Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию маркетингового управления школой, на основе теоретических подходов маркетинга и анализа практической деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить и проанализировать состояние проблемы «Маркетинговое управление образовательным учреждением» в маркетинговой теории и практике;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы современной теории маркетинга для рынка образовательных услуг.
1.1. Основы управления маркетингом……………………………….8
Рынок образовательных услуг: определение, структура, характеристики, тенденции…………………………………………...14
Концепция маркетинга в сфере образования………………….24
2. Анализ и оценка маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения.
Историческая справка о МОУ НОШ № 95 г. Челябинска…….40
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95….42
Анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения………………………………………………………………48
3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового управления Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 95.
Пути совершенствования деятельности МОУ НОШ № 95…….73
Социально-экономическая эффективность предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы …………………………………………………………….100
В области духовной жизни общества, наиболее близкой к образованию, также произошли и продолжают происходить существенные изменения:
Заметим, что в этих условиях особенно ценной является способность школы в полной мере использовать новые позитивные возможности, которые несет с собой процесс реформ – новые взгляды на менеджмент и маркетинг [63].
Необходимо отметить, что существует два сектора рынка образовательных услуг.
Международный опыт подтверждает, что для отрасли образования с её ограниченными возможностями коммерциализации и прибыльного ведения деятельности характерен специфический и неоднородный рынок образовательных услуг. Прежде всего, он включает в себя два взаимодействующих сектора: государственный и негосударственный, или частный сектор. Причем преобладающим всегда был и остается государственный pынок, поскольку, частные предприниматели обычно не заинтересованы заниматься созданием образовательных услуг. В США, например, на частные школы, приходится 11% учащихся, а на частные (некоммерческие) вузы – 23% студентов. Хотя в России идет активный процесс организации негосударственных учебных заведений, возникают сомнения достигнет ли их доля американского уровня и в будущем.
Характерная черта современного развития государственного сектора рынка образовательных услуг заключается в том, что появляется и с каждым годом увеличивается доля платных образовательных услуг. Это, во-первых, плата за дополнительные образовательные услуги для части учеников по предметам, не предусмотренным государственным стандартом. Во-вторых, появившиеся гимназические классы с оплатой дополнительных предметов. В-третьих, платное обучение студентов в средних и высших учебных заведениях сверх конкурсного набора.
С середины 80-х годов началось внедрение платных образовательных услуг в школе: организация репетиторства, затем — частные школы. В государственных и муниципальных школах плата за дополнительные образовательные услуги получила широкое распространение после юридического закрепления в Законе РФ «Об образовании» (июль 1992 г.). Летом 1995 г. Министерство образования РФ направило на места письмо «Об организации платных дополнительных услуг» и разрешило школам пополнять свой скудный бюджет из-за задержек государственного финансирования. Районным управлениям рекомендовалось решить: какие дополнительные услуги, на сколько часов и за какие суммы может оказывать школа. Главное, чтобы за деньги не обучали предметам, обязательным для изучения. А за дополнительные предметы, которые школьники желают изучать, могут платить родители. Для удобства детей, изъявивших желание изучать одинаковые дополнительные предметы, создали гимназические классы. Плату в таких классах взимают со всех одновременно [63].
Рассмотрим
основные причины введения и
расширения платности за
Прежде всего,
это вызвано резким
Что касается частного сектора образовательных услуг, которые на основе только платности предоставляются населению негосударственными учебными заведениями, особенно коммерческого характера, то здесь рыночное, товарное содержание проявляется наиболее последовательно. Такие услуги с полным основанием можно назвать «явными товарами». Закономерной тенденцией развития современного рынка образовательных услуг в России является рост удельного веса второго вида услуг.
Для нашей работы необходимо рассмотреть ценообразование образовательных услуг.
Услуги образования относятся к товарам дорогостоящим, что обусловлено целым рядом обстоятельств. Они производятся высококвалифицированным педагогическим трудом с применением современного учебно-лабораторного оборудования. В них достаточно высока доля постоянных издержек, особенно оплата труда. Так, в развитых странах рыночной экономики почти 70 % общей суммы расходов в образовании приходится на зарплату. Определяется это тем, что, несмотря на рост количества оборудования, одним из главных факторов развития образования по-прежнему остаются умственные способности преподавателей, их интеллект. Высокие цены на образовательные услуги в значительной мере связаны с их предельной полезностью, уникальностью. Некоторые из них имеют монопольную цену.
В настоящее время в России речь идет о формировании и становлении принципиально нового, ранее не существовавшего в России рынка с его платными формами альтернативного образования. К тому же все государственные и муниципальные учреждения просвещения, ведущие бесплатное обучение, получили законодательно закрепленное право разнообразными способами самостоятельно пополнять свои финансовые ресурсы.
Цена услуг, как и любых иных товаров, представляет собой денежное выражение их стоимости. Она может отклоняться в зависимости от отношения спроса и предложения на эти услуги вниз и вверх от величины стоимости, а также совпадать с нею.
Однако цены на услуги образования имеют существенные особенности, обусловленные их спецификой как разновидности насущных общественных благ и некоммерческого характера большинства учебных заведений. За большую часть этих услуг расплачиваются не непосредственные потребители, а государство частью собранных налогов. Поступающие учебным заведениям бюджетные средства в лучшем случае оказываются достаточными лишь для их текущих расходов: на зарплату, стипендии, канцелярские и другие подобные расходы. Эти финансовые ресурсы часто не восполняют износ и капитальный ремонт основных фондов. В таком случае цена услуг оказывается не только ниже их стоимости, но и себестоимости. В основу государственного регулирования цен на образовательные услуги в общественном секторе рынка следует положить использование нормативных цен, рассчитанных по утвержденным методикам с учетом научно обоснованных норм и нормативов затрат ресурсов, общественно необходимых для производства соответствующих услуг. Теоретически нормативная цена должна совпадать с реальной, формируемой свободным рынком. Фактически же возможно несовпадение, обусловленное несовершенством государственных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения и методик расчета.
Нормативная цена образовательных услуг включает в себя две части: нормативную себестоимость и нормативную прибыль. Нормативная себестоимость состоит из текущих затрат ( заработная плата, учебные, хозяйственные расходы и др.) и начисленной на полное восполнение износа и капитальный ремонт основных фондов. Прибыль используется на развитие учебного заведения и материальное поощрение сотрудников.
Следовательно, цена образовательных услуг выступает важным инструментом рыночного регулирования процесса воспроизводства и успешного функционирования отрасли образования [48].
Рыночное регулирование экономической деятельности при помощи рыночных инструментов (деньги, цена, кредит конкуренция и др.) позволяет резко повышать качество обучения и подготовки квалифицированных кадров. Чтобы успешнее решить эту задачу, необходимо наряду с бесплатными государственными учреждениями (с элементами платности за обучение) расширять сеть учебных заведений коммерческого типа, платных, предоставляющих возможности образования и профессиональной подготовки на особо высоком качественном уровне.
Смета за платные услуги включает в себя четыре составных части. Первая статья расходов — самая большая по своей доле, представлена заработной платой преподавателей и вспомогательного персонала.
Ко второй статье откосятся накладные расходы, включая начисления на фонд заработной платы. Сюда также входят расходы на рекламу, транспорт, аренду помещения, оборудование и др.
Третья статья представлена амортизационными расходами, включающими отчисления на коммунальные нужды.
Вместе расходы по второй и третьей статьям составляют материальные и приравненные к ним затраты. Если к ним добавить зарплату, то это и будет себестоимость образовательных услуг, или то, во что должно обойтись или обошлось их производство коллективу (себе стоит).
Четвертая часть сметы - плановая прибыль. Приплюсовав ее к плановой себестоимости, мы получим сметную цену услуг.
Одним из
важных показателей сметы
Рассчитать норму рентабельности и размеры оплаты услуг на учебный год можно по ниже приведенной формуле:
Пl = П/Сб x 100,
где Пl - норма рентабельности ( в процентах), П — масса прибыли ( намечаемая прибыль), Сб — себестоимость (все расходы по проведению занятий – зарплата, материальные и приравненные к ним затраты, заложенные в смету).
Цl =Ц/К,
где Цl- цена годовых услуг, которую должен оплатить каждый из обучающихся по этому платному курсу ( в рублях), Ц – сметная цена всего объема услуг за год, К – количество учащихся, желающих изучать данный платный курс или предмет [60].
Реальная плата за эти услуги может сложиться выше или ниже её сметного уровня в зависимости от соотношения платежеспособного спроса претендентов и предложения этих услуг. В том случае, когда количество желающих получить эти услуги резко возрастает, размеры платы могут заметно увеличиваться и наоборот.
Следовательно, осуществление социально-экономических реформ и становление рыночных отношений приводят к радикальным изменениям в хозяйственно-экономическом функционировании образовательных учреждений. Эти процессы породили как позитивные, так и негативные тенденции в деятельности учебных заведений, и их нельзя не принимать во внимание.
1.3. Концепция маркетинга в сфере образования.
Развитие цивилизованных рыночных отношений в нашей стране неразрывно связано с процессом становления маркетинга образовательных услуг и других товаров. Появление подобного маркетинга, несомненно, будет способствовать улучшению качества и расширению ассортимента образовательных услуг, позволит разнообразнее удовлетворять запросы потребителей в услуге школ, техникумов, вузов и других учебных заведений и в итоге содействовать подъему образования в обществе на более высокую ступень.
Маркетинг, как известно, является современным видом трудовой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей путем рыночного обмена. На практике маркетинг сводится к комплексу взаимосвязанных мер предприятий и учреждений по анализу состояния рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров. Он превращает существующую непредсказуемость рынка в знание о том, что происходит на рынке, какой товар нужно произвести и выгодно продать, как воздействовать на рынок, как управлять им. Целью маркетинга является оптимальное совмещение экономических интересов, достижение согласия между производителями, с одной стороны, и потребителями-покупателями этих продуктов, с другой стороны.
Под маркетингом в сфере образования следует понимать особый вид рыночной деятельности, который нацелен на удовлетворение нужд и запросов населения, прежде всего в образовательных услугах [63, 119]. В данной области развитие маркетинга в наши дни особенно актуально, поскольку интеллектуальный потенциал становится решающим фактором умножения национального богатства общества. Так, экономически развитые страны мира в настоящее время благодаря функционированию современной системы образования получают до 40% прироста валового национального продукта.
Однако система маркетинга в образовательном комплексе России, к сожалению, не получила широкого распространения. Причем четко выделяются три уровня применения маркетинга в учебно-воспитательных учреждениях страны [48].
К высшему уровню относится группа учреждений образования, деятельность которых организуется на коммерческих началах и сориентирована на маркетинговую концепцию рыночного управления.
Второй уровень включает в себя те образовательные учреждения, которые используют отдельные составные части маркетинговой деятельности: изучение спроса и конъюнктуры рынка образовательных услуг, организацию подготовки профессионалов по новым специальностям, определение уровня оплаты (тарифа) за обучение и т.д.
Низший уровень характерен для большинства учебно-воспитательных учреждений, применяющих лишь отдельные элементы маркетинга: рекламу, изучение спроса на дополнительные образовательные услуги.
В нашем образовании система маркетинга не получила должного распространения. Это связано, с историческими и общеэкономическими корнями: с 70-летним господством в стране командно-административной экономики и отсутствием настоящих рыночных отношений. В таких, условиях большинство нынешнего поколения хозяйственников не смогло овладеть теоретическими и практическими званиями и навыками управления на рыночных началах. В большей мере это коснулось руководителей учебных заведений и органов управления просвещением.
Вторая группа причин, тесно связанная с первой, обусловлена особенностями сферы образования, о чем было уже немало сказано: специфичность ресурсов и услуг, особый характер взаимоотношений производителей и потребителей образовательных услуг. Подавляющая масса учебно-воспитательных учреждений была и остается государственной. Государство выступает основным и по существу монопольным покупателем образовательных услуг. Все это сдерживает становление нормальных рыночных отношений в отрасли просвещения, сковывает развитие явного рынка образовательных услуг.
Прогноз наиболее вероятного направления развития рынка образовательных услуг предполагает, что новые требования к системе образования будут предъявляться со стороны представителей различных социальных слоев, профессиональной сферы и производства. Эти требования будут касаться, во-первых, возможности разноуровневого освоения содержания общего среднего образования; во-вторых, развития дифференциации содержания образования; в-третьих, разработки и включения в содержание обще среднего образования принципиально новых учебных предмет и дисциплин (социология, экология, экономика, менеджмент, юриспруденция и другие) и, в-четвертых, организации новых типов и форм обучения и воспитания [34].
Однако становление рынка образовательных услуг - процесс сложный, и носит он во многом стихийный xaрактер. В стране пока еще отсутствует система информирования и изучения тенденций развития этого рынка. Поэтому необходимо создавать эффективный комплекс маркетинговых исследований на разных уровнях: образовательного учреждения, региона, республики, страны с учетом местных и отраслевых особенностей. Взаимодействие создаваемых маркетинговых служб на всех уровнях управленческой деятельности позволит направлять и своевременно учитывать колебания рынка. Важно при этом чтобы единая маркетинговая служба в стране координировал деятельность всех остальных служб по изучению спроса предложения на образовательные услуги, и давала соответствующие рекомендации учреждениям просвещения, проводила экспертизы по заявкам заказчика.
Информация о работе Маркетинговое управление образовательным учреждением