Маркетинговое управление образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

Разрешение противоречий: формирование образовательных услуг через: соотнесение инвариантной и вариативной части  услуг, организации внеурочных и внеклассных объединений, расширение сети платных образовательных услуг;

2. Противоречие между спросом  населения на культурно-досуговые  учреждения и их наличием.

Разрешение противоречий: формирование на базе школы скоординированных с другими образовательными учреждениями и учреждениями культуры и спорта района и города  сети кружков, студий, спортивных секций;

3. Противоречие  между количеством  детей, чьи родители хотели бы  обучать их в школе № 95 и  планируемым контингентом.

  Разрешение противоречий: использование  в работе  с родителями «Договора о сотрудничестве», правил приемы в школу № 95, не противоречащих «Закону об образовании»;

4. Качественное поддержание занимаемой  позиции МОУ № 95 и реализация принципов маркетинга.

Разрешение проблемы: введение должности маркетолога.

5. Отток из школы молодых специалистов на фоне дефицита кадров учителей начальной школы. Рост профессионального мастерства отстает от уровня оплаты труда.

Разрешение противоречий: разработка договорной основы оплаты труда и  применение мер морального и материального стимулирования;

6. Современная компьютеризация и  оснащение образовательными   компьютерными программами.

7. Недостаточная обеспеченность  современной  художественной литературой библиотечного фонда.

Разрешение проблемы: проведение конкурса «Подарок школьному библиотечному фонду», сотрудничество с  книжными  фирмами, которые реализуют литературу.

8. Недостаточный уровень использования  здоровья сберегающих технологий.

Разрешение проблемы: расширение ассортимента услуг здоровье сберегающей направленности – введение детского фитнеса.

9. Повышение качества образования.

Разрешение проблемы: создание материальных преимуществ работникам, создание благоприятного для работников нравственно-психологического климата, модели отношений с руководством, стиля и методов руководства, присутствие целенаправленности. Одним из приемов решения данной проблемы может стать организация тренингов,  семинаров, направленных на личностное развитие педагогов.

10. Организация репетиторства  с  обучающимися другого образовательного учреждения.

11. На базе детского дошкольного учреждения открыть филиал по подготовке детей к условиям школьной жизни, к первому классу - преемственность между дошкольным и начальным школьным звеном.

 

3.2.  Социально-экономическая  эффективность  предлагаемых рекомендаций.

 

Ниже рассмотрим две стратегии, способствующие достижению главной маркетинговой цели МОУ № 95 – оптимальное совмещение экономических интересов, достижение согласия между МОУ НОШ № 95, с одной стороны, и потребителями образовательных услуг, с другой стороны; также преобразование и повышение качества образовательных услуг.

  • Введение  в МОУ новой штатной единицы – специалист по маркетингу;
  • Повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, за счет введения новой услуги – детский фитнес и повышения качества образовательных услуг.

Опишем первую стратегию - создание новой штатной единицы  «специалист по маркетингу».

В развитых странах  сдержанное отношение к  коммерциализации образования  и приоритету государственного финансирования и спонсорства,  параллельно сочетают с мерами, которые активно поддерживают  маркетинг образовательных услуг. В результате  недостаточной реализацией данной маркетинговой области  в России (в частности  это касается   МОУ, ДОУ), многие принципы маркетинга не учитываются и не оказывают действия на поведение субъектов рынка образовательных услуг, а их поступки противоречивые и неэффективные.  Из выше сказанного можно сделать вывод, что в образовании нужны специализированные маркетинговые подразделения, службы, отделы, которые смогли бы выступить исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя как с внутренней, так и с внешней средой [21].

Анализ внутренней и внешней среды МОУ НОШ № 95 показал, что для поддержания существующей позиции среди  аналогичных субъектов, потребителей товаров и услуг рекомендуется ввести новую штатную единицу – специалиста по маркетингу, более крупное подразделение менее эффективно, так как потребует больших финансовых затрат и не будет максимально востребовано, это вызвано еще и тем, что  в МОУ № 95 численность персонала составляет 110 работников, поэтому потребность в наличие службы или отдела маркетинга отсутствует. Образовательные учреждения не имеют специальной ставки маркетолога, но она и не запрещена в нормативно-правовой базе.  Отсюда  данная должность в МОУ НОШ № 95 реальна при наличии какой-либо свободной ставки. На данный момент в школе № 95 свободна ставка концертмейстера, поэтому РУО может дать  разрешение на  введение новой должности с учетом договора.

Введение специалиста по маркетингу  в МОУ № 95 обуславливается тем, что:

  • МОУ НОШ № 95 имеет платные формы альтернативного образования, которые должны курироваться специалистом и быть сориентированы на перспективный спрос;
  • Одной из функций маркетолога образовательного учреждения является оценка конкурентоспособности образовательного  учреждения № 95, которая позволит  правильно планировать работу по удержанию имеющихся  у школы рынков за счет внедрения новых передовых образовательных технологий, повышения качества услуг;
  • В перспективе намечается  необходимость  в усовершенствовании маркетинговой стратегии МОУ № 95;
  • Анализ потребительского спроса показал, что появилась потребность в установлении преемственности между детским дошкольным учреждением, начальной школой № 95 и  средним звеном,  закрепленная договором о сотрудничестве и гарантией поступления учащихся в дальнейшем  в то или иное учебное заведение.

На наш взгляд, менеджер - маркетолог более квалифицированно, качественно и своевременно сможет решить эти проблемы образовательного учреждения. Предполагаемый  SWOT-анализ образовательного учреждения, после введения специалиста по маркетингу образовательных услуг в МОУ НОШ № 95 представлен в таблице 3.8.

Таблица 3.8. 

SWOT-анализ МОУ НОШ № 95

Сильные стороны.

  • Расширение ассортимента услуг;
  • Новые возможности;
  • Привлечение новых потребителей;
  • Разнообразие технологий;
  • Качественный и своевременный подход к организации деятельности МОУ № 95.
  • Наличие сформировавшегося положительного имиджа  МОУ №95 у потребителей;
  • Знание специфических  потребностей потребительского спроса и их удовлетворение в рамках определенных сегментов рынка

Возможности.

  • Диверсификация;
  • Расширение ассортимента предлагаемых услуг;
  • Конкурентоспособность услуг, соперничество между существующими конкурентами;
  • Консультирование и обучение персонала вопросам маркетинга

Слабые стороны.

  • Источники финансирования;
  • Низкий опыт  работы маркетолога в образовательной среде;
  • Осознанность персонала к введению новой штатной единицы – маркетолог образовательного учреждения.

Угрозы.

  • Экономическая нестабильность;
  • Слабая законодательная база по введению специалиста по маркетингу в образовательное учреждение.

 

С введением специалиста по маркетингу в МОУ № 95 предполагается  совершенствовать  сильные стороны и укрепить существующую позицию школы,  а также попытаться избежать возможных угроз для образовательного учреждения со стороны экономической ситуации  в России, демографического состояния и рынка образовательных услуг г.Челябинска.

Следует привести Должностную инструкцию (приложение № 4), которая регламентирует деятельность маркетолога и включает все его обязанности, ответственности и права. Маркетолог сотрудничает не только с коллективом школы, но также и с районными и региональными органами управления. Надо отметить ту особенность, что должностная инструкция маркетолога была построена не только  на анализе литературы, но и на опросе руководителей предприятий, образовательных учреждений, работников маркетинговой службы РУО Курчатовского района («Какие функции должен выполнять маркетолог в образовательном учреждении?», «Каковы его права?» ).

Предпочтительнее следующие качества кандидатов по управлению маркетинговой деятельности образовательного учреждения:

  • высокая квалификация;
  • образование (высшее экономическое, юридическое либо близкое к указанным);
  • знание специфики  рынка образовательных услуг;
  • профессиональные навыки (активность, инициативность, исполнительности, креативность, коммуникабельность);
  • опыт работы в качестве маркетолога не менее года.

Предполагаемая оплата труда маркетолога заключается по договору.  В источнике [8] предлагаются примеры расчета средней заработной платы маркетолога различных образовательных учреждений ( включая Вузы ). Например, заработная плата будет варьироваться: 3500 руб., 4000 руб., 5500 руб.

Отсюда, средняя величина:

 З. (ср.)    =    3500 + 4000 +5500    = 4300 руб.,


                                      3

  на начальной стадии в МОУ  № 95 можно установить зарплату  маркетологу на договорной основе, учитывая среднюю величину 4300 руб.

Основные услуги маркетолога образовательного учреждения:

  • выявление, формирование и эффективное удовлетворение потребностей, разрешение проблем целевых групп потребителей;
  • разрешение вопроса преемственности между дошкольными образовательными учреждениями, начальной и средней школой, составление договоров о сотрудничестве;
  • увеличение (сохранение) рыночной доли (процента) в общем объеме  потребления данной категории услуг (продуктов) в регионе действия, в отдельных целевых группах;
  • расширение рынка в данном сегменте или путем завоевания других сегментов;
  • достижение превосходства над конкурентами по качеству услуг, ценам и т.п. и в результате – по рыночной доле;
  • формирование цены на новый товар или услугу, адаптация цен к условиям рынка;
  • управление конкурентоспособностью предоставляемых услуг и товаров;
  • изучение действующих каналов продвижения и продаж услуг и товаров МОУ, а также целесообразность создания (организации) новых каналов сбыта.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • привлечение финансовых средств из прибыли от реализации платных услуг.
  • закупка оборудования для эффективного функционирования;
  • привлечение специалиста по маркетингу. Составление «положения о  деятельности маркетолога».

 С введением новой штатной  единицы – маркетолога модернизируется организационная структура МОУ № 95 представленная в приложении № 5.

 

Необходимые затраты для эффективного функционирования маркетолога представлены в таблице 3.9.

Таблица 3.9.

Затраты на оформление рабочего места маркетолога.

Наименование объекта

Тип оборудования

Стоимость

Цена

(руб.)

Количество

(шт.)

Сумма

(руб.)

1. Стол компьютерный

2. Стул 

3. Лампа

4. Стеллаж книжный

  1. Компьютер

         P IV

6.Многофункцио-нальное устройство  НР.

7.  Подключение к Интернету.

8. Расходы на реконструкцию производственного помещения

заказной

покупной

покупная

 

заказной

 

покупной

 

 

покупной

 

 

покупное

 

 

 

 

2700

 

960

500

 

3900

 

23000

 

 

5290

 

5000

 

 

по смете затрат

1

 

1

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

2700

 

960

500

 

3900

 

23000

 

 

5290

 

5000

 

 

5000

Итого:                                                                                                          46350


 

Используя диаграмму, капиталовложения можно представить в  следующем виде, рисунок 3.11.


Рисунок 3.11.   Необходимые капиталовложения.

 

Отметим достоинства (эффективность) вводимой стратегии:

  • возможность разработки и апробации комплекса маркетинговых инструментов товарной политики МОУ № 95, включающего процедуру определения предпочтений в образовательных услугах и методику оценки и рас ширения товарного ассортимента МОУ;
  • возможность трансформации традиционных образовательных услуг в инновационные;
  • возможность удержания существующей позиции среди  аналогичных субъектов, потребителей товаров и услуг МОУ № 95;
  • организованная и эффективная работа по управлению и исследованию внешней и внутренней среды учреждения.

Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением