн и др.) – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений, навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции).
4. Рационалистичекая модель образования (П.Блум, Р.Ранье, Б.Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому поколению безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
В идеологии современной рационалистической модели образования центральное место занимает бихевиористская (от англ. behavior – поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определённые знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.
5. Феноменологическая модель образования (А.Маслоу, А.Комбс, К.Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нём уже заложено природой.
6. Неинституциональная модель образования (П.Гудман, И.Иллич, Ж.Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.
1.12. Основные
элементы образования как
Это:
- цели образования;
- содержание образования;
- средства и способы получения образования;
- формы организации образователь
- реальный образовательный
процесс как средство обучения,
воспитания и развития
- субъекты и объекты образовательного процесса;
- образовательная среда;
- результат образования,
то есть уровень
Функционирование любой
образовательной системы
Цели образовательной системы – это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности.
Тема 2. Содержание образования. Теория образовательного процесса
2.1. Понятие и сущность содержания образования
Важнейшая закономерность
развития современного общества –
тесная взаимосвязь социально-
Основное направление профессионального образования – повышение конкурентоспособности российской рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда.
Содержание образования
– один из факторов экономического
и социального прогресса
Содержание образования должно обеспечить:
- формирование адекватной картины мира;
- адекватный мировому
уровень общей и
- интеграцию личности в систему культуры;
- формирование человека-
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
"Содержание - это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передаётся ему" (В.С.Безрукова).
Содержание профессионального образования
Содержание образования - это система знаний, умений, навыков, мировоззренческих, гражданских и профессиональных качеств, которые необходимы для получения образования данного уровня.
Оно обусловлено целями и потребностями общества.
Оно отражено в свёрнутом виде в квалификационной характеристике специалиста, и в учебном плане.
В учебном плане отражены основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
По своему статусу содержание учебного плана, согласно Госстандарту, делится на:
- обязательное обучение, которое дополняется на региональном уровне предметами из перечня предметов по выбору - в рамках учебной недели;
- факультативное обучение - за рамками учебной недели.
Обязательное обучение включает 2 направления подготовки:
1.Общеобразовательную - гуманитарный и естественно-научный циклы в соответствии с общепринятыми видами образования (3 вида образования: гуманитарное, естественно-научное, техническое).
2.Профессиональную (общетехнический, общепрофессиональный циклы).
Цикл - это совокупность предметов одной образовательной направленности.
Содержание образования реализуется и в процессе обучения и путём самообразования.
Содержание обучения - это состав, отражённой в свёрнутом виде в учебных программах, необходимой для овладения компонентами содержания образования.
Оно отражено в учебных программах.
Содержание учебного материала - это детализированное содержание обучения, в котором все компоненты содержания образования поданы в развёрнутом виде.
Оно отражено в учебной литературе.
Источники формирования содержания профессионального образования
1.Вид профессиональной деятельности.
2.Социальный опыт:
- наука;
- производство;
- опыт общественных отношений;
- духовные ценности;
- формы общественного сознания;
- виды деятельности.
Основными компонентами содержания образования являются: знания, умения, навыки.
Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.
Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющихся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения.
Профессиональное воспитание, образование и обучение включает в себя все рассмотренные направления и компоненты содержания, только отбираются они из опыта организации соответствующего производства и определённой профессии. Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учётом профессии, специальности, уровня квалификации и уровне развития производства. Это и есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности.
2.2. Критерии отбора содержания образования
Факторы, влияющие на отбор и формирование содержания образования:
- потребности общества
в образованных людях и в
специалистах с высоким
- цели, которые общество
ставит перед системой
- реальные возможности процесса обучения;
- средние и оптимальные возможности учащихся;
- потребности личности в образовании.
Принципы конструирования содержания образования:
1.Принцип соответствия
содержания образования
2.Принцип учёта единства
содержательной и
3.Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учётом личностного развития и становления личности учащегося, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.
Прогностический отбор содержания образования и учебного материала
Система целей обучения, фиксируемая в прогностической модели выпускника учебного заведения того или иного уровня и профиля, позволяет на следующем этапе прогностического исследования приступить к отбору содержания образования, фиксируемого в учебном плане и программах учебного заведения (или системы однотипных по уровню и профилю учебных заведений) и учебного материала, фиксируемого в учебниках, в учебных пособиях, методических материалах разного типа и т. п. Наиболее ответственная и наукоёмкая исследовательская процедура на этом этапе – анализ взаимоотношений науки и соответствующего учебного предмета.
Необходимо спроецировать компоненты логической структуры науки на плоскость образования, найти дидактические эквиваленты (с учётом не только научности отбираемого материала, но и его доступности) оснований изучаемой науки, её важнейших теорий, законов и закономерностей, категорий, понятий и терминов, принципов, постулатов, правил, методов, которыми пользуется данная наука в обогащении своих знаний, идей, которые позволяют увидеть вероятные перспективы развития науки в будущем, и, наконец, фактов, составляющих эмпирический базис науки, её аргументирующую, доказательную основу.
Вполне понятно, что эта задача, осложняющаяся к тому же необходимостью прогностической оценки реальной значимости и перспективности отбираемого содержания образования и учебного материала, не может быть решена лишь силами педагогов или силами специалистов-учёных, представляющих ту или иную науку. Необходимо их взаимодействие, интеграция их аргументов (как с научной, так и с дидактической и методологической точек зрения). Это показывает, насколько сложным является процесс дидактического прогнозирования не только в сущностном, но и в организационном плане, насколько важен именно междисциплинарный подход к прогностическому обоснованию содержания образования на любом уровне образовательной деятельности.