Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
Предпринимательский подход к образованию позволяет:
Служба маркетинга образовательного учреждения должна осуществлять:
Служба маркетинга принимает решение на основе собранной информации - внутренней отчетности, внешней текущей и прогнозной информации. Служба работает в тесном сотрудничестве с региональными органами управления, организует рекламу, участвует в проведении выставок, дает информацию о работе образовательного учреждения в средства массовой информации, включая каналы Интернета. Для выявления фактической и прогнозируемой потребности, служба организует анкетные опросы, интервью со специалистами и руководителями предприятий, активно участвует в поиске и изучении информации о технологических и экономических инновациях для включения этих вопросов в учебные планы и программы, формируя тем самым дополнительные потребности специалистов в повышении квалификации, захватывая за счет этого новые сегменты рынка [26].
Подводя итоги первой главы можно сделать следующие выводы:
1. Менеджмент и маркетинг представляют собой две самостоятельные теории, составляющие основу управления предприятием. У каждого из них свои цели и задачи, свои идеи и ценности, свои подходы к разрешению специфических для каждой проблем. Но это две теории, которые взаимозависимы друг от друга и которые не могут достигнуть своих специфических целей одна без другой. При этом маркетинг должен выступать в роли генератора идей, то есть обеспечивать предприятие новыми движущими идеями направления деятельности и высокоэффективного развития предприятия, а также вырабатывать стратегию и тактику воплощения и достижения этих идей, в то время как менеджмент призван обеспечить их достижение.
2. Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные моменты:
3. Важнейшие функции маркетинговой деятельности:
4. Рынок образовательных услуг представляет собой сферу обращения или систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, другими словами, это совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень. Для этого вида рынка обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар. Каждый из них соответственно связан с категориями спроса, предложения и цены. По своеобразию реализуемого товара (продукта) этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, но тесно связан и взаимодействует с другими видами рынка: рабочей силы, информации, товаров народного потребления и т.д.
Участниками (субъектами) рыночных, а следовательно, и маркетинговых отношений являются не только образовательные учреждения, оказывающие и продающие ОУП, но и потребители ( отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников ( включая службы занятости, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению ОУП на рынке.
Что касается объектов маркетинга ОУП, то к ним относятся – услуги. Для более наглядной демонстрации услуг используются: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях организации услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
5. Образовательные услуги – это система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Это не материальная, а социальная ценность.
Образовательные услуги специфичны и обладают рядом отличительных признаков: сезонностью; высокой стоимостью образовательных услуг; относительной длительностью исполнения (оказания); отсрочкой проявления результата и зависимостью результатов от условий будущей работы и жизни выпускника; невозможностью перепродажи, зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся и т.д.
Образовательные услуги обеспечивают: реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков; в приобретении определенной профессии или получении образования; удовлетворение спроса на специалистов на рынке труда [70].
Характерная черта современного развития государственного сектора рынка образовательных услуг заключается в том, что появляется и с каждым годом увеличивается доля платных образовательных услуг. Это, во-первых, плата за дополнительные образовательные услуги для части учеников по предметам, не предусмотренным государственным стандартом. Во-вторых, появившиеся гимназические классы с оплатой дополнительных предметов. В-третьих, платное обучение студентов в средних и высших учебных заведениях сверх конкурсного набора. Многие учебные заведения ныне превратились в своеобразный гибрид бесплатно-платного образования.
6. Маркетинг ОУП - сложный вид деятельности, позволяющей интегрировать интересы образовательных учреждении, потребителей образовательных услуг и общества в целом.
Особая роль в успешном решении маркетинговых задач должна уделяться информационному обеспечению, непрерывности сбора и обработки информации, мониторингу рынка ОУП, этому способствует информационный маркетинг, который представляет собой систему управления процессом получения максимальной прибыли от деятельности в сфере производства и распространения информационной продукции и услуг на основе наиболее полного удовлетворения требований потребителей.
«Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Одной из основ современной образовательной политики должна стать социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. При определении задач модернизации образования и этапов ее осуществления надо четко определить, в чьих интересах осуществляются те или иные изменения (обучающихся, семьи, педагогов, образовательных учреждений, социальных институтов, экономики, государства, общества в целом) и каких ответных мер потребует осуществление этих шагов со стороны заинтересованных субъектов и структур»–Президент РФ [75].
Таким образом, маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства и оказания услуг, полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов и является необходимостью для современных, стремящихся к развитию и процветанию образовательных учреждений.
Муниципальное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 95 г. Челябинска создано в соответствии с ГК Российской Федерации, Законом Российской Федерации « Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Положением о базовом учебно-воспитательном учреждении педагогического учебного заведения, Законом «О некоммерческих организациях» в 1988 году.
Школа № 95, начиная с момента ее открытия последовательно решила две стратегические задачи:
Сейчас стратегическое направление работы школы состоит в создании условий, предотвращающие физические и интеллектуальные перегрузки учеников.
Что касается организация деятельности и образовательного процесса МОУ, то основным предметом деятельности МОУ № 95 является реализация образовательных программ начального общего и среднего профессионального (педагогического) образования. Деятельность МОУ направлена на:
С начала существования МОУ № 95 коллектив в своей работе сосредотачивает основное внимание на дальнейшем углублении и дифференциации содержания образования базового уровня и совершенствования учебных планов, программ, учебных комплексов для начального образования. Содержание начального общего образования в МОУ № 95 определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми МОУ № 95 самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Школа сотрудничает со многими высшими учебными заведениями: Челябинским государственным университетом, Челябинским государственным педагогическим университетом, Челябинской академией физкультуры и спорта, Уральским институтом усовершенствования врачей, Пед. колледж № 1, Пед. колледж № 2,а также с ЧИДПОПР.
Данное образовательное учреждение является базовой школой Челябинского педагогического колледжа №1, что позволяет ей быть конкурентоспособным в методических достижениях, соответствовать всем требованиям современной инновационной школы.
2.2. Общая характеристика
Муниципального
Управление по делам образования г. Челябинска;
Управление образования при администрации Курчатовского района г. Челябинска;
Челябинский Государственный педагогический колледж № 1.
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением