Лекции по "психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:01, курс лекций

Описание работы

Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации потенциала работника. Работой в общем смысле считают деятельность, направленную на достижение определенного результата и подразумевающую позитивную направленность.
Как любой вид деятельности, работа имеет свои плюсы и минусы. Работа есть источник благ:
1) средства к существованию – сюда включены такие статьи, как заработная плата, дотации, льготы, предоставляемые предприятием работнику; возможность самореализации – возможности творческого подхода к работе, реализации своих идей;

Файлы: 1 файл

лекции (2).docx

— 118.85 Кб (Скачать файл)

1) подготовка к наблюдению;

2) проведение наблюдения;

3) обработка данных наблюдения;

4) анализ результатов и подготовка мероприятий по совершенствованию организации труда или установлению норм и нормативов.

При подготовке к  наблюдению изучаются следующие  параметры:

1) технологический процесс, который выполняется администратором при выполнении им трудовых функций;

2) организация труда на рабочем месте;

3) порядок обслуживания;

4) технические характеристики, режимы работы. Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.

51. Стили руководства

Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается  повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

Демократический стиль  управления характеризуется тем, что  принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все  мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется  не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

Авторитарный стиль  управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерны жесткое единоличное принятие решения  руководителем, им же осуществляется жесткий  постоянный контроль за выполнением  отданных им распоряжений, и при  отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем  месте или вообще отсутствует, нет  никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции  и многое другое), но большой минус  этого стиля управления заключается  в высокой вероятности ошибочных  решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности  работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».

Либерально-анархический стиль управления характеризуется  максимально возможной демократией  и минимальным контролем за работниками  в организации. Каждый работник может  высказывать свою точку зрения и  позицию, при этом не отстаивая ее. Как правило, при таком стиле  руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и  т. д.

На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.

52. Пути решения профессионального конфликта

Если руководитель будет придерживаться следующих  правил, то конфликтные ситуации между  ним и подчиненным будут возникать  реже и, возможно, исчезнут совсем.

Правило 1. Необходимо давать своим подчиненным конкретные задания, которые возможно выполнить. Распоряжение должно быть изложено доступным  языком с точно поставленными  задачами и целями, при необходимости  повторить еще раз распоряжение или попросить изложить его тому сотруднику, которому оно дано.

Правило 2. Все распоряжения и приказы, отдаваемые руководителем, должны быть законными и не превышать  должностные полномочия. Руководитель никогда не должен идти вразрез с  законом, а пытаться давать только законно  обоснованные распоряжения.

Правило 3. Критиковать  подчиненного не в присутствии других подчиненных, а один на один с ним. Также при критике нельзя указывать  на личность подчиненного, необходимо делать акцент на те действия или бездействия, которые он совершил. При этом по возможности необходимо указывать  на пути разрешения сложившейся ситуации.

Правило 4. Критиковать  только после того, как похвалили  своего сотрудника. То есть начните  разговор с сотрудником с положительных  моментов и достижений этого сотрудника, тем самым вы положительно настроите  его по отношению к вам. А уже  после порции похвалы укажите  на недочеты в его работе.

Правило 5. Необходимо давать критическую, негативную оценку подчиненному сотруднику только наедине, не приписывая к высказыванию весь социальный коллектив (группу). Никогда  не указывать на национальность сотрудника, его вероисповедание, не давать негативную характеристику той социальной группе, к которой он относится, то есть вести  себя с подчиненным на равных, чтобы  у подчиненного не возникало чувства  дискомфорта.

Правило 6. Всегда быть справедливым по отношению к подчиненным, не выделять любимчиков, а честно отмечать и поощрять заслуги всех подчиненных.

Правило 7. Всегда контролировать исполнение распоряжений в ходе их выполнения. Это повысит качество выполнения и при необходимости  вовремя откорректирует действия подчиненного.

Правило 8. Никогда  не пытаться за короткий период времени  перевоспитать подчиненного, который  вам неугоден.

Правило 9. Как можно  реже наказывать своих подчиненных  и как можно чаще помогать им в  выполнении распоряжений, не указывая на свое превосходство над ними, давая возможность подчиненному раскрыться.

Правило 10. Никогда  не винить подчиненных в своих  неудачах и ошибках.

53. Физиологические принципы рационализации труда

Как известно, любой  трудовой процесс можно разделить  на операции, приемы, действия, движения.

Трудовые процессы классифицируются по следующим признакам:

1) по видам:

а) хватательные;

б) поддерживающие;

в) переместительные;

г) освободительные;

2) по способу выполнения движения;

3) по точности:

а) свободные;

б) приноровительные;

4) по функциональному назначению:

а) основные;

б) поправочные;

в) дополнительные;

г) аварийные;

д) ошибочные.

Трудовое действие – это совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним  или несколькими органами человека, например взять ручку или деталь.

При оптимизации  структуры трудовых действий необходимо учитывать возможность устранения поправочных и дополнительных действий. Трудовые действия классифицируются по двум принципам:

1) по принципу универсальности:

а) сквозные (взять, положить, поднять);

б) специфические;

2) в соответствии с их названием:

а) переместительные;

б) соединительные;

в) с управлением оборудования.

Проектирование  и рационализация трудовых операций заключаются в органическом слиянии  в единую систему по законам производственной целесообразности и рефлекторной саморегуляции.

Рационализация  трудовых движений – важный резерв роста производительности труда.

Всякое трудовое движение может быть охарактеризовано с трех сторон:

1) механическая, при которой движение характеризуется силой, темпом, скоростью, траекторией;

2) психологическая, при которой движение можно характеризовать исходя из деления их на основные, дополнительные, аварийные, лишние, принорови-тельные и т. д.;

3) физиологическая – трудовое движение рассматривается как двигательный условный рефлекс, при котором трудовая операция рассматривается с точки зрения рефлексов.

Двигательное действие можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных компонентов двигательных реакций, которая требует динамических и статических усилий.

Оценка рациональности рабочих движений учитывает их быстроту, удобство выполнения и оптимальный  расход энергии.

Рационализация  рабочих движений базируется на следующих  принципах: правильное использование  активных и пассивных сил, плавность, непрерывность и ритмичность  движений, округлость или овальность траектории движущихся звеньев, умеренный  диапазон движений, сочетание работы обеих рук, устранение лишних движений, ограничение статических напряжений и т. д.

54. Охрана труда

Нельзя забывать при соблюдении техники безопасности и об охране труда. Под охраной  труда понимается система сохранения здоровья и, самое главное, жизни  человека в процессе выполнения им трудовых обязанностей.

Каждый работник имеет право работать на безопасных для его здоровья рабочих местах. Также в рамках безопасности труда  работник имеет право на:

1) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; получение достоверной информации от работодателя и соответствующих государственных органов об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске и о вреде здоровью;

2) отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

3) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

4) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральными органами исполнительной власти, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

5) обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

6) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

7) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); компенсации, установленные законом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда.

55. Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями  и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или  иного сотрудника. Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и  физические условия труда:

1) обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от него никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;

2) цветовая гамма помещения так же очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен так же влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

Специалисты в области  декора интерьера утверждают, что  красные и оранжевые цвета  являются теплыми, а голубые, зеленые  тона являются холодными. И это означает, что стоит только неправильно  подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру  придется вместо работы выслушивать  жалобы, поступающие от сотрудников; 3) в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные  влиянию освещения на работоспособность  человека, и выявили, что долгое занятие  мелкой работой или чтением книги  при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом  снижает его. Очень яркий, ослепительный  свет или, наоборот, тусклое освещение  отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию  трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение  наглядной результативности труда  для работника; привлечение машин  для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности  труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Информация о работе Лекции по "психологии труда"