Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

В этом случае система  образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жёсткими централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.

2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоёв населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами – впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.

3. Традиционная модель образования (Ж.Мажо, Л.КРО, Д.Равич, Ч.Финн и др.) – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений, навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции).

4. Рационалистичекая модель образования (П.Блум, Р.Ранье, Б.Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому поколению безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.

В идеологии современной  рационалистической модели образования  центральное место занимает бихевиористская (от англ. behavior – поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определённые знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

5. Феноменологическая модель образования (А.Маслоу, А.Комбс, К.Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нём уже заложено природой.

6. Неинституциональная модель образования (П.Гудман, И.Иллич, Ж.Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

 

1.12. Основные  элементы образования как конкретного  образовательного учреждения

 

Это:

- цели образования;

- содержание образования;

- средства и способы  получения образования;

- формы организации образовательного процесса;

- реальный образовательный  процесс как средство обучения, воспитания и развития человека;

- субъекты и объекты  образовательного процесса;

- образовательная среда;

- результат образования,  то есть уровень образованности  человека в данном учебном заведении.

Функционирование любой  образовательной системы подчинено  той или иной цели. Образовательные  цели – это сознательно определённые ожидаемые результаты, которых стремится  достигнуть данное общество, страна, государство  с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитаний в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной  системы – это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся  по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности.

 

Тема 2. Содержание образования. Теория образовательного процесса

 

2.1. Понятие и сущность содержания образования

 

Важнейшая закономерность развития современного общества –  тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и совершенствования  системы образования.

Основное направление  профессионального образования  – повышение конкурентоспособности российской рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда.

Содержание образования  – один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение  самоопределение личности, создание условий для её реализации; развитее гражданского общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования  должно обеспечить:

- формирование адекватной  картины мира;

- адекватный мировому  уровень общей и профессиональной  культуры общества;

- интеграцию личности  в систему культуры;

- формирование человека-гражданина;

- воспроизводство и  развитие кадрового потенциала  общества.

"Содержание - это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передаётся ему" (В.С.Безрукова).

Содержание профессионального  образования

Содержание образования - это система знаний, умений, навыков, мировоззренческих, гражданских и профессиональных качеств, которые необходимы для получения образования данного уровня.

Оно обусловлено целями и потребностями общества.

Оно отражено в свёрнутом  виде в квалификационной характеристике специалиста, и в учебном плане.

В учебном плане отражены основные инвариантные структурные  компоненты содержания профессионального  образования.

По своему статусу  содержание учебного плана, согласно Госстандарту, делится на:

- обязательное обучение, которое дополняется на региональном уровне предметами из перечня предметов по выбору - в рамках учебной недели;

- факультативное обучение - за рамками учебной недели.

Обязательное обучение включает 2 направления подготовки:

1.Общеобразовательную  - гуманитарный и естественно-научный циклы в соответствии с общепринятыми видами образования (3 вида образования: гуманитарное, естественно-научное, техническое).

2.Профессиональную (общетехнический,  общепрофессиональный циклы).

Цикл - это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Содержание образования  реализуется и в процессе обучения и путём самообразования.

Содержание обучения - это состав, отражённой в свёрнутом виде в учебных программах, необходимой для овладения компонентами содержания образования.

Оно отражено в учебных  программах.

Содержание учебного материала - это детализированное содержание обучения, в котором все компоненты содержания образования поданы в развёрнутом виде.

Оно отражено в учебной  литературе.

Источники формирования содержания профессионального образования

1.Вид профессиональной  деятельности.

2.Социальный опыт:

- наука;

- производство;

- опыт общественных  отношений;

- духовные ценности;

- формы общественного  сознания;

- виды деятельности.

Основными компонентами содержания образования являются: знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющихся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения.

Профессиональное  воспитание, образование и обучение включает в себя все рассмотренные направления и компоненты содержания, только отбираются  они из опыта организации соответствующего производства и определённой профессии. Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учётом профессии, специальности, уровня квалификации и уровне развития производства. Это и есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности.

 

2.2. Критерии  отбора содержания образования

 

Факторы, влияющие на отбор и формирование содержания образования:

- потребности общества  в образованных людях и в  специалистах с высоким уровнем  профессиональной компетентности;

- цели, которые общество  ставит перед системой образования;

- реальные возможности  процесса обучения;

- средние и оптимальные  возможности учащихся;

- потребности личности  в образовании.

Принципы конструирования  содержания образования:

1.Принцип соответствия  содержания образования современному  уровню производства.

2.Принцип учёта единства  содержательной и процессуальной  сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

3.Принцип структурного  единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учётом личностного развития и становления личности учащегося, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

 

Прогностический отбор содержания образования и учебного материала

Система целей обучения, фиксируемая в прогностической  модели выпускника учебного заведения  того или иного уровня и профиля, позволяет на следующем этапе  прогностического исследования приступить к отбору содержания образования, фиксируемого в учебном плане и программах учебного заведения (или системы однотипных по уровню и профилю учебных заведений) и учебного материала, фиксируемого в учебниках, в учебных пособиях, методических материалах разного типа и т. п. Наиболее ответственная и наукоёмкая исследовательская процедура на этом этапе – анализ взаимоотношений науки и соответствующего учебного предмета.

Необходимо спроецировать  компоненты логической структуры науки  на плоскость образования, найти дидактические эквиваленты (с учётом не только научности отбираемого материала, но и его доступности) оснований изучаемой науки, её важнейших теорий, законов и закономерностей, категорий, понятий и терминов, принципов, постулатов, правил, методов, которыми пользуется данная наука в обогащении своих знаний, идей, которые позволяют увидеть вероятные перспективы развития науки в будущем, и, наконец, фактов, составляющих эмпирический базис науки, её аргументирующую, доказательную основу.

Вполне понятно, что  эта задача, осложняющаяся к тому же необходимостью прогностической оценки реальной значимости и перспективности отбираемого содержания образования и учебного материала, не может быть решена лишь силами педагогов или силами специалистов-учёных, представляющих ту или иную науку. Необходимо их взаимодействие, интеграция их аргументов (как с научной, так и с дидактической и методологической точек зрения). Это показывает, насколько сложным является процесс дидактического прогнозирования не только в сущностном, но и в организационном плане, насколько важен именно междисциплинарный подход к прогностическому обоснованию содержания образования на любом уровне образовательной деятельности.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"