Маркетинговое управление образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)
    • по системе Л.В. Занкова;
    • по системе Н.Ф. Виноградовой;
    • по программе « XXI века»;
    • по программе « Школа 2000-2100»;
    • по программе «Гармония».

17.Характеристика кадров:

  • педагогические кадры: необходимое количество пед. работников согласно штатному расписанию  - 89, фактически занято ставок  - 76,  вакансии  - есть, педагогических работников всего – 76;
  • образовательный уровень  педагогов:  высшее образование – 75 чел., 90,4%; незаконченное высшее – 6 человек, 7,2 %; среднее специальное педагогическое – 2 человека, 2,4 %; педагогических работников со средним образованием – нет, 0%.
  • Квалификационные категории имеют:
    • высшую категорию 28 чел.- 33 %;
    • 1 категорию – 31 чел.- 37,3 %;
    • 2 категорию – 2 чел.- 1,8 %;
    • ученая степень – нет, ученое звание - нет,
    • Отличников народного образования – 15 чел.;
    • количество совместителей – 1 чел., 1,2%;
    • количество педагогов, работающих по контракту – нет,
    • количество социальных педагогов – 2чел., 2,4% ;
    • количество психологов – 2 чел., 2,4%;
    • других специалистов – 2 чел., 2,4 %;
  • возрастная характеристика педагогических кадров:
    • 20-30 лет – 6 человек, 8 %;
    • 30-40 лет – 19 человек, 21 %;
    • 40-55 лет – 34 человека, 43%;
    • более 55 лет – 17 человек, 17 %;
  • медицинские кадры: врачи - 1, медсестра - 1, инструктор ЛФК - 1, др. специалисты: офтальмолог – 1, окулист – 1, наличие МППС нет;
  • кадры пищеблока: заведующая производством – 1, повар – 3, кондитер – 1, подсобная работа – 2;

Анализ кадрового обеспечения представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Анализ кадрового обеспечения.

 

2001г.

2002г.

2003г.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Всего работников

 

110

 

109

 

110

В т.ч. пед. работ.

 

77

 

78

 

76

Обеспеченность кадр.

198

118

194

116

192

115

Педагог. работники с высшим образов.

 

65

 

60

 

65


 

Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень качества образования, является кадровое обеспечение. По результатам комплектования на одного учащегося в школе приходится в 2002г. 0,12 единицы при численности по модельному штатному расписанию 0,2.

Исходя из приведенных данных, мы наблюдаем рост кадрового состава с высшим образованием, при том, что в целом по Курчатовскому району наблюдается снижение специалистов с высшим образованием на 0,3% в 2002 году.

Из вышесказанного следует, что МОУ № 95 имеет кадровое конкурентное преимущество по сравнению  с аналогичными учреждениями, связанное с качеством преподавания образовательных программ, но  с точки зрения возрастной характеристики кадров школа № 95 имеет критический предел.

Значительное внимание уделяется вопросам оплаты труда [13]. Финансирование  заработной платы от общего объема представлено в таблице 2.2. 

 

Таблица 2.2.

Заработная плата педагогических работников

2000г.

2001г.

2002г.

План

Факт

План

Факт

изменения

План

Факт

изменения

 

84,1%

85,6%

86,1%

+ 0,5%

88,5%

90,8%

+2,3%


 

В результате средняя заработная плата по школе в 2002г. составляет – 1773 руб., при уровне средней заработной платы по Курчатовскому району – 2983 руб.

Оплата работникам производится на постоянной основе (оклад) по тарифной сетке. Постоянная часть – заработная плата, переменная часть - надбавки к должностным окладам, порядок и размеры премирования работников, по согласованию с профкомом за творческое и активное участие в мероприятиях ( школьного, районного, городского, областного уровней), в том числе участие в семинарах, конференциях и т.п.

Источники  финансирования  МОУ НОШ № 95– бюджет, платные услуги, родительская плата.

1. Условия оказания и виды платных  услуг ( в случае их оказания  и при наличии лицензии):

  • платные образовательные услуги: подготовка к обучению в 1 класс;
  • группы продленного дня, изучение английского языка, спортивные секции, проводятся в специально оборудованных кабинетах во внеурочное время на договорных условиях.

2. Финансово-хозяйственная деятельность.

Финансирование МОУ осуществляется Учредителями в соответствии с заключенными между ними Договором на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося. Валютные средства, полученные МОУ от внешнеэкономической деятельности, используются им в порядке, установленном законодательством РФ.

МОУ самостоятельно распоряжается финансовыми средствами и устанавливает работникам ставки заработной платы на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и в соответствии с присвоенной квалификационной категорией.

МОУ  в части непредпринимательской деятельности, определенной Уставом освобождается от уплаты всех налогов, в порядке, предусмотренном Законодательством РФ.

В соответствии со своими уставными целями и задачами МОУ реализует дополнительные образовательные программы и оказывает дополнительные платные образовательные и медицинские  услуги за пределами определяющих его статус программ с учетом потребностей семьи на основе Договора с родителями (законными представителями) при наличии лицензий.

Анализ  финансово - хозяйственной деятельности МОУ начальной школы № 95 за 2002-2003 уч. год представлен  в приложении № 1.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МОУ являются:

  • Имущество, переданное МОУ Собственником и закрепленное за ними на праве оперативного управления;
  • Собственные средства Учредителей;
  • Бюджетные ассигнования и другие поступления от органов управления образованием;
  • Внебюджетные средства;
  • Доход, полученный от платных дополнительных образовательных услуг и других видов разрешенной МОУ деятельности;
  • Имущество, приобретенное за счет финансовых средств МОУ, в том числе за счет доходов, получаемых от деятельности, осуществляемой им в соответствии с Уставом;
  • Амортизационные отчисления;
  • Безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организацией, учреждений и граждан;
  • Иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Управление МОУ осуществляется в соответствии с Законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Высшим органом управления является общее собрание членов педагогического коллектива – Педагогический Совет школы, который собирается 2 раза в год. Формами самоуправления являются: Педагогический совет школы, Совет школы, избранный общим собранием из представителей коллектива школы, родителей (законных представителей) в количестве, определяемом общим собранием ежегодно. Совет  школы ответственен перед Педагогическим советом, осуществляет руководство всей организационной, учебной, финансовой, хозяйственной, социально-культурной деятельностью в период между Педагогическими советами.

МОУ № 95 определяет образовательный запрос родителей, проводит анкетирование, изучение медицинских карт учащихся, организует подготовительные группы по обучению к школе и консультированию родителей.  На основе изучения личности ребенка еще в детском саду, в семье родителям предоставляется возможность выбора  профиля обучающей и развивающей деятельности. На данный момент в школе также действует  школа полного дня  (ШПД) с разнообразным ассортиментом дополнительных образовательных услуг.

 

2.3. Анализ маркетинговой деятельности  образовательного учреждения № 95.

 

В данной главе мы рассмотрим вопросы конкуренции МОУ № 95, конкурентные преимущества [14].

Беседа с методистами Управления образованием Курчатовского района  и с методистами ЧИДПОПР, анализ планов работы Курчатовского Управления образования на 2000, 2001, 2002-2005гг. [5; 6; 7; 8; 13; 14] показал, что Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная школа № 95 не имеет явных конкурентов, т.к. является  федеральной экспериментальной площадкой, имеет отличительную ОС (приложение № 2) и является единственной подобной школой в России. В сравнении с другими учреждениями,  МОУ №  95 предоставляет разнообразные дополнительные образовательные  услуги и осуществляет образовательный процесс в соответствии  с уровнями образовательных программ первой ступени образования (4 года ) – начальное общее образование на основе преемственности. На  данный момент школа имеет следующее  количество учеников начального звена – 985 человек, что является одним из преимуществ МОУ № 95  в отличие от других школ. Данное образовательное учреждение является базовой школой Челябинского педагогического колледжа №1, что позволяет ей иметь такое конкурентное преимущество - как применение новейших методических достижений, что позволяет соответствовать всем требованиям современной школы.

Т.к. одно из  характерных отличий государственного предприятия  от  частного предприятия – отсутствие конкурентов или незначительная конкуренция, то у данного образовательного учреждения отсутствуют конкуренты. Но на рынке образовательных услуг присутствуют и другие субъекты, действующие в данной сфере, которых можно рассматривать, как аналог конкурентов. К ним относятся  комплексы школа-сад, т.к. они предоставляют подобные  услуги, имеют похожую орг. структуру, что и в МОУ № 95, имеют преимущество – группы полного дня (ГПД), при наличие динамического часа, сон. часа и невысокую оплату данных услуг, что является очень важным аспектом для родителей, т.к. ребенок будет получать не только начальное образование и пользоваться дополнительными услугами, а также будет отслеживаться и уровень здоровья ребенка, вестись оздоровительная работа. МОУ № 95 также имеет ГПД (или школа полного дня - ШПД), наличие динамического часа, но данной услугой пользуется лишь часть родителей (30 %).

Основными  задачами  данного образовательного  учреждения  могут являться:

  • привлечение  дополнительных средств для школы за счет расширения  и повышения качества предлагаемых образовательных услуг, в том числе и  платных ( каждая фирма должна  дифференцировать свое предложение путем создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения  представительной группы в рамках данного сегмента);
  • Поскольку данному образовательному учреждению удалось завоевать желаемую  позицию, ему следует приложить всяческие усилия для того, чтобы удержать эту позицию  посредством постоянного совершенствования своей деятельности.

Следовательно статьи  затрат будут использоваться  не для рекламных компаний, как  традиционно принято во многих учреждениях, а для повышения качества и ассортимента предоставляемых услуг.

Сегментация рынка товара представляет многомерное деление всех потенциальных потребителей этого рынка на достаточно большие группы таким образом, что каждая из них предъявляет особые, существенно отличные от других, требования к данному товару или услуге.

Сегментация и последующий правильный  выбор целевых  сегментов дают рациональную основу для оценки конкурентоспособности  образовательных учреждений.

Социальные  потребители являются важным элементом характеристики целевого сегмента. Структура целевых потребителей представлена на рисунке 2.2.

Целевые потребители нашего товара обширны. Каждый элемент сегмента пользуется теми видами услуг, которые бы соответствовали его возможностям и статусу:

  - представители крупного и среднего  бизнеса  - ШПД;

- интеллигенция, представители  рабочего класса – кружки, спортивные секции.

Потребители  заинтересованы в получении качественных знаний и навыков, а также в развитии способностей своих детей. Приоритетное направление коллектива преподавателей школы нацелено  на здоровье сберегающие моменты, на  развитие творческих способностей и скрытых резервов своих учеников.

 

Рисунок 2.2 . Целевые  потребители услуг МОУ № 95.

 

МОУ № 95 определяет образовательный запрос родителей, проводит анкетирование, изучение медицинских карт учащихся, организует подготовительные группы по обучению к школе и консультированию родителей. 

На основе изучения личности ребенка еще в детском саду, в семье родителям предоставляется возможность выбора  профиля обучающей и развивающей деятельности. На  данный момент в школе также работает школа полного дня  с разнообразным ассортиментом  дополнительных образовательных услуг.

В соответствии с заказом родителей школа предоставляет следующие дополнительные образовательные услуги:

  • школа полного дня, работающая в режиме развития детей по следующим дополнительным образовательным дисциплинам: шахматы, иностранный язык, танцы, хор, информатика и компьютерные игры, олимпиец;
  • общая физическая подготовка (баскетбольная секция, карате);
  • углубленное изучение предметов с целью подготовки к поступлению в учебные заведения нового типа (лицей, гимназию);
  • подготовительные курсы для будущих первоклассников.

Также:

  • консультации для родителей по вопросам педагогики, психологии, логопедии, дефектологии, медицины, подготовки детей к школе;
  • экспертиза по вопросам образования и обучения в начальных классах;
  • методические консультации для учителей начальных классов;
  • курсовая переподготовка учителей начальных классов;
  • стажировка учителей начальных классов по современным технологиям и методикам;
  • МОУ ведет работу по подготовке педагогических кадров совместно с ЧГПК №1, согласно Учредительному договору по направлениям – организация проведения педагогической практики студентов; проведение лекционных, лабораторных и практических занятий  со студентами по педагогике, психологии, методике преподавания дисциплин  начальной школы;
  • руководство курсовыми и дипломными работами;
  • научно-исследовательская  и творческая работа совместно с педагогическими учебными заведениями и внедрение  ее результатов  в практику.

Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением