Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня общеобразовательные и технические лицеи дают широкое общее и техническое образование, позволяющее получить звание бакалавра. В зависимости от профиля учебного заведения бакалавр знает французский язык, основы социологии, математики, философии и иностранный язык, но специализируется в искусстве и философии; экономике и социальных науках; математике и физике; математике и естественных науках; математике и технологии. Бакалавр технологического профиля получает основы французского и иностранного языка, а также промышленных наук, бизнеса и компьютерных знаний. Все бакалавры имеют право продолжать обучение в высших учебных заведениях.

Во Франции единым типом средней общеобразовательной школы является колледж (10 лет обучения). Перед последними двумя годами обучения происходит деление на классическую и предпрофессиональную подготовку. Окончившие отделение предпрофессиональной подготовки имеют возможность продолжать учебу в профессиональных учебных заведениях. Этот путь к получению профессии и является более популярным среди учащихся с небольшим достатком. Одним из недостатков такого перехода является более слабо выраженная преемственность средней школы и производства, чем в США и Германии.

После колледжа есть три  возможных пути выхода на рынок труда  для тех, кто получил профессиональную подготовку через систему ученичества, через обучение в системе «технологического» или профессионального образования, либо и то и другое сразу.

Общее и профессиональное образование является бесплатным и  светским. Вся деятельность системы профессионального образования строго централизована.

 

8.9. Перечень  профессий и специальностей

 

Перечень профессий  и специальностей начального профессионального  образования представляет собой  реестр профессиональных групп, профессий и входящих в них специальностей, подготовка по которым осуществляется в учреждениях начального профессионального образования и регулируется на государственном уровне в соответствии с законом РФ «Об образовании». В этом документе профессии и специальности ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и среднего образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии и специальности определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специализации. Перечень профессий и номенклатура специальностей утверждаются на федеральном уровне правительством РФ или уполномоченным им органом. На уровне регионального компонента государственного стандарта профессионального образования они могут уточняться и дополняться с учетом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и основных положений государственного стандарта.

Выделим несколько главных  особенностей нового Перечня профессий:

а) систематизация Перечня в соответствии с крупными отраслевыми комплексами;

б) объективный характер интеграции профессий.

В Перечень, наряду с традиционными, введены профессии, отражающие потребность  в подготовке кадров, характерных  для рыночных методов хозяйствования.

Номенклатура профессий  открытая. Таким образом, предполагается, что в Перечень впоследствии могут вводиться новые профессии на основании согласованного решения органон федерального уровня. При этом для открытия подготовки рабочих по новой специальности в рамках уже включенной в Перечень профессии достаточно решения органов управления образованием регионального уровня;

в) введение характеристики сложности профессии (ступень квалификации);

г) значительное расширение прав учебных заведений за счет разделения параметров Перечня на стабильные и варьируемые.

Часть параметров устанавливается  директивно: минимальный срок получения  базового профессионального образования, ступень квалификации; другие параметры  — фактический срок обучения, количество и состав специальностей и т. д. —  могут подвергаться изменениям.

В Перечне нет жесткой  привязки профессий к формам подготовки рабочих: любое учебное заведение, имеющее лицензию, может вести  подготовку в соответствии с требованиями Государственного стандарта профессионального образования и претендовать на государственную аккредитацию.

8.10. Модель  учебного плана

 Модель учебного плана — это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки рабочих и служащих в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

По своему статусу  содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое  на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору — в рамках учебной недели, и факультативное обучение — за рамками учебной недели.

Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Цикл — это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными  видами образования (в принципе, человечество выработало только три вида образования — гуманитарное, естественнонаучное и техническое).

Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Профессиональная  характеристика профессии квалифицированного рабочего (ПХ) является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования второго федерального уровня. Она представляет собой многофункциональный документ, ориентированный как на работодателей, так и на граждан, учебные заведения, научно-методические организации системы народного образования и службу занятости.

Наконец наиболее важным в практическом отношении элементом  государственного стандарта профессионального  образования является федеральный компонент содержания профессионального обучения, определяющий для каждого блока стандарта конкретный состав изучаемых учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения.

 

Тема 9. Основы педагогического проектирования

 

9.1. Основы педагогического проектирования

 

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека (например образовательное учреждение).

Педагогические системы  бывают малыми, средними, большими, супербольшими.

Малые системы - это отдельные системы воспитания учащихся (в училище - система производственного обучения).

Средние системы - система деятельности училища.

Большие системы - системы образования района, города.

Супербольшие системы - система образования республики.

Особая система - учащийся, педагог.

Педагогический процесс - главный объект проектирования педагога.

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определённое время и в определённом пространстве.

Структура педагогических ситуаций:

- два субъекта деятельности: педагог и учащийся;

- способы их взаимодействия.

Этапы и формы педагогического проектирования

Проектирование, многоступенчатая деятельность, происходящая в три  этапа:

 

1) моделирование;



2) проектирование;


 

3) конструирование.

 

 

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педсистем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

<span class=


Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"