Маркетинговое управление образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

Количество классов в МОУ зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм из «Изменения № 2 в Устав» [15].

Социальный паспорт Курчатовского района, в котором расположено данное образовательное учреждение можно изучить в приложении № 3.

На уровень эффективности использования бюджетных средств большое влияние оказывает рационально укомплектованная сеть. Результаты комплектования общеобразовательной школы № 95 Курчатовского района характеризуются данными, представленными в таблице 2.3 .

Таблица 2.3.

Количество классов и учащихся.

 

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

Изменения

2000

2001

2002

2003

Школа № 95, кол-во классов

42

42

45

41

-

-

+3

-4

Школа № 95, кол-во учеников

900

972

960

867

-

+72

+60

-33


 

Данные, изображенные в таблице показывают масштабы охвата образовательного рынка, предоставляющего услуги начального образования. В процентном соотношении начальные классы в общеобразовательной средней школе составляют  18 % - 23 %, из них первых классов 7%. В МОУ № 95 каждый год набирается 12-15 первых классов, т.е. 30% - 35 % от всего количества классов. Отсюда можно сделать вывод, что данное учебное заведение предпочтительнее, чем аналогичные субъекты. Сравнение количества поступающих в школу первоклассников, пришедших из других микрорайонов и ушедших от нас не по месту жительства, говорит о высокой роли распределения учеников и о престижности тех направлений работы, которые сложились в учебных заведениях инновационного типа (свыше 20 % выпускников поступают  в лицеи и гимназии района и город).  Причины конкурентного преимущества мы рассмотрим ниже.

            В виде диаграммы  данные, характеризующие  количество классов за периоды 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., можно представить  на рисунке 2.3. следующим образом:

 


Рисунок 2.3. Количество классов в МОУ № 95.

 

В результате комплектования классов  в МОУ № 95  принято к тарификации в 2000г. и 2001г. – 42 класса, в 2002г. – 45 классов, что на 3 класса больше чем в предыдущие года,  в 2003 – 41 класс. В связи с  этими показателями возможности МОУ № 95 возрастают, школа совершенствует и расширяет спектр оказываемых услуг, ориентируясь на потребителей.

В связи с отсутствием полного финансирования «живыми деньгами»,   6 % всех расходов оформляется путем заключения взаимозачетов.

За счет внебюджетных источников – 17612,1

Сумма доходов от платных услуг – 3246,2

В результате уровень финансирования на сегодняшний день нельзя считать удовлетворительным, данные представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4.

Уровень финансирования МОУ Курчатовского района.

 

План 1998г.

тыс. руб.

План 1999г.

тыс. руб.

План 2000г.

тыс. руб.

Объем бюджета

567173

481906

517466

Доля в бюджете города

24,2

24,0

24,3


 

Ниже мы акцентируем внимание на аналогичных субъектах – это комплексы  «Школа-сад». Комплексы  «Школа-сад» других районов не будут являться конкурентами,  это связано не с узким спектром  дополнительных образовательных услуг, а с географическим отдаленным месторасположением.

МОУ №95 зарекомендовало себя  с положительной стороны не только в своем районе, но и за его пределами. Таким образом, по формированию контингента обучающихся школа является микрорайонно-районно-городской.

На рисунке 2.4.  представлена диаграмма,  характеризующая соотношение учащихся МОУ № 95  по месту жительства:

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4.  Соотношение учащихся по месту жительства.

 

Количество классов в МОУ № 95 определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных  норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

В связи с большим числом желающих поступить в МОУ № 95 Курчатовского района, стоит необходимость в ограничении принятия учащихся из других микрорайонов, а также не зачисление желающих в школу полного дня по неудовлетворительному состоянию здоровья, т.к. для ребенка это большая нагрузка.

В таблице 2.5.  представим  информацию о дополнительных услугах МОУ № 95 и аналогичных субъектов (* -  бесплатные дополнительные услуги) [24].

 

 

 

 

Таблица 2.5.

Информация о дополнительных услугах  МОУ 95 и аналогичных субъектов.

№ п/п

Наименование МОУ

Перечень оказываемых дополнительных

 услуг

1(А)

Школа-детский сад № 337

  • Художественно-творческая лаборатория;
  • Спортивные секции;
  • ТРИЗ;
  • Программа по начальному обучению*

2(Б)

 

 

Школа-детский сад № 408

  • Хореография;
  • Художественно-творческая лаборатория «Лабиринт»;
  • Спортивные секции;
  • ТРИЗ;
  • Театрализованная деятельность *;
  • Курс для будущих 1-классников «Ведение в школьную жизнь» *;
  • Курс «Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму»*;
  • Программа по начальному обучению (1-3; Л.В. Занков; М.А. Васильевой)*.

3 (В)

Школа-детский сад № 424

  • Подготовка к школе (обучение грамоте и письму);
  • Развивающие компьютерные игры;
  • Английский язык (дошкольники);
  • Английский язык (школьники);
  • Хореография;
  • Творческая лаборатория «Умелые руки»;
  • ТРИЗ;
  • Шахматы;
  • Программа «Развитие», «Гармония»*;
  • Программа по начальному обучению (1-3; Л.В. Занков; Неменский Б.М.)*;

4 (Г)

Школа-детский сад № 427

  • Изостудия;
  • Хор;
  • Акробатика/ худжожественная гимнастика;
  • ТРИЗ;
  • Программа по начальному обучению (1-3; Л.В. Занков*;
  • «Логика и математика»*;
  • «Умелые руки»*;
  • класс для детей, болеющих сколиозом.

5

МОУ НОШ № 95

  • школа полного дня (ШПД), работающая в режиме развития детей по следующим дополнительным образовательным дисциплинам:
    • иностранный язык;
    • танцы;
    • хор;
    • информатика и компьютерные игры;
    • олимпиец;
    • шахматы;
  • общая физическая подготовка (баскетбольная секция, карате);
  • углубленное изучение предметов с целью подготовки к поступлению в учебные заведения нового типа (лицей, гимназию)*;
  • Коррекционные классы (логопедия, лечебная физкультура)*;
  • «Школа памяти»*;
  • «Школа интеллекта»*;
  • группы продленного дня;
  • подготовительные курсы для будущих первоклассников;
  • консультации с  психологом, логопедом*;
  • лечение у окулиста, офтальмолога*.

 

За последние годы российский рынок образовательных услуг прошел большой путь: от предлагаемых услуг только своего района (по месту жительства) до большого выбора разнообразных образовательных учреждений. Значительно увеличилось и количество предлагаемых дополнительных услуг, т.к. за счет этого образовательные учреждения при отсутствии государственного финансирования  могут успешно существовать на рынке образовательных услуг и  конкурировать с другими представителями. Примером этого являются МОУ № 11, 26, 35, 45, 93, 95, 104…

Анализ программного обеспечения образования в МОУ района свидетельствует о том, что увеличивается количество авторских программ дополнительного образования: 2000 г. – 41 программа; 2001 г. – 60 программ.

Анализ реализуемых программ по дополнительному образованию в МОУ района  в 2003 году свидетельствует о том, что самым массовым и популярным для детей и подростков являются:

    • художественно-эстетическое направление – 16230 чел. (71,2 %);
    • спортивно-оздоровительное – 5004 чел. (21 %);
    • техническое – 2683 чел. (11,7 %);
    • туризм и краеведение – 1814 чел. ( 7,9 %);
    • декоративно-прикладное – 1507 чел. (6,6 %).

Основываясь на эти данных можно расширить спектр предлагаемых услуг, тем самым повысить  конкурентоспособность образовательного учреждения.

Продемонстрируем состояния образовательной услуги  «школа полного дня» в период за 2001г, 2002г, 2003 г.  в МОУ НОШ № 95. Актуальность данной услуги обусловливается тем, что именно она является основным источником получения  внебюджетных средств, за счет которых происходит развитие и модернизация образовательного учреждения № 95 – рисунок 2.5.

 

Рисунок 2.5.  Анализ функциональных групп продленного дня  в ШПД.

 

Из диаграммы  видно, что спрос потребителей на данный  вид услуги в 2003 г. вырос в сравнении с 2001 г. в три раза. Это объясняется не только  тем, что МОУ № 95 расширяет свой ассортимент услуг в школе полного дня, но и ростом такой категории населения как ЧП, бизнесмены, которые имеют возможность пользоваться данной услугой.

Проведя анкетирование по вопросу «Что повлияло на выбор школы №95?», мы получили следующие данные ( рисунок 2.6.):

          Система  преподавания – 72 %;

Разнообразие дополнительных услуг – 66 %;

Изучение иностранного языка – 53 %;

Близкое месторасположение – 47 %;

Преподавательский состав -  40%;

Авторитет школы  – 38%;

ШПД – 28 %;

Орг. структура – 18%.

 


Рисунок 2.6. Критерии, влияющие на выбор МОУ № 95.

 

Проанализируем выбор конкурентного преимущества МОУ № 95.

МОУ № 95 определила для себя шесть альтернативных платформ для позиционирования: разнообразие технологий преподавания, изучение английского языка, социально-психологический климат, качество образования, своеобразная ОС, наличие ШПД. При наличии 4 конкурентов. По 10-бальной шкале были оценены конкурентные преимущества образовательных учреждений (таблице 2.6.).

Потенциальное конкурентное преимущество получает содержательное определение, выраженное сокращением: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

 

 

 

Таблица 2.6.

Лист оценки конкурентоспособности  образовательного учреждения.

Конкурентное преимущество

Положение МОУ № 95

(1-10)

Положение конкурентов

(1-10)

Важность улучшения показателя   (В-С-Н)

Доступ-ность

(В-С-Н)

Возможности конкурента по улучшению      положения

(В-С-Н)

Рекомендации

А

Б

В

Г

Разнообразие технологий преподавания

9

5

7

8

6

Н

Н

В

Сохранять положение

Изучение англ.языка

5

0

0

3

0

В

С

 В

Улучшать качество преподав.

Социально-психологический климат

9

7

8

9

7

Н

В

С

Сохранять положение

Качество образования, аттестация

8

5

6

7

7

Н

В

С

Сохранять положение

Своеобразная ОС

9

5

6

6

5

Н

С

С

Сохранять положение

Наличие ШПД

9

4

4

4

4

Н

С

С

Вкладывать средства

Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением