Маркетинговое управление образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

Предпринимательский подход к образованию позволяет:

  • учитывать при организации образовательного процесса проблемы производственной или иной деятельности слушателя. Для этого необходим предварительный анализ его карьерной направленности;
  • максимально идти на встречу слушателям при выборе места и времени проведения занятий, при формировании программы обучения максимально ориентироваться на элементы менеджмента, доказавшие свою эффективность в практике малых предприятий;
  • создавать условия для эффективного взаимодействия обучаемых с  инфраструктурой поддержки предпринимательства как на федеральном, так и на региональных уровнях, формировать среду, способствующую решению разнообразных проблем предпринимательства, включая информационную и консультационную поддержку;
  • помогать в подборе персонала.

Служба маркетинга образовательного учреждения должна осуществлять:

  • обеспечение руководства образовательного учреждения необходимой, достаточной и достоверной маркетинговой информацией по результатам анализа рынка труда;
  • координацию планов и программ действий, их соответствие выбранной стратегии;
  • контроль своевременного обновления ассортимента образовательных услуг и продуктов, корректировать сервисную, ценовую и сбытовую политику, повышение конкурентоспособности образовательного учреждения;
  • достижение ценовых показателей продаж, объема продаж и прибыли;
  • маркетинговое консультирование кадров.

Служба маркетинга принимает решение на основе собранной информации - внутренней отчетности, внешней текущей и прогнозной информации. Служба работает в тесном сотрудничестве с региональными органами управления, организует рекламу, участвует в проведении выставок, дает информацию о работе образовательного учреждения в средства массовой информации, включая каналы Интернета. Для выявления фактической и прогнозируемой потребности, служба организует анкетные опросы, интервью со специалистами и руководителями предприятий, активно участвует в поиске и изучении информации о технологических и экономических инновациях для включения этих вопросов в учебные планы и программы, формируя тем самым дополнительные потребности специалистов в повышении квалификации, захватывая за счет этого новые сегменты рынка [26].

Подводя итоги первой  главы можно сделать следующие выводы:

1. Менеджмент и маркетинг представляют собой две самостоятельные теории, составляющие основу управления предприятием. У каждого из них свои цели и задачи, свои идеи и ценности, свои подходы к разрешению специфических для каждой проблем. Но это две теории, которые взаимозависимы друг от друга и которые не могут достигнуть своих специфических целей одна без другой. При этом маркетинг должен выступать в роли генератора идей, то есть обеспечивать предприятие новыми движущими идеями направления  деятельности и высокоэффективного развития предприятия, а также  вырабатывать   стратегию   и   тактику  воплощения и достижения этих идей, в то время как менеджмент призван обеспечить их достижение.

2. Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные моменты:

  • Прогнозирование  и планирование деятельности учебных заведений, правильную постановку целей, их субординацию по степени важности;
  • Рациональную расстановку кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями;
  • Организацию системы образовательной информации и эффективности ее использования;
  • Всесторонний контроль, анализ и своевременную корректировку для предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
  • Надлежащую квалификацию и опыт менеджеров  образовательных учреждений и систему повышения их мастерства.

3. Важнейшие функции маркетинговой деятельности:

  • Разработка маркетинговой стратегии образовательного учреждения ( стратегия маркетинга);
  • Выявление потребности в услугах и продукции, изучение спроса на них;
  • Сегментирование рынков с целью выбора наиболее предпочтительных  сегментов для реализации ОУП;
  • Определение договорных цен  на услуги, платы за обучение, адаптация цен;
  • Формирование ассортимента услуг;
  • Разработка политики продаж ОУП (коммуникации, товародвижение, сбыт и продажа);
  • Кадровая политика .

4. Рынок образовательных  услуг представляет собой сферу обращения или  систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, другими словами, это совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.  Для этого вида рынка обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар. Каждый из них соответственно связан с категориями спроса, предложения и цены. По своеобразию реализуемого товара (продукта) этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, но тесно связан и взаимодействует с другими видами рынка: рабочей силы, информации, товаров народного потребления и т.д.

Участниками  (субъектами) рыночных, а следовательно, и маркетинговых отношений являются не только образовательные учреждения, оказывающие и продающие ОУП, но и потребители ( отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников ( включая службы занятости, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению ОУП на рынке.

Что касается объектов маркетинга ОУП, то к ним относятся – услуги. Для более наглядной демонстрации услуг используются: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях организации услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

5. Образовательные услуги – это система  знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных  потребностей личности, общества, государства. Это не материальная, а социальная ценность.

Образовательные услуги специфичны и обладают рядом отличительных признаков: сезонностью; высокой стоимостью образовательных услуг; относительной длительностью исполнения (оказания); отсрочкой проявления результата и зависимостью результатов от условий будущей работы и жизни выпускника; невозможностью перепродажи, зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся и т.д.

Образовательные услуги обеспечивают: реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков; в приобретении определенной профессии или получении образования; удовлетворение спроса на специалистов на рынке труда [70].

Характерная черта современного развития государственного сектора рынка образовательных услуг заключается в том, что появляется и с каждым годом увеличивается доля платных образовательных услуг. Это, во-первых, плата за дополнительные образовательные услуги для части учеников по предметам, не предусмотренным государственным стандартом. Во-вторых, появившиеся гимназические классы с оплатой дополнительных предметов. В-третьих, платное обучение студентов в средних и высших учебных заведениях сверх конкурсного набора. Многие учебные заведения ныне превратились в  своеобразный гибрид бесплатно-платного образования.

6. Маркетинг ОУП - сложный вид деятельности, позволяющей интегрировать интересы образовательных учреждении, потребителей образовательных услуг и общества в целом.

Особая роль в успешном решении маркетинговых задач должна уделяться информационному обеспечению, непрерывности сбора и обработки информации, мониторингу рынка ОУП, этому способствует информационный маркетинг, который представляет собой систему управления процессом получения максимальной  прибыли от деятельности в сфере производства и распространения информационной продукции и услуг на основе наиболее полного удовлетворения требований потребителей.

«Действующая система образования существенно отстает  от процессов, происходящих в обществе. Одной из основ современной образовательной политики должна стать социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. При определении задач модернизации  образования и этапов ее осуществления надо четко определить, в чьих интересах осуществляются те или иные изменения (обучающихся, семьи, педагогов, образовательных учреждений, социальных институтов, экономики, государства, общества в целом) и каких ответных мер потребует осуществление этих шагов со стороны заинтересованных субъектов и структур»–Президент РФ [75].

Таким образом, маркетинг  как   порождение  рыночной  экономики является в определенном  смысле  философией производства и оказания услуг, полностью  подчиненной   условиям и  требованиям рынка,  находящимся в постоянном динамическом развитии  под воздействием широкого спектра экономических,  политических,   научно-технических и социальных  факторов и является необходимостью для современных, стремящихся к развитию и процветанию образовательных учреждений.

 

  1. Анализ и  оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.

 

    1. Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска.

 

Муниципальное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска создано в соответствии  с ГК Российской Федерации, Законом Российской Федерации « Об образовании», «Типовым положением  об общеобразовательном учреждении», Положением о базовом учебно-воспитательном учреждении педагогического учебного заведения, Законом «О некоммерческих организациях» в  1988 году.

Школа № 95, начиная с момента ее открытия последовательно решила две стратегические задачи:

  • 1988-1994 гг. – создание школы-комплекс по типу «Начальная школа – учреждение дополнительного образования»;
  • 1994-1999 гг. – создание адаптивной школы через модель «Школа мобильных систем развития индивидуальных склонностей и способностей младшего школьника»;
  • начиная с 1999-2000 учебного года деятельность коллектива школы направлена на создание разновременной начальной школы многопрофильной и полифункциональной по набору задач в связи с изменившимся социальным заказом. Реализация этого проекта рассчитана на 5 лет через выполнение трех целевых программ: «Развитие», «Здоровье», «Воспитание».

Сейчас стратегическое направление работы школы состоит в создании условий, предотвращающие физические и интеллектуальные перегрузки учеников.

Что касается организация деятельности  и образовательного процесса МОУ, то основным предметом деятельности МОУ № 95 является реализация образовательных программ начального общего и среднего профессионального (педагогического) образования. Деятельность МОУ направлена на:

    • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
    • достижение обучающимися соответствующего образовательного  уровня, определяемого государственными стандартами;
    • адаптация обучающихся к жизни в обществе;
    • воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважение к правам человека, любви к природе и семье;
    • создание благоприятных, здоровье сберегающих  условий для разностороннего развития личности младшего школьника, его склонностей и способностей;
    • удовлетворение потребностей обучающихся в получении дополнительного образования;
    • обеспечение условий для обучения студентов педагогических учебных заведений.

С начала существования  МОУ № 95 коллектив в своей работе сосредотачивает основное внимание на дальнейшем углублении и дифференциации содержания образования базового уровня и совершенствования учебных планов, программ, учебных комплексов для начального образования. Содержание начального общего образования в МОУ № 95 определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми МОУ № 95 самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов  и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

  Школа сотрудничает со  многими  высшими учебными заведениями: Челябинским  государственным университетом, Челябинским  государственным педагогическим университетом, Челябинской академией физкультуры и спорта, Уральским институтом  усовершенствования врачей, Пед. колледж  № 1, Пед. колледж № 2,а также  с ЧИДПОПР.

Данное образовательное учреждение является базовой школой Челябинского педагогического колледжа №1, что позволяет ей быть конкурентоспособным в методических достижениях, соответствовать всем требованиям современной инновационной школы.

 

2.2. Общая характеристика  Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.

 

  1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с его Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска. 
  2. Учредитель (ли) образовательного учреждения:

Управление по делам образования г. Челябинска;

Управление образования при администрации Курчатовского района г. Челябинска;

Челябинский Государственный педагогический колледж № 1.

  1. Реализуемые образовательные программы: начальное общее, дополнительное, среднее профессиональное (педагогическое);
  2. Период обучения: 3-4 года;
  3. Режим функционирования:  пятидневная рабочая неделя, двухсменный;
  4. Форма образования: очная;
  5. Базовое образования или возраст принимаемых в образовательное учреждение: 6 лет 6 месяцев;
  6. Общий контингент  обучающихся (воспитанников): 985;
  7. Общая площадь здания (кв. м.) 7221,2;
  8. Год постройки : 1988, реконструкции нет, кап. ремонт нет;
  9. Техническое состояние зданий и сооружений – удовлетворительное;
  10. Количество учебных помещений (всего) 45;
  11. Наличие  групп продленного дня: количество ГПД – 13, игровые комнаты – 5, игровые зоны – 6, 3-х разовое питание;
  12. Наличие спортивного зала, спортивной площадки, актового и музыкального зала, библиотеки (+ методкабинет);
  13. Наличие  здравпункта и медицинского блока:   кабинет врача, процедурный кабинет, кабинет окулиста и офтальмолога, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет ЛФК, массажный кабинет;
  14. Программное обеспечение: программы развивающего обучения:

Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением