Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:27, курс лекций

Описание работы

Педагогика - наука о воспитании.
Педагогика как область культуры, которая интегрирует практическую деятельность, науку и искусство. Эти компоненты всегда относятся к взаимодействию людей, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен знаниями, ценностями, способами деятельности, индивидуальным опытом и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников этого обмена.

Файлы: 1 файл

Педагогика Курс лекций(сокр).doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Основными тенденциями  развития профессионального образования  являются:

- гуманизация;

- демократизация;

- непрерывность;

- опережающее образование  (уровень образования должен быть  выше уровня производства.

Уровень начального образования  должен быть таким, чтобы  подготовить конкурентно способных рабочих.

Конкурентно способный  рабочий это высокообразованный рабочий, обладающий высоким уровнем  профессиональной компетентности.

 

8.5. Принципы  государственной политики в области  образования

 

1.Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития общества. Воспитание гражданственности и любви к Родине.

2.Единство федерального  культурного и образовательного  пространства (многонациональная страна).

3.Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся.

4.Светский характер  образования.

5.Свобода и плюрализм  в образовании.

6.Демократический, государственно-общественный  характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

В ст.14 закона «Об образовании» выделены общие требования к содержанию образования.

1.Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации; развитие гражданского общества; укрепление и совершенствование правового государства.

2.Содержание образования  должно обеспечить:

- формирование адекватной  картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности  в систему культуры;

- формирование человека-гражданина;

-воспроизводство и  развитие кадрового потенциала  общества.

На основании такого государственного заказа можно выделить следующие основные направления реализации социального заказа:

1. Ориентация на удовлетворение  дифференцированных образовательных  запросов личности.

2. Образовательный стандарт  должен стать стратегическим  механизмом сохранения целостности  РФ.

3. Осознание личностной, общественной и государственной значимости образования. Образование должно стать приоритетной сферой экономики, образование должно стать престижным.

4. Краеугольный камень  образования – гуманистическая  направленность, т.е. раскрытие общечеловеческих ценностей.

5. Сохранение федерального  культурного и образовательного  пространства.

6. Общедоступность, вариативность  образования, организация новых  типов форм обучения.

7. Концепция образования  должна сочетаться с политическими  и социально-экономическими прогнозами.

8. Обязательное выполнение  трёх условий:

- соблюдение стандарта  общего образования;

- наличие конкурса  в учебное заведение;

- экономическое обеспечение  образования.

9. Государственная аккредитация.

10. Главное внимание  должно уделяться содержательной основе образования.

Образование – важнейшая  сфера жизни общества, которая  определяет его экономический, интеллектуальный, нравственный потенциал.

Особое место в системе  образовательных учреждений занимают учреждения дополнительного образования, которые дают возможность развития разных сторон личности, помогают реализовать права на образование, информацию, досуг, участие в культурной жизни общества и др. В этой связи уместно учреждения дополнительного образования рассматривать как звено единой системы образования.

Если образование является ценностью, системой, процессом и  результатом, то тогда можно говорить о повышении качества образования  в целом.

 

8.6. Государственная  аккредитация образовательного  учреждения

 

Признание (подтверждение) статуса и уровня деятельности образовательного учреждения, отвечающего критериям и требованиям государства, закреплённое свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Государственная аттестация образовательных учреждений (государственная аттестация)

Установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных стандартов.

Лицензирование  образовательного учреждения

Процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения , оформление и выдачу образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной  деятельности по заявленным образовательным  программам высшего и (или) дополнительного профессионального образования.

Сертификация

Обеспечение соответствия качественного уровня персонала  предприятий и организаций требованиям, предъявляемым международным рынком труда, гармонизации национальной системы сертификации с международными требованиями.

 

8.7. Образование  в России

 

В России с 1917 года по настоящее  время образование претерпело ряд  изменений от системы, обеспечивающей грамотность каждого гражданина Советской России, к системе обязательного  начального образования, восьмилетнего и, наконец, обязательного среднего образования и далее вплоть до реформы 80 – 90 годов. С 1991 года в России в рамках закона «Об образовании» принято обязательное девятилетнее образование, а с 1998 года Россия переходит к системе двенадцатилетнего образования. В этот период система школьного образования осуществлялась в рамках единообразной школы и в городе и на селе. Образовательный процесс организовывался по единым учебным планам и программам для реализации единых целей и задач. С 1991 года в России появились гимназии, лицеи, частные школы и новые образовательные системы – центры творчества, колледжи, дополнительные образовательные учреждения и др. Сегодня школы и вузы работают по разным учебным программам, ставят и решают разные образовательные задачи, предоставляют различны образовательные услуги, в том числе и платные.

 

8.8. Система  профессионального образования  за рубежом

 

Реформирование отечественной  системы образования, в частности  профессионального, невозможно без  учета мирового инновационного опыта в этой области.

Очень важен опыт стран, реализующих концепции развития непрерывного образования, и обеспечивших им выход в ряд самых развитых стран мира по уровню стандарта образования.

На сегодняшний день в Великобритании создана новая структура непрерывного образования и профессионального обучения, позволяющая вести подготовку специалистов по разным направлениям, включая начальную, среднюю и высшую школы.

Объявив подготовку профессионалов в качестве общенациональной программы, британские педагоги подготовили и внедрили Новую национальную профессиональную квалификацию (NVQ), состоящую из пяти взаимосвязанных уровней. Необходимость разработки и реализации этого проекта была продиктована как отставанием уровня профессионального образования от наиболее развитых стран, где реформирование системы образования произошло ранее (Германия Швеция, Дания, Нидерланды), так и нехваткой квалифицированных рабочих специалистов, которых в 1990 г. не хватало в 18 % британских компаний.

Система профессионального образования в Германии. В Германии принята наиболее сложная структура образования. Дифференциация учащихся и их профессиональная направленность заложены в трех типах средних школ, которые дифференцируют обучение после начальной школы. Профессиональную подготовку проходят в основном выпускники народной школы (9 лет обучения) и отчасти реальной (10 лет). Еще одним типом средней школы является гимназия (13 лет обучения).

В Германии управление системой профессиональной подготовки учащихся децентрализовано. Центральное ведомство несет ответственность за управление школами, а полномочия делегируются управляемым землям. Для структуры управления образованием характерно сочетание федерализма на национальном уровне с централизацией на уровне земель.

Однако различные ступени  образовании имеют свои особенности  в распределении ответственности  и меру компетентности на тех или  иных уровнях.

Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в  системе ученичества на предприятиях. В 1981 г. система ученичества составляла 65 % выпускников народной школы и 12 % - реальной.

Эта система предполагает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями  в сопровождающей профессиональной школе (по 10 часов в неделю). Этим объясняется название системы профобразования в Германии — «дуальная».

Дуальная система (ДС) — это ведущая форма овладения профессией, которая включает ученичество на частном предприятии с одновременным посещением государственной, так называемой профессиональной школы (ПШ).

При дуальной системе  государство контролирует школьную (образовательную) часть профессиональной подготовки — обучение в ПШ, а торгово-промышленная и ремесленная палаты (самоуправляющиеся органы предпринимателей) — обучение на производстве. Ведущую роль в подготовке рабочих играет не государство, а частный капитал, который предоставляет молодежи из трудящихся слоев населения возможность получать только узкопрофессиональную, утилитарную подготовку (лица, не достигшие 18 лет, могут обучаться только одной профессии).

Права и обязанности  предпринимателя и обучающегося (ученика) регламентируются законом  о профессиональном образовании (1969 г.).

Дуальная система проявила способность к внутренней структурной перестройке. После 1969 г. был принят ряд постановлений, направленных на её совершенствование; она приобрела ступенчатую структуру.

Структура профессионального  образования Германии такова: 1 ступень — год начальной профессиональной подготовки (сообщаются теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления»;

2 ступень — ученики знакомятся с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);

3 ступень — проводится специализация, которая завершается экзаменом.

При ступенчатой системе обучения ученики должны получить:

- широкий спектр теоретических  знаний, практических навыков и  умений по группе родственных  профессии;

- приобрести навыки  и умения совместно отстаивать  свои интересы и добиваться улучшения условий труда.

1-я и 2-я ступени  обеспечивают подготовку большей  части рабочих для выполнения простейших трудовых операций при обслуживании сложных промышленных установок и станков, а 3-я ступень — подготовку учеников для овладения теоретическими знаниями и умениями, которые необходимы при наладке и ремонте этого оборудования.

В 70—80-е гг. происходит структурная перестройка дуальной системы в связи с усиливающейся дифференциацией профессионального образования. Система приобретает иерархический характер: создаются профессиональные академии (ПА) с трехлетним сроком обучения. Уровень подготовки в ПА выше, чем в ДС.

«Шведская модель»  профессиональной подготовки. Швеция всегда считалась законодателем прогрессивного реформирования образования. Тратя более 8 % валового национального продукта на образование (Великобритания — 5%) и достигнув соотношения ученик — учитель 12:1, государство никогда не сомневалось в необходимости таких затрат. Организация профессионального обучения в Швеции всегда заслуживала пристального внимания.

Начиная с 1971 года, Швеция имеет систему дублированного образования в старших классах школы, которая организована на региональной основе и включает в себя профессиональное и академическое направления. После завершения обязательного школьного образования в так называемой общеобразовательной «Grunskolan», абсолютное большинство учащихся переходит в ближайшую «Gymna-sieskolan», где можно выбрать для изучения курсы из более чем 20 практических и теоретических предметов. Большинство (2/3 учащихся) выбирает два или три направления и учится два или три года в профессиональных школах, в то время как 1/3 предпочитает академический курс, который длится три или четыре года. Правительство устанавливает квоты на рабочие места. Учащиеся, обучающиеся по типовой программе, изучают шведский, английский, немецкий или французский языки, социальные науки и математику. Курсы организованы на модульной основе, знания учащихся оцениваются по количеству накопленных баллов.

«Французская  модель» профессиональной подготовки. Во Франции после обучения в школе главенствует образование, основанное на обучении в колледже. Это позволяет избежать ранней специализации. Начальное образование во Франции для большинства детей длится до 11 лет, затем они переходят в колледж — общеобразовательное четырехлетнее заведение, которое возникло из многоцелевых профессиональных колледжей, впервые организованных в 1964 году. Далее большинство детей продолжает обучение либо в общеобразовательном, либо в техническом лицее.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"