Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
По всем критериям МОУ № 95 является наиболее конкурентоспособным в отличие от аналогичных субъектов.
Конкуренты Б, В имеют наибольшую сходность с МОУ № 95.
Для того чтобы иметь наибольшее число конкурентных преимуществ, образовательным учреждениям следует улучшить качество образования (кадровая политика, использование инновационных технологий) расширить круг образовательных услуг, пересмотреть орг. структуру. Но возникает риск – реакция потребителей на улучшения по каждому из указанных показателей; может ли образовательное учреждение позволить себе произвести данные изменения при ограниченных средствах.
Карта-схема восприятия рынка образовательных услуг (рисунок 2.7.), построенная с использованием демографических характеристик (рис. 2.2.).
Рис. 2.7. Карта-схема восприятия рынка образовательных услуг, построенная с использованием демографических характеристик.
Данная карта показывает, чем ближе к какой-либо границе находится то или иное образовательное учреждение, тем большее количество потребителей данной характеристики пользуются его услугами. Отсюда социальная база потребителей товара МОУ № 95 обширна – это представители крупного и среднего бизнеса, служащие, рабочие и не работающие.
Анализ демографических характеристик позволяет установить, какие категории пользуются услугами образовательных учреждений:
А (МОУ № 337) – рабочие, не работающие;
Б ( МОУ № 408 ) - служащие, рабочие;
В (МОУ № 424 ) - служащие, ЧП, рабочие;
Г ( МОУ № 427) – рабочие, служащие;
МОУ № 95 – обслуживет все элементы, в большей степени нацелена на обслуживание служащих, рабочих, ЧП.
На схеме–карте (рисунок 2.8.) представлены наиболее распространенные качества, по которым потребители выбрали то или иное образовательное учреждение.
Рисунок 2.8. Карта-схема восприятия рынка образовательных услуг, отображающая измерения пространства конкуренции и позици потребителей.
Потребители выбирают тип А, т.к. он предоставляет сравнительно большое количество образовательных дополнительных услуг и по низкой цене, но это далеко от характеристики качества. Тип Б выбирают с учетом большого выбора предоставляемых дополнительных услуг, сравнительно недорого и из-за хорошего качества образования.
Тип В – ориентирован в большей степени на служащих и мелких ЧП, предоставляет большое количество дополнительных платных услуг хорошего качество, но цены выше двух предыдущих образовательных учреждений.
Тип Г – ориентирован на рабочих, поэтому и количество услуг умеренное, т.к. учреждение не может себе позволить разнообразить данные услуги из-за нехватки финансирования.
Что касается МОУ № 95, то это учреждение нацелено реализовывать свои дополнительные услуги охватывая все сегменты рынка образовательных услуг, так за счет ЧП, бизнесменов учреждение может развиваться ( в основном пользуются услугой – ШПД), обогащать услуги, ориентируясь на служащих и рабочих и предлагая им разнообразные одиночные услуги ( или английский язык, или спортивные секции, или массаж и многое другое ).
Также из карты-схемы видно, что только одно учреждение - МОУ №95, имеет высокий статус и является престижным не только в Курчатовском районе, но и за его пределами. Пересмотрев свои инструменты маркетинга-микс конкуренты Б и В тоже могут стать престижными и наиболее конкурентоспособными в районе. Используя информацию, полученную с помощью карт можно получить представление о стретегиях позиционирования, которые реализуют или могут использовать конкурирующие образовательные учреждения.
На рисунке 2.9. (карта восприятия) два вида обозначений. Пять точек отображают 5 образовательных учреждений. Чем ближе на карте расположены две точки, тем более похожими считают потребители соответствующие им МОУ. Так МОУ № 95 и школа-сад № 424 рассматриваются как весьма близкие, а МОУ № 95 и школа-сад № 337 как значительно различающиеся.
Рисунок 2.9. Карта восприятия.
Имеющиеся на карте стрелки отображают качества, которые потребители видят в образовательных учреждених.
Позиционирование по потребителю - МОУ № 337. Заключается в
позиционировании продукта для определенной группы потребителей.
Позиционирование по атрибуту. Компания позиционирует себя по какому-либо показателю: время существования, размер и т.д. МОУ № 408 может рекламировать себя как самый большой комплекс-сад, представляющий наибольшее сходство со школой.
Позиционирование по преимуществу. Здесь продукт позиционируется как лидер по какой-то определенной услуге. МОУ № 424 может попытаться
выделиться как учреждение, предоставляющее одну из важных на данный момент услуг – углубленное изучение английского языка.
Позиционирование по применению/использованию. Заключается в позиционировании продукта как лучшего для определенных целей. МОУ № 427 может позиционировать себя как место, где ребенок будет себя чувствовать спокойно и уверенно.
Позиционирование по категории продукта. Здесь продукт позиционируется как лидер в определенной товарной категории. МОУ № 95 может позиционироваться не только как место, где ребенок получит хорошую базовую подготовку как по основным, так и по дополнительным предметам, но и как образовательное учреждение, создающее условия для социальной защиты личности и для процесса оптимальной социализации личности. Подготовка колнкуренто-способного ученика.
Результаты исследования и определение основных направлений совершенствования качества услуг представлены на рисунке 2.10.
Результаты исследования престижности программ и соответствия содержания и качества услуг потребностям потребителей представлены в информационном поле из четырех квадрантов. Подчеркнем, что каждый квадрант характеризуется тремя параметрами: диапазоном проблемности критериев качества, диапазоном проблемности параметров престижности и типом проблемности.
Рисунке 2.10. Матрица «качество/престижность» образовательных программ, реализуемых МОУ № 95.
Первый квадрант, расположенный в верхнем правом углу рисунка, характеризуется относительно низкими значениями диапазонов проблемности. Второй квадрант, расположенный в нижнем правом углу – небольшим диапазоном проблемности критериев качества услуг при высокой проблемности параметров престижности. Четвертый квадрант – в верхнем левом углу – характеризуется небольшим диапазоном проблемности параметров престижности при высокой проблемности критериев качества. И третий квадрант характеризуется высокими значениями диапазонов проблемности параметров качества и престижности.
Графическое представление результатов исследования позволяет обрисовать ситуацию на качественном уровне – с разграничением программ на три типа: непроблемные или благополучные ( расположенные в квадранте I), относительно нормальные ( квадранты II и IV) и проблемные (квадрант III). Итак, квадранты дают необходимую информацию для принятия руководством стратегических решений по совершенствованию качества: в частности, квадрант I и II указывают на положительное состояние дел, а квадрант IV – на наличие проблем, требующих решения.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют составить рейтинг программ, предлагаемых МОУ НОШ № 95, с точки зрения их оценки потребителями:
Далее мы представим SWOT- анализ содержания и качества услуг №95 – таблица 2.7.
Таблица 2.7.
SWOT – анализ МОУ НОШ № 95.
Критерии
|
Возможности: - Высокая престижность обучения; - Соперничество между существующ - Появление услуг-заменителей. |
Угрозы: - Неудовлетворительный уровень преподавания английского языка; - Угроза появления новых конкурентов; - Появление услуг-заменителей. |
Сильные стороны: - Высокий интеллектуальный потенциал преподавателей; - Преподаватели увлечены своей профессией; - Преподаватели коммуникабельны; - Преподаватели достаточно требовательны; - Интерьеры помещений соответствуют требованиям клиентов; - Разнообразие технологий преподавания; - Благоприятный
социально-психологический - Своеобразная орг. структура; - Наличие ШПД; - МОУ имеет хорошую спортивную и оздоровительную базу; - Наличие учебной и методической литературы в библиотеке МОУ. |
Основные мероприятия, направленные на использование сильных сторон качества образовательных услуг для получения отдачи от возможностей, существующих во внешней среде: - Проведение собраний, Дня открытых дверей с целью информирования потенциальных потребителей о специфике предлагаемых МОУ образовательных программ; - Проведение подготовительных курсов – для будущих первоклассников; - Тиражирование и размещение в СМИ результатов оценки качества образовательных услуг; - Поддержка
творческой активности - Организация встреч с представителями среднего звена – преемственность в обучении; -Введение должности
|
Определение ориентиров использования сильных сторон МОУ для устранения угроз со стороны внешней среды: - Проведение элементов - Изучение опыта других учебных заведений и разработка на его основе мероприятий, направленных на повышение престижности (конкурентных преимуществ). |
Слабые стороны: - Недостаточная обеспеченность современной художественной литературой библиотечного фонда; - Недостаточный уровень использо - Отток из школы молодых специалистов на фоне дефицита кадров учителей начальной школы; - Отсутствие единства мнений
со стороны работников в достиж
|
Направления использования возможностей, существующих во внешней среде, для того чтобы преодолеть слабые стороны качества образовательных услуг: - Совершенствование рабочих прог - Заключение договоров с предприятиями – потенциальными работодателями; - Закупка современной художестве
|
Ограничения, обусловленные угрозами со стороны внешней среды и наличием слабых сторон МОУ: - В условиях растущей конкуренци
|
Итак, на основании изложенного можно заключить:
Во-первых, разработанная методика построения матрицы SWOT- анализа соответствия содержания и качества образовательных услуг МОУ НОШ № 95 потребностям учащихся, представляет важную стратегическую информацию для совершенствования качества образования, акцентирует внимания на проблемах существующих в школе № 95;
Во-вторых, определение диапазонов проблемности качества и престижности образовательных услуг позволяет сопоставить и проранжировать предлагаемые образовательные программы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Зарубежный опыт или опыт подобных организаций нельзя механически копировать, его необходимо изучать и применять творчески, адаптировать его с учетом особенностей данного учреждения, его статуса в настоящий момент.
2. Одно из характерных отличий государственного предприятия от частного предприятия – отсутствие конкурентов или незначительная конкуренция, значит, у МОУ НОШ № 95 отсутствуют конкуренты. Но на рынке образовательных услуг присутствуют и другие субъекты, действующие в данной сфере, которых можно рассматривать, как аналог конкурентов. Поэтому позиционирование должно быть более острым, чтобы помочь отличить одно предложение от другого и обеспечить наибольшую приближенность различных предложений к целевым и специфическим рыночным сегментам.
Хотелось бы отметить, что образовательные услуги, предоставляемые отдельными образовательными учреждениями г. Челябинска, оказываются неконкурентоспособными на формирующемся рынке образовательных услуг; их спектр зачастую определяется не спросом на них, а личными установками руководителей и педагогов. К данным результатам привела несовершенная система проведения социологических исследований, адекватная изменяющейся образовательной ситуации, на всех уровнях управления;
3. Социальные потребители являются важным элементом характеристики целевого сегмента. Целевые потребители нашего товара обширны. Каждый элемент сегмента пользуется теми видами услуг, которые бы соответствовали его возможностям и статусу:
4. МОУ № 95 нацелено реализовывать свои дополнительные услуги охватывая все сегменты рынка образовательных услуг, так за счет ЧП, бизнесменов учреждение может развиваться ( в основном пользуются услугой – ШПД), обогащать услуги, ориентируясь на служащих и рабочих и предлагая им разнообразные одиночные услуги (спортивные секции, кружки и многое другое ).
5. МОУ № 95 определила для себя шесть альтернативных платформ для позиционирования: разнообразие технологий преподавания, изучение английского языка, социально-психологический климат, качество образования, своеобразная ОС, наличие ШПД.
6. МОУ № 95 может позиционироваться не только как место, где ребенок получит хорошую базовую подготовку как по основным, так и по дополнительным предметам, где разрабатываются и опробируются новые программы, технологии и методические разработки, но и как образовательное учреждение, создающее условия для социальной защиты личности и для процесса оптимальной социализации личности. Подготовка колнкуренто-способного ученика.
7. Полученные результаты исследования позволяют составить рейтинг наиболее актуальных программ, предлагаемых МОУ НОШ № 95, с точки зрения их оценки потребителями:
8. Данное образовательное учреждение не нуждается в продвижении товара, поэтому основной задачей может стать: привлечение дополнительных средств для МОУ за счет расширения предлагаемых платных образовательных услуг ( каждое учреждение должно дифференцировать свое предложение путем создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения представительной группы в рамках данного сегмента).
9. Фундаментальная цель объекта исследования должно представлять собой эффективное управление конкурентоспособностью предоставляемых услуг.
Основной задачей данного образовательного учреждения может являться: привлечение дополнительных средств для МОУ за счет расширения и повышения качества предлагаемых образовательных услуг, в том числе и платных, отсюда статьи затрат МОУ № 95 в основном должны использоваться для повышения качества и расширения ассортимента предоставляемых услуг.
3. Рекомендации по
совершенствованию
3.1. Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95.
В данном параграфе мы рассмотрим ряд мероприятий, направленных на совершенствование как образовательных услуг, включая дополнительные услуги, так и на модернизацию образовательного учреждения № 95 в целом.
В МОУ НОШ № 95 возможен ряд преобразований, связанных с возникновением противоречий, а также с развитием качества образовательного процесса:
1.
Противоречие между
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением