Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
Количество классов в МОУ зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм из «Изменения № 2 в Устав» [15].
Социальный паспорт Курчатовского района, в котором расположено данное образовательное учреждение можно изучить в приложении № 3.
На уровень эффективности использования бюджетных средств большое влияние оказывает рационально укомплектованная сеть. Результаты комплектования общеобразовательной школы № 95 Курчатовского района характеризуются данными, представленными в таблице 2.3 .
Таблица 2.3.
Количество классов и учащихся.
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
Изменения | |||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | ||||||||
Школа № 95, кол-во классов |
42 |
42 |
45 |
41 |
- |
- |
+3 |
-4 | |||
Школа № 95, кол-во учеников |
900 |
972 |
960 |
867 |
- |
+72 |
+60 |
-33 |
Данные, изображенные в таблице показывают масштабы охвата образовательного рынка, предоставляющего услуги начального образования. В процентном соотношении начальные классы в общеобразовательной средней школе составляют 18 % - 23 %, из них первых классов 7%. В МОУ № 95 каждый год набирается 12-15 первых классов, т.е. 30% - 35 % от всего количества классов. Отсюда можно сделать вывод, что данное учебное заведение предпочтительнее, чем аналогичные субъекты. Сравнение количества поступающих в школу первоклассников, пришедших из других микрорайонов и ушедших от нас не по месту жительства, говорит о высокой роли распределения учеников и о престижности тех направлений работы, которые сложились в учебных заведениях инновационного типа (свыше 20 % выпускников поступают в лицеи и гимназии района и город). Причины конкурентного преимущества мы рассмотрим ниже.
В виде диаграммы данные, характеризующие количество классов за периоды 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., можно представить на рисунке 2.3. следующим образом:
Рисунок 2.3. Количество классов в МОУ № 95.
В результате комплектования классов в МОУ № 95 принято к тарификации в 2000г. и 2001г. – 42 класса, в 2002г. – 45 классов, что на 3 класса больше чем в предыдущие года, в 2003 – 41 класс. В связи с этими показателями возможности МОУ № 95 возрастают, школа совершенствует и расширяет спектр оказываемых услуг, ориентируясь на потребителей.
В связи с отсутствием полного финансирования «живыми деньгами», 6 % всех расходов оформляется путем заключения взаимозачетов.
За счет внебюджетных источников – 17612,1
В результате уровень финансирования на сегодняшний день нельзя считать удовлетворительным, данные представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Уровень финансирования МОУ Курчатовского района.
План 1998г. тыс. руб. |
План 1999г. тыс. руб. |
План 2000г. тыс. руб. | |
Объем бюджета |
567173 |
481906 |
517466 |
Доля в бюджете города |
24,2 |
24,0 |
24,3 |
Ниже мы акцентируем внимание на аналогичных субъектах – это комплексы «Школа-сад». Комплексы «Школа-сад» других районов не будут являться конкурентами, это связано не с узким спектром дополнительных образовательных услуг, а с географическим отдаленным месторасположением.
МОУ №95 зарекомендовало себя с положительной
стороны не только в своем районе, но и
за его пределами. Таким образом, по формированию
контингента обучающихся школа является
микрорайонно-районно-
На рисунке 2.4. представлена диаграмма, характеризующая соотношение учащихся МОУ № 95 по месту жительства:
Рисунок 2.4. Соотношение учащихся по месту жительства.
Количество классов в МОУ № 95 определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
В связи с большим числом желающих поступить в МОУ № 95 Курчатовского района, стоит необходимость в ограничении принятия учащихся из других микрорайонов, а также не зачисление желающих в школу полного дня по неудовлетворительному состоянию здоровья, т.к. для ребенка это большая нагрузка.
В таблице 2.5. представим информацию о дополнительных услугах МОУ № 95 и аналогичных субъектов (* - бесплатные дополнительные услуги) [24].
Таблица 2.5.
Информация о дополнительных услугах МОУ 95 и аналогичных субъектов.
№ п/п |
Наименование МОУ |
Перечень оказываемых дополнительных услуг |
1(А) |
Школа-детский сад № 337 |
|
2(Б)
|
Школа-детский сад № 408 |
|
3 (В) |
Школа-детский сад № 424 |
|
4 (Г) |
Школа-детский сад № 427 |
|
5 |
МОУ НОШ № 95 |
|
За последние годы российский рынок образовательных услуг прошел большой путь: от предлагаемых услуг только своего района (по месту жительства) до большого выбора разнообразных образовательных учреждений. Значительно увеличилось и количество предлагаемых дополнительных услуг, т.к. за счет этого образовательные учреждения при отсутствии государственного финансирования могут успешно существовать на рынке образовательных услуг и конкурировать с другими представителями. Примером этого являются МОУ № 11, 26, 35, 45, 93, 95, 104…
Анализ программного обеспечения образования в МОУ района свидетельствует о том, что увеличивается количество авторских программ дополнительного образования: 2000 г. – 41 программа; 2001 г. – 60 программ.
Анализ реализуемых программ по дополнительному образованию в МОУ района в 2003 году свидетельствует о том, что самым массовым и популярным для детей и подростков являются:
Основываясь на эти данных можно расширить спектр предлагаемых услуг, тем самым повысить конкурентоспособность образовательного учреждения.
Продемонстрируем состояния образовательной услуги «школа полного дня» в период за 2001г, 2002г, 2003 г. в МОУ НОШ № 95. Актуальность данной услуги обусловливается тем, что именно она является основным источником получения внебюджетных средств, за счет которых происходит развитие и модернизация образовательного учреждения № 95 – рисунок 2.5.
Рисунок 2.5. Анализ функциональных групп продленного дня в ШПД.
Из диаграммы видно, что спрос потребителей на данный вид услуги в 2003 г. вырос в сравнении с 2001 г. в три раза. Это объясняется не только тем, что МОУ № 95 расширяет свой ассортимент услуг в школе полного дня, но и ростом такой категории населения как ЧП, бизнесмены, которые имеют возможность пользоваться данной услугой.
Проведя анкетирование по вопросу «Что повлияло на выбор школы №95?», мы получили следующие данные ( рисунок 2.6.):
Система преподавания – 72 %;
Разнообразие дополнительных услуг – 66 %;
Изучение иностранного языка – 53 %;
Близкое месторасположение – 47 %;
Преподавательский состав - 40%;
Авторитет школы – 38%;
ШПД – 28 %;
Орг. структура – 18%.
Рисунок 2.6. Критерии, влияющие на выбор МОУ № 95.
Проанализируем выбор конкурентного преимущества МОУ № 95.
МОУ № 95 определила для себя шесть альтернативных платформ для позиционирования: разнообразие технологий преподавания, изучение английского языка, социально-психологический климат, качество образования, своеобразная ОС, наличие ШПД. При наличии 4 конкурентов. По 10-бальной шкале были оценены конкурентные преимущества образовательных учреждений (таблице 2.6.).
Потенциальное конкурентное преимущество получает содержательное определение, выраженное сокращением: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Таблица 2.6.
Лист оценки конкурентоспособности образовательного учреждения.
Конкурентное преимущество |
Положение МОУ № 95 (1-10) |
Положение конкурентов (1-10) |
Важность улучшения показателя (В-С-Н) |
Доступ-ность (В-С-Н) |
Возможности конкурента по улучшению положения (В-С-Н) |
Рекомендации | |||
А |
Б |
В |
Г | ||||||
Разнообразие технологий преподавания |
9 |
5 |
7 |
8 |
6 |
Н |
Н |
В |
Сохранять положение |
Изучение англ.языка |
5 |
0 |
0 |
3 |
0 |
В |
С |
В |
Улучшать качество преподав. |
Социально-психологический климат |
9 |
7 |
8 |
9 |
7 |
Н |
В |
С |
Сохранять положение |
Качество образования, аттестация |
8 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Н |
В |
С |
Сохранять положение |
Своеобразная ОС |
9 |
5 |
6 |
6 |
5 |
Н |
С |
С |
Сохранять положение |
Наличие ШПД |
9 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Н |
С |
С |
Вкладывать средства |
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением