Удержать
занятую позицию данного образовательного
учреждения поможет не только нововведения,
но и повышение качества услуг. Необходимо
отметить, что с введением в действие Закона
РФ «Об образовании» официально закрепилось
словосочетание «качество образования».
Это понятие, включая его различные вариации,
используется в тексте закона более десятка
раз. Но дело в том, что само понятие законодательно
не определено, также и педагогическая
наука также не пришла к единому мнению
о том, как надо правильно понимать данный
термин. Сегодня мы вправе говорить о том,
что концепция качества услуг и образования
в целом еще только складывается: определяются
подходы, формируются показатели, аспекты
и критерии качества. Бесспорным пока
является трактовка термина «качество»
в двух аспектах: 1) соответствие стандартам
и спецификации; 2) соответствие запросам
потребителя [54].
Таким
образом, качество образовательных
услуг складывается из качества целей,
условий (образовательные программы, материально-техническое,
методическое, информационное обеспечение),
качества осуществления учебного процесса
и подготовки его участников (здоровье,
образованность, квалификация). Оно определяет
меру достижения цели, хотя само по себе
не может быть конечным результатом, а
выступает лишь средством оценки соответствия
обучения существующему стандарту [64].
С
помощью совершенствования образовательного
процесса можно повысить конкурентоспособность
образовательных услуг МОУ № 95, решая
следующие задачи, применительно к данному
образовательному учреждению:
Организационные
задачи:
- создать условия для включения в процесс
подготовки и принятия стратегических
управленческих решений представителей
всех категорий участников образовательного
процесса, в том числе маркетолога;
- включить в содержание образования новые
предметы, способствующие эмоционально-нравственному
и интеллектуальному развитию личности
– ТРИЗ, «Школа памяти»;
- составление расписания, учитывающего
дни повышенной и сниженной работоспособности,
время, наиболее благоприятное для занятий
сложными и трудными предметами;
- проследить удовлетворенность участников
образовательного процесса (удовлетворенность
учителей, учащихся и родителей содержанием
и организацией образовательного процесса,
напряженность учителей и учеников);
- поэтапно создать в школе усовершенствованную
систему педагогического мониторинга.
Кадровые
задачи:
- продолжить организацию обучения учителей
новым образовательным технологиям;
- организация подготовки учителей по
проблеме подготовки и проведения современного
урока;
- освоение учителями методики проектирования
педагогической технологии в системе
личностно-ориентированного обучения;
- стимулирование персонала (денежное,
устное, благодарности и т.п.);
- осуществлять подготовку учителей по
организации научно-исследовательской
деятельности;
- отследить кадровое обеспечение: качественный
состав, курсовая переподготовка, наличие
публикаций;
- организация публикаций творчески работающих
учителей;
- организовывать встречи – тренинги со
специалистами на базе МОУ № 95, посвященные
личностному ориентиру.
Научно-методические
задачи:
- разработать технологии работы с одаренными
детьми;
- определить методы диагностики образовательной
подготовки учащихся, уровень воспитанности
и состояние физического и психического
здоровья в условиях социально-педагогического
комплекса;
- проанализировать методическое обеспечение:
качество работы МО, обеспеченность методической
литературой, характер профессиональных
затруднений;
- обеспечить образовательный процесс
в школе необходимым дидактическим материалом
с учетом индивидуальных способов проработки
учащимися учебного материала.
Материально-технические
задачи:
- организовать пополнение фонда библиотеки
художественной литературой, научно-популярной
литературой, периодической печатью, а
также усовершенствованным оборудованием;
- приобрести видеотехнику и расширить
фонд видеотеки.
Заключение.
Современное образование
характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией
предоставляемых образовательных услуг
как со стороны государственных, так и
негосударственных образовательных учреждений.
Сложившаяся ситуация требует от образовательных
учреждений серьезных маркетинговых
исследований рынка образовательных услуг,
которые должны привести к совершенствованию
управления образовательным процессом,
методов поиска учащихся, качественному
изменению образовательных технологий.
В образовательной
области развитие
маркетинга в наши дни особенно актуально,
поскольку интеллектуальный потенциал
становится решающим фактором умножения
национального богатства общества.
Настоящее
квалификационное исследование посвящено
актуальной проблеме - «Маркетинговое
управление образовательным учреждением
на примере Муниципального общеобразовательного
учреждения начальной общеобразовательной
школы № 95».
В
первой главе дипломной работы рассмотрены
теоретические основы организации маркетингового
управления образовательным учреждением,
дается анализ состояния исследуемой
проблемы в теории и практике, определяются
основополагающие понятия по проблеме
исследования. Отправной точкой работы
явился анализ понятия «маркетинговое
управление образовательным учреждением»,
которое было соотнесено с такими понятиями,
как «образовательные услуги», «рынок
образовательных услуг», «маркетинг образовательных
услуг», «маркетинговое управление».
Маркетинговое
управление образовательным учреждением
рассматривается нами как совокупность
работ по исследованию, планированию,
осуществлению и контролю за тщательно
сформулированными программами, технологиями
задуманными, чтобы вызвать добровольный
обмен ценностями с целевыми рынками с
целью достижения стремлений учебного
заведения.
Вторая
глава посвящена анализу деятельности
образовательного учреждения № 95 с точки
зрения маркетинга и менеджмента, выявлению
слабых и сильных сторон образовательного
учреждения, его перспектив и угроз.
В
третьей части рассматривался ряд мероприятий,
нацеленных на совершенствование управления
маркетинговой деятельности образовательного
учреждения № 95, также была предложена
услуга, которая расширила спектр услуг
МОУ № 95. Третьим пунктом в данном параграфе
были рекомендации по совершенствованию
качества образовательных услуг, включая
такие направленности, как персонал, образовательные
услуги, дополнительные услуги, научно-методические
аспекты.
Обобщая
результаты проведенного нами теоретико-экспериментального
исследования, можно сделать следующие
выводы:
1. Особую актуальность приобретает
вопрос встраивания маркетинга в процесс
образования, отбор необходимых форм планирования
и управления образованием, что предполагает
продвижение образовательных услуг и
продуктов (ОУП) на рынок, формирование
маркетинговой политики образовательного
учреждения, подстраивание ее к требованиям
рынка, выработку общей стратегии образования,
оценку качественных и количественных
характеристик образования. Маркетинг
образования ставит задачей изучение
внешней среды по отношению к деятельности
образовательного учреждения. При этом
маркетинг образовательного учреждения
не будет качественно функционировать
без менеджмента. Это две сферы, которые
должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы.
2. В организационной структуре образовательного
учреждения для решения этих вопросов
должна формироваться служба (или специалист)
маркетинга, которая должна нести ответственность
за имидж и рыночные успехи образовательного
учреждения. В основе деятельности этой
службы должно лежать понимание качества
образовательных услуг как условия успешного
функционирования на рынке.
3. Одно
из характерных отличий государственного
предприятия от частного предприятия
– отсутствие конкурентов или
незначительная конкуренция. У образовательного учреждения
№ 95 отсутствуют конкуренты. Но на рынке
образовательных услуг присутствуют и
другие субъекты, действующие в данной
сфере, которых можно рассматривать, как
аналог конкурентов, к ним относятся
комплексы школа-сад.
4. Основными
задачами образовательного учреждения
№ 95 являются:
- привлечение дополнительных средств
для школы за счет расширения и повышения
качества предлагаемых образовательных
услуг, в том числе и платных (каждая
фирма должна дифференцировать свое
предложение путем создания уникального
набора взаимосвязанных конкурентных
преимуществ, привлекательных с точки
зрения представительной группы в
рамках данного сегмента);
- Поскольку данному образовательному
учреждению удалось завоевать желаемую
позицию, ему следует приложить всяческие
усилия для того, чтобы удержать эту позицию
посредством постоянного совершенствования
своей деятельности.
Следовательно статьи затрат
будут использоваться не для
рекламных компаний, как традиционно
принято во многих учреждениях,
а для повышения качества и ассортимента
предоставляемых услуг.
5.
МОУ № 95 определила для себя шесть альтернативных
платформ для позиционирования: разнообразие
технологий преподавания, изучение английского
языка, социально-психологический климат,
качество образования, своеобразная ОС,
наличие ШПД.
6. Продукт школы № 95 позиционируется как
лидер в определенной товарной категории.
МОУ № 95 может позиционироваться не только
как место, где ребенок получит хорошую
базовую подготовку как по основным, так
и по дополнительным предметам, но и как
образовательное учреждение, создающее
условия для социальной защиты личности
и для процесса оптимальной социализации
личности. Подготовка колнкуренто-способного
ученика.
7.
Сильные и слабые стороны образовательного
учреждения № 95, его перспективы и угрозы
можно изучить в таблице 2.7.
8.
Анализ внутренней и внешней
среды МОУ НОШ № 95 показал, что
для поддержания существующей
позиции среди аналогичных субъектов, потребителей товаров и услуг рекомендуется
ввести новую штатную единицу – специалиста
по маркетингу, более крупное подразделение
менее эффективно, так как потребует больших
финансовых затрат и не будет максимально
востребовано.
9. С введением новой штатной
единицы – маркетолога, модернизируется организационная структура МОУ НОШ
№ 95, которая представлена в приложении
№ 5.
10. Оценка
социально-экономической эффективности
рекомендуемых мероприятий показала,
что:
- данная должность в МОУ НОШ № 95 реальна
при наличии какой-либо свободной ставки.
На данный момент в школе № 95 свободна
ставка концертмейстера, поэтому РУО может
дать разрешение на введение новой
должности (на договорной основе);
- детский фитнес может быть реализован
в МОУ НОШ № 95, так как рентабельность
проекта составляет 78,46 %; индекс доходности
(ИД) > 1, ИД = 1,45; срок окупаемости составляет
8,26 месяцев. Это свидетельствует о
том, что через этот период полученную
прибыль можно направить на повышение
качества услуги, на расширение спектра
ее дополнительных услуг.
Таким
образом, полученные результаты дают основание
сделать обобщенный вывод о том, что поставленная
в квалификационной работе цель – разработать
и обосновать рекомендации по совершенствованию
маркетингового управления деятельности
школы, на основе теоретических подходов
маркетинга и анализа практической деятельности
Муниципального общеобразовательного
учреждения начальной общеобразовательной
школы № 95 достигнута, а поставленные
задачи решены.
В то же время обозначились новые вопросы
и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование по проблеме может быть
осуществлено в следующих направлениях:
- расширение спектра дополнительных
услуг, включенных в услугу «детский фитнес»;
- разработка новых способов повышения
конкурентоспособности образовательного
учреждения № 95, в том числе модернизация
образовательных услуг;
- поиск новых видов услуг;
- разработка критериально-уровневых диагностик
продуктивности разработанных форм услуг;
- выявить сферы и возможности полезного
сотрудничества с конкурентами, тем самым
получать выгоды для учреждения и сохранять
(усиливать) свое влияния на рынке.
Список литературы.
- Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»
в редакции федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, с изменениями
и дополнениями;
- Национальная доктрина образования в
РФ;
- Письмо Министерства образования РФ
от 25.03.94г. № 35-М «О реализации взаимодействия образовательных
учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и общего начального
образования»;
- Письмо Министерства образования РФ
от 21.06.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных
услуг»;
- План работы Курчатовского Управления
образования на 2001г. – г. Челябинск, 2001г., с. 68.;
- План работы Курчатовского Управления образования на 2002г. – г. Челябинск, 2002г., с. 76.;
- План работы Курчатовского Управления образования на 2003г.
– г. Челябинск, 2003г., с. 74.;
- Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5.07. 2001 № 5;
- Приказ Главного Управления образования администрации Челябинской
области от 20.11.96г. « О лицензировании деятельности
муниципальных образовательных учреждений
по реализации платных дополнительных
образовательных услуг»;
- Приказ начальника Главного управления образования Челябинской области № 01-09/294 от 3.07.2000.
- Приложение к закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04. 2000г. № 51-ФЗ;
- Программа развития дошкольного, общего среднего, дополнительного и специального (коррекционного) образования Челябинской области на период 2001-2005 годы (Проект) и др.;
- Программа развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период с 2001 по 2005 г. / Под ред.
В.Н. Кеспикова - Челябинск, 2000. – 224 с.;
- Программа развития образовательной системы Курчатовского района г. Челябинска на период до 2005 г.
/ Постановление главы района « 2129 от 29.12.2000г.
– Челябинск, 2000. – 100с.;
- Устав Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95 г. Челябинска;
- Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральная программа развития образования;
- Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под об. ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
– 400с.;
- Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ. Л.И. Евенко. – М.: Экономика,
1998.- 519 с.;
- Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. – М., 1999. – 129 с.;
- Браунек П., Урбанек Р. Методическая копилка: новые идея и примеры модернизации. Зост, 1997. – 103 с.;
- Внутришколное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, 1991, 184 с.;
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М., 1995., 98 с.;
- Дошкольное, общее и дополнительное образование Курчатовского района г. Челябинска. Образовательные услуги; Информационный сборник. Сост. Т.А.Фомина, Т.Н. Какулина и др. г. Челябинск, 2001г., 118с.;
- Ильясов Д.Ф. Характеристика индивидуальных учебно-самообразовательных программ/ Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Сб. материалов. / Под ред. С.А. Репина, Г.Н.
Серикова. – Челябинск: Изд-во ГлавУО. – 1995.
Вып. I. – 86 с.;
- Ковчуго Е.А. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг: ИНИЦ Роспатента. М., 2001, 48 с.;
- Колнодрачук О.Е. Маркетинговые службы в деятельности образовательных учреждений//Экономика и управление
социальными процессами: Материалы Российской научно-практической
конференции (Екатеринбург, 12-17 мая 2003
г.)/ Уральский гуманитарный институт.
– Екатеринбург, 2003. – 22 с.;
- Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной
сфере / Шейман И.М., Якобсон ЛИ.,
Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1997., 107 с.;
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1995 г., 389 с;
- Концептуальные положения о содержании общего образования /В.В. Краевский, В.С. Леднев и др. М., 2000. – 53 с.;
- Котлер Ф. «Маркетинг в третьем тысячелетия», М., 2001, 253 с.;
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского – Спб: Питер, 2001 – 752 с.;
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. Мурманск, 1997. 112 с.;
- Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы./ 2-е изд. – М.: Высш. шк. 1991. – 224 с.;
- Леднев В.С., Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Общая концепция федеральных компонентов государственного стандарта
начального общего, основного общего
и среднего общего образования. – М., 1995.
– 113с.;
- Матанцева А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга - М.: Юристь, 2002. – 378 с.;
- Менеджмент и внутришкольное управление. / Под ред. Ю.А. Конаржевского. – М.: ИНФРА, 1999. – 316 с.;
- Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА, 1996. – 215с.;
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования. / Под ред. А.П. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2001, 169 с.;
- Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Методологические подходы к оценке качества образовательных услуг //Управление
качеством образования, продукции и окружающей среды: Материалы межрегиональной
научно-практической конференции 3-4 июля
2003 г./ Под ред. Д.т.н., профессора А.Г. Овчаренко. – Бийск: Изд-во
Алт. гос. техн. ун-та, 2003. – с. 167-171.;
- Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под ред. Н.Д. Малахова. – М.: Новая школа, 1997 – 96 с.;
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М., 1999, 154 с.;
- Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. – СПб. – М., 2000. – 164 с.;
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем
и дополнительном образовании. – М.: Интерпракс,
1995.- 221 с.;
- Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений
и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.;
- Репин С.А. Управление областной образовательной системой: Научно-методическое пособие / Под ред Г.Н. Серикова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ « Факел», 2000. – 152 с.;
- Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие.
– М., 1999. – 93 с.;
- Сериков Г.Н. Управление образованием: Системная интерпритация: Монография – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел»,
1998. – 664 с.;
- Теория маркетинга / по. Ред. М. Бейкера. – СПб.: Питер,
2002. – 464 с.;
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 147 с.;
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М., 1993. -180 с.;
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика
педагогического менеджмента. – М.: Новая школа,
2001. – 320 с.;
- Уваров В., Пятибратов И. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики. – М.: Пресс, 2001. - 47 с.;
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред.
М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество, 2000., 227 с.;
- Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 384 с.;
- «Управление развитием школы. Пособие для руководителей
образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника
и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1999. –
464 с.;
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего основного и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная
школа. Общественно-гуманитарные дисциплины
/ Под ред. В.С. Леднева, И.Д. Никандрова,
М.Н. Лазутовой. – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей»,
1998. – 380 с.;
- Ушаков Д.И. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы: М.: Сентябрь – 128 с.;
- Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Аетухова Е.Э. Современный маркетинг / под ред. В.Е. Хруцкого. – М., 1993г., 203 с.;
- Шейман И.М., Якобсон Л.И. Демидова Л.С. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельности в социальной сфере М.: Наука, 1995, 125 с.
- Шелков А.Н. Управление маркетингом. Уч. пособие. Вологда, ЦНТИ, 1998. – 174 с.;
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Народное образование,
1999. – 432 с.;
- Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин В.С.
Экономика образования. Уч. пособие. –
М., Российское педагогическое агентство,
1998. – 306 с.;
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Управление качеством образования: Учебное практическое пособие . Ч.1. – Челябинск:
Изд-во ЧГПУ, 2000. – 147с.;
- Аболонин С. SWOT- анализ деятельности предприятия //Маркетинг. – 1999. - № 6. – с.47-49;
- Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения / Профессиональное образование. 2003. - № 8, с. 22.;
- Белый Е., Романова И., Количественная оценка конкурентоспособности образовательных
услуг / Маркетинг, 2002. - № 6, с. 66-71.;
- Блинов А. Территориальный маркетинг и управление развитием муниципального образования / Маркетинг, 2002.
- № 4, с. 22.;
- Булеев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг/ Маркетинг и маркетинговые
исследования в России., 1997 № 5, с. 22;
- Васильченко Н., Бурлюкина Е., Секерин В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе. / Маркетинг, 2002. - № 6, с. 12-18.;
- Вифлеемский А. Внебюджетная деятельность
школы / Директор школы, 2002. – с.82- 87.;
- Качалов В., Прудковский Н.. По поводу оценки качества /Высшее образование в России. 2001. № 2, с. 8-10;
- Кириллина Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям / Высшее образование в России. 2001. № 5, с.
18;
- Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг / Высшее образование в России. 2001. № 3, с. 25;
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». ж. «Директор школы», 2003 № 4, с. 97-121.
- Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический
журнал.-2001. № 3, с.7;
- Моисеева Н., Пискунова Н. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения // Маркетинг,
1999. - № 5, с. 58-62;
- Новаторов Э.В. Качобрус: маркетинговый инструментарий для измерения качества образовательных услуг
/ Маркетинг. 2001. - № 6. с. 54-67.;
- Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона./ Маркетинг в России и за рубежом, 2003. - № 5, с. 125-131.;
- Щербо И. Поля маркетинговых сражений. / Директор школы, 2002. № 5, с.9-11..