Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
В быстро меняющейся среде образовательное учреждение не может себе позволить пассивное следование за изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит свое существование.
Скорость изменения МОУ № 95 как экономической системы (ассортимента услуг, качества, и др., в том числе стратегии и тактики) должна не отставать, а в момент начала изменения – по возможности опережать изменения внешней среды. Маркетинг должен быть динамичным сам и ускорять развитие МОУ № 95.
Данное образовательное учреждение не нуждается в активном продвижении товара, поэтому основной задачей может стать: привлечение дополнительных средств для МОУ за счет расширения предлагаемых платных образовательных услуг (каждое учреждение должно дифференцировать свое предложение путем создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения представительной группы в рамках данного сегмента). Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает следующие установки и решения в отношении его деятельности:
-
оказываются (производятся) в основном
те образовательные услуги, которые
пользуются и будут
-
ассортимент продукции МОУ №
95 достаточно широк и интенсивно
обновляется с учетом
Отсюда можно порекомендовать открытие дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющие потребности, склонности и интересы конкретного ребенка (различные мероприятия эстетической направленности – ИЗО, студия актерского мастерства), также уделить большое внимание услугам, которые направлены на улучшение физического здоровья детей – бассейн, детский фитнес, современный танец, они наиболее перспективны и актуальны в настоящий момент. Т.к. малое количество школ предоставляют данные услуги, а потребительский спрос на них растет.
Рассмотрим более подробно введение услуги – детский фитнес с элементами ЛФК (лечебной физкультуры). Данная услуга выбрана с учетом повышенного потребительского спроса.
Для принятия решения по введению новой услуги «Детский фитнес» был проведен анализ, нацеленный на изучение спроса потребителей, на выявление предполагаемых потребителей (контингент) новой услуги по виду деятельности, с использованием анкеты (приложение № 6); изучение существующих конкурентов; также была составлена сводная конкурентных преимуществ данной услуги.
Ниже мы продемонстрируем
результаты проведенного
Для выявления той области, в которой предполагалось внести, по мнению потребителей изменения, был сформулирован вопрос с тремя вариантами ответа:
«Какой аспект нуждается в дальнейшем развитии?»
А) обучение;
Б) воспитание;
В) здоровье.
В данном опроснике принимало участие 423 человека, из них
Результаты ответов показаны на рисунке 3.12.
Рисунок 3.12. Необходимая область для модернизации.
После выбора области для совершенствования, изучались результаты второго этапа, где нужно было ответить на вопрос «Какие услуги вы хотели бы увидеть в выбранной Вами области?»
Область «Здоровье»:
Обоснованность предложения данных услуг заключается в том, что образовательное учреждение должно заниматься здоровье – воспитательно - обучающейся деятельностью в целом, а не только здоровьем, этим должны заниматься лечебные учреждения, поэтому предложенные услуги, лишь корректируют, восстанавливают и способствуют улучшению здоровья и только в некоторой степени излечивают полностью.
Из названного ассортимента выбираются услуги, соответствующие возможностям, уставным целям и способные дать приемлемый для школы доход. В виде диаграммы эти данные имеют следующий вид (рис. 3.13):
Рисунок 3.13. Виды услуг здоровье сберегающей направленности.
Также, используя рисунок 3.13, можно предположить какое количество потребителей услуги «детский фитнес» ожидается – 51 %.
Данный вид услуги актуален не только большим спросом на него, но и его целевыми установками, его здоровье укрепляющими свойствами. Программа детского фитнеса сочетает в себе аэробику, танцы, элементы лечебной физкультуры (ЛФК), силовую подготовку, ориентированную на III, IV классы, также игровые моменты. Все выше изложенные аспекты важны для гармоничного и здорового как физического развития, так и психологического состояния ребенка.
Решение на внедрения такой услуги как детский фитнес обуславливается еще и тем, что в Курчатовском районе данная услуга предоставляется только одним оздоровительным клубом «Фитнес - Витамин», данный клуб является конкурентом с точки зрения географического месторасположения. Спортивно-оздоровительный комплекс Sport-haus также будет являться конкурентом, но с точки зрения масштабности предоставляемых услуг, а также большего охвата потребителей, т.к. в нем сочетается разнообразный ассортимент услуг, нацеленный на детскую и взрослую аудиторию.
МОУ № 95 планирует реализовывать «Детский фитнес», основываясь на следующих организационных моментах:
фитнесом и подобными направлениями, самоповышение квалификации);
В таблице 3.10. отметим основные конкурентные преимущества услуги «Детский фитнес» в МОУ № 95, клубе «Витамин», а также в Sport-haus.
Таблица 3.10.
Конкурентные преимущества услуги «Детский фитнес» в МОУ НОШ № 95.
Преимущества |
МОУ № 95 |
Оздоровительный клуб «Фитнес-Витамин» |
Спортивно-оздоровительный комплекс Sport-haus |
14. Выход |
3
12
45 мин.
400 руб. день, вечер
игровая форма
высокая
деление групп по параллелям (I, II, III-IV)
смешанная группа
+
спорт. зал, душ, раздевалка
элементы лечебной физкультуры (ЛФК)
семейный абонемент – второй абонемент с 30% скидкой
конкурсы, выступления (школа, район, городи т.п.)
|
3
12
1 час
400 руб. день, вечер
игровая форма
средняя
смешанная группа
смешанная группа
+
спорт. зал, душ, раздевалка
семейный абонемент – второй абонемент с 15 % скидкой
|
2
8
45 мин.
300 руб. день
игровая форма
высокая
смешанная группа
только девочки 9-12 лет
+
спорт. зал, душ, раздевалка
работа с позвоночником
|
В таблице 3.11. представим смету
на платную образовательную
«Детский фитнес» на месяц.
Период обучения 9 месяцев.
Количество часов по плану в месяц на 1 группу: 12 час.
Число занимающихся в группе: 10 чел.
Таблица 3.11.
Смета (калькуляция) на дополнительную услугу «Детский фитнес»
1. Расходы на оплату труда | ||
1. |
Зарплата тренеру по договорной стоимости: 80 руб.(1 час) * 12 час. |
960 руб. |
2. |
Зарплата куратора (фиксированная сумма по договору) |
140 руб. |
3. |
Зарплата бухгалтера |
240 руб. |
4. |
Зарплата кассира |
240 руб. |
5. |
Зарплата обслуживающего персонала (электрик, сантехник, уборщица) |
810 руб. |
Итого расходы по зарплате: | ||
2. Начисления на зарплату ( един. соц. налог) 36, 8% 879 руб. | ||
3. Материальные затраты: | ||
1.
2.
|
Коммунальные услуги:
средн. факт. расходы в месяц 8044 руб. 22 коп. / 850 чел. в учреждении / 240 час. норма в месяц * кол-во часов в месяц 12 час * 10 чел.
средн. факт. расходы в месяц 14894руб. 60 коп. / 850 чел. в учреждении / 240 час. норма в месяц * кол-во часов в месяц 12 час * 10 чел.
средн. факт расход за мес. 35750 руб. / 850 чел. / 240 час. норма в месяц кол-во часов в месяц 12 час.*10 чел. Прочие расходы: - муз. центр 9600 руб. *10% /10чел. - степы 11 * 3000 руб.* 7,6 % / 9 мес. / 144 ср. кол. час.* 12 ч - мячи 11 *600 руб.* 7,6 % / 9 мес. / 144 ср. кол. час. * 12 ч - коврики 15*200 руб.*7,6% / 9 мес. / 144 ср. кол. час.*12 ч - вентиляция 11000*10% / 9 мес./ 144 ср. кол. час. * 10чел - реконструкция помещения 9000 руб. |
4 руб. 70 коп.
8 руб. 80 коп.
21 руб.
9 руб. 60 коп.
23 руб. 22 коп. 4 руб. 60 коп.
2 руб. 8 руб. 50 коп. 7 руб. |
Итого материальные затраты: | ||
Итого прямые затраты: | ||
4. Доход школы 20 % | ||
5. Общая стоимость услуги « | ||
6. Стоимость одного абонемента в месяц услуги
«Детский фитнес» |
Первоначально цену рекомендуется установить несколько ниже цены существующей на сегодняшний день на услугу «Детский фитнес» - рекомендуемая цена месячного абонемента – 400 рублей. В дальнейшем на основании маркетинговых исследований предполагается установить цену на уровне не ниже среднерыночной (500руб.) и возможное повышение их на основе определения эластичности спроса на данный вид услуги, также это будет зависеть от:
Рассмотрим социально-экономическую эффективность вводимой услуги.
Для расчета рентабельности используем формулу:
Пl = П/Сб x 100,
где Пl - норма рентабельности (в процентах), П — масса прибыли ( намечаемая прибыль) закладывается в размере 144 000 руб., Сб — себестоимость (все расходы по проведению занятий – зарплата, материальные и приравненные к ним затраты, заложенные в смету), составляет 183 524 руб.
П = получаемая прибыль за 9 мес.
П = 400 руб. х 40 чел. х 9 мес. = 144 000 руб.
Сб. = затраты + затраты на приобретение комплектующих для реализации услуги.
Сб. = 120 924 руб. + 62 600 руб.= 183 524 руб.
Пl = 144 000 х 100 = 78,46 %
183 524
Чистый доход (ЧД) рассчитывается по формуле:
ЧД = ДП – ДКД,
где ЧД – чистый доход, ДП – денежный поток, ДКД – доходы от коммерческой деятельности, выделенные на реализацию проекта.
ДП = прибыль – затраты на з/пл. – затраты на коммунальные услуги – амортизационные отчисления (2,3 %).
ДП = 144 000 руб. – 3 269 руб. х 12 мес. – 12 420 руб. – 1 440 руб. = 90 912 руб.
ЧД = 90 912 руб. – 62 600 руб. = 28 312 руб.
Чтобы выяснить индекс доходности (ИД) необходимо знать денежный поток (ДП) и доход от коммерческой деятельности, выделенный на реализацию проекта (ДКД).
ИД = ДП / ДКД,
ИД = 90 912 руб. / 62 600 руб. = 1,45 %
Если ИД > 1, то данное нововведение перспективно, если ИД < 1, то оно ущербно для организации.
Чтобы подсчитать период окупаемости (ПО), используем следующую формулу:
ПО = ДКД / ДП в периоде,
ДП в периоде = ДП / 12 мес.
ДП в периоде = 90 912 руб. / 12 мес. = 7 576 руб.
Таким образом,
ПО = 62 600 руб. / 7 576 руб. = 8,26 мес.
отсюда можно сделать вывод, что окупаемость данного проекта рассчитана на срок до одного года, более конкретно на 8,26 месяцев.
Из выше изложенного следует вывод, что услуга детский фитнес может быть реализована в МОУ НОШ № 95, так как индекс доходности (ИД) > 1, ИД = 1,45, срок окупаемости составляет 8,26 месяцев. Это свидетельствует о том, что через этот период полученную прибыль можно направить на повышение качества услуги, на расширение спектра ее дополнительных услуг.
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением