Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
Одно из первоочередных условий современной маркетинговой деятельности - это квалифицированная профессиональная подготовка специалистов - маркетологов как в масштабе страны, так и на региональном уровне и непосредственно в учебных заведениях. В состав маркетинговых служб должны входить специалисты по изучению рынков, политике цен, рекламе, стимулированию сбыта и т.п.
Заметим, что маркетолог должен хорошо представлять себе особенности системы маркетинга применительно к области современного образования. Важно помнить об особенностях маркетинга в сфере образования [48]:
Рассмотрим некоторые ключевые моменты комплекса маркетинга, на примере организации деятельности по оказанию школой платных дополнительных услуг, необходимые для дальнейшего написания работы.
Такое право, имеет всякое государственное и муниципальное образовательное учреждение за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов образования. Это позволит удовлетворить потребности населения в дополнительных образовательных услугах. А также достигаются и другие цели: пополнение финансовых средств учреждения, улучшение ресурсного обеспечения учебного процесса и повышение его качественного уровня.
Следует иметь в виду: право на оказание платных образовательных услуг имеет общеобразовательная школа или иное учреждение, ставшее юридическим лицом. Это означает, что оно располагает уставом, утвержденным местным органом власти; имеет самостоятельный расчетный счет в банке; располагает самостоятельным бюджетом и имеет обособленный баланс [26].
Но прежде чем решать вопрос о создании платных учебных курсов или кружков, нужно провести работу по изучению не просто спроса, а платежеспособного спроса учащихся на конкретные дополнительные услуги. Для выявления количества желающих можно воспользоваться анкетированием, письменным и устным опросом детей и их родителей, а также различными рекламными объявлениями. В процессе анализа поступивших сведений уточняется сам перечень услуг, предлагаемый контингент, посильная плата за услуги. Из названного ассортимента выбираются услуги, соответствующие возможностям, уставным целям и способные дать приемлемый для школы доход.
Соответственно решается проблема с помещениями, оборудованием и другими ресурсами. Конкретизируется кадровый состав и оформляются трудовые отношения в виде контракта, трудового соглашения или договора — подряда с временным трудовым коллективом или с отдельными работниками. Составляется и утверждается смета на данные услуги, начинается деятельность по их предоставлению непосредственным потребителям.
Данная организационная работа нацелена на тех, кто имеет необходимые знания и навыки в области маркетинга и менеджмента, что позволяет сделать вывод о необходимости введения в образовательные учреждения маркетолога.
Научный анализ литературы показал, что авторы выделяют, как одно из необходимых условий повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг - использование принципов информационного маркетинга в сфере образования.
В условиях рыночной экономики образовательная информация становится важнейшим товарным ресурсом. Для правильной ориентации на рынке информационных товаров и услуг образовательное учреждение должно руководствоваться основами информационного маркетинга. Маркетинг информационных продуктов и услуг – это рыночная политика в сфере информационной деятельности.
Рыночная концепция информационного маркетинга строится на использовании товарных свойств информации. Задача его – обеспечение связи потребителей с производителем информационных услуг, что дает возможность установить, в какой степени информационные продукты и услуги удовлетворяют требования пользователей и соответствуют принятым критериям качества.
Это позволяет не только реагировать на изменение запросов потребителей, но и воздействовать на формирование информационных потребностей и повышение информационной культуры.
Маркетинг оценивает информационные продукты и услуги с точки зрения конечного результата их потребления. Именно от этого зависит рентабельность работы производителя информационных продуктов и услуг.
В качестве объективных факторов, влияющих на информационные потребности, выступают объективные условия деятельности образовательного учреждения, определяющие специфику запросов, характер представления информации, сроки и способы передачи образовательной информации.
Важная проблема в применении новых информационных технологий – это анализ спроса на образовательные услуги и осуществление маркетинга образовательных продуктов и услуг в новых условиях. Спрос на образование, как и на любой продукт, подвержен значительным колебаниям во времени. Это значительно осложняет проблему сбалансированности спроса и предложения образовательных услуг.
Отметим важное значение институтов повышения квалификации и краткосрочных курсов повышения квалификации, которые помогают адаптации специалистов на рынке труда, дают возможность повышения квалификации или приобретения ими других более нужных профессий.
Особую актуальность приобретает вопрос встраивания маркетинга в процесс образования, отбор необходимых форм планирования и управления образованием, что предполагает продвижение образовательных услуг и продуктов (ОУП) на рынок, формирование маркетинговой политики образовательного учреждения, подстраивание ее к требованиям рынка, выработку общей стратегии образования, оценку качественных и количественных характеристик образования. Маркетинг ставит задачей изучение внешней среды по отношению к деятельности образовательного учреждения.
Маркетинг ОУП - сложный вид деятельности, позволяющей интегрировать интересы образовательных учреждении, потребителей образовательных услуг и общества в целом.
Согласно классическому определению «маркетинг образовательных услуг – это совокупность работ по исследованию, планированию, осуществлению и контролю за тщательно сформулированными программами, задуманными, чтобы вызвать добровольный обмен ценностями с целевыми рынками с целью достижения стремлений учебных заведений» [77].
Традиционно объектом маркетинга образовательных услуг становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом – организации, территории, товары, услуги, а также идеи.
К субъектам маркетинга образовательных услуг и продуктов (ОУП) относятся все субъекты рынка – образовательные учреждения, потребители, посредники, общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке [45].
Образовательные учреждения предлагают:
При переходе к рыночной экономике образовательные учреждения начинают реализовывать свою продукцию в качестве товара. Так, учебно-методическая продукция - важнейший источник информации, содержащий знания в виде учебников, учебных пособий, учебных программ, методических рекомендаций, предоставляемых пользователю как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях. Обмен этими видами образовательной продукции как товара на рынке ОУП одно из ключевых условий маркетинга ОУП.
Товарный обмен может осуществляться между отдельными личностями (слушателями), отдельными личностями и учреждениями, между учреждениями и педагогическими работниками, а также между образовательными учреждениями.
Важнейшие функции маркетинговой деятельности:
«Образовательным учреждениям,
так же как и потребителям
ОУП, маркетинг жизненно важен
и нужен, т.к. в условиях рынка
любая ошибка в прогнозе
Специалисты акцентируют внимание на том, что участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, как производители ОУП, но и потребители (отдельные личности, предприятия, организации, широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений) ОУП. Другие потребители ОУП выступают в роли промежуточных потребителей, но именно они формируют спрос на услуги.
В числе неспецифических черт ОУП как товара выделяют высокую стоимость образовательных услуг, длительность их оказания, отсроченность выявления результатов, зависимость приемлемости услуг от места их оказания. К важнейшим свойствам и параметрам ОУП относятся:
С этими характеристиками связаны классические вопросы маркетинга, включая ассортиментную, ценовую, кадровую, сбытовую, коммуникационную политику. В конечном счете, специалисты в области маркетинга образовательных услуг считают, что необходимо ассортимент сориентировать на перспективный спрос; цены на ОУП должны устанавливаться с учетом конкурентоспособности образовательного учреждения, величины и динамики платежеспособного спроса населения.
В организационной структуре образовательного учреждения для решения этих вопросов должна формироваться служба (или группа) маркетинга, которая должна нести ответственность за имидж и рыночные успехи образовательного учреждения. В основе деятельности этой службы должно лежать понимание качества ОУП как условия успешного функционирования на рынке.
Маркетинг образовательных услуг (в отличие от маркетинга других товаров) направлен на приращение ценности человека в процессе приобретения образования. Поэтому особое внимание уделяется в маркетинге исследованию внешней экономической макросреды.
Основополагающий принцип маркетинга - сегментирование рынка ОУП [26]. Применяются три вида сегментирования рынка:
При сегментировании по группам потребителей выделяются потребители – личности, потребители-работодатели (предприятия, организации различных форм собственности), органы государственного и регионального управления.
При сегментировании по параметрам ОУП исследуются тип и сила реакции на параметры ОУП. К ним относятся: профиль подготовки, уровень фундаментальности, широта образования и глубины специализации. Учитывают формы обучения, объемы, сроки, методы, приемы.
При сегментировании рынка инструментом исследования являются сопоставительные графики, диаграммы, расчеты и другие точные методы оценки различных предпочтительных сегментов рынка.
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением