Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

 

МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ "КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ 7

1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7

1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7

1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41

2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41

2.2 Анализ  познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49

2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со  
школьниками 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

ЛИТЕРАТУРА 73

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.

От познавательной активности учащихся при изучении школьного  курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в  современных условиях, к творческой деятельности. Этот факт требует реализации методов обучения, направленных на повышение познавательной деятельности школьников в овладении знаниями, развития их навыков к самообразованию  и его творческого использования  в новых жизненных условиях. Именно через активную творческую деятельность можно достичь прочного усвоения и осознания учебного материала, развития навыков его творческого  использования.

Одним из основных факторов повышения эффективности обучения является руководство процессом  знаний, которое способствует пробуждению  мысли и чувств учащихся.

Связь информативных знаний с жизнью создает новые условия  для развития познавательной деятельности учащихся. Это значительно расширяет  границы обучения, добавляет, наряду с основами информатики, знание терминологии. Это также формирует предпосылки  для подготовки учащихся к выполнению определенных социальных функций в  соответствии с тенденциями трансформации  общества и развития личности в условиях рыночных отношений.

Гипотеза дипломного исследования: использование метода проектов позволит сформировать познавательную мотивацию у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии».

Приведенные соображения  обусловили выбор темы и актуальность исследования.

Объектом дипломного исследования является процесс обучения информатике в основной школе.

Предмет дипломного исследования - разработка системы заданий в учебном процессе как средство активизации познавательной деятельности учащихся основной школы.

Цель дипломного исследования – проанализировать методы повышения познавательной деятельности учеников на уроках информатики, выявить.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач дипломного исследования:

1. Проанализировать теоретические основы  формирования познавательной мотивации учащихся.

2. Обосновать психолого-методические основы активизации познавательной деятельности учащихся основной школы в процессе изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии".

3. Выяснить возможности совершенствования учебного процесса по информатике и повышения качества его результатов за счет использования новых методов.

4. Разработать методические рекомендации, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

5 . Экспериментально проверить эффективность предложенных рекомендаций и их влияние на формирование познавательного интереса учащихся к изучению информатики в основной школе.

Поставленные задачи обусловили выбор методов дипломного исследования:

- изучение и теоретический  анализ психолого-педагогической, методической  и научно - технической литературы  при обосновании основных теоретических  положений исследования;

- анализ программ, учебных  пособий и методических рекомендаций, опыта работы учителей, существующих  педагогических программных средств;

- педагогическое наблюдение, беседы с учащимися;

- целенаправленный педагогический  эксперимент (констатирующий, поисковый,  формирующий) с целью апробации  предложенной методики и экспериментального  внедрения в школьную практику  основных положений исследования.

Методы исследования. В работе было использовано несколько групп методов:

– наблюдение, метод экспертных оценок;

– диагностические методики по выявлению личностных особенностей подростков разного уровня приобщенности к предметно-соревновательной* деятельности (методика «Мотивации одобрения»; методика контент-анализа; методика определения направленности личности;

– анализ и обобщение результатов практического модуля.

Теоретико-методологической основой исследования является Закон  об образовании, Государственная национальная программа "Образование", положения  теории познания, философии и психологии о предметном характере человеческой деятельности и деятельностный подход к развитию личности; дидактические идеи проблемного подхода к процессу обучения, теория поэтапного формирования умственных действий; обще-дидактические положения; концепция информатизации образования и формирования основ информационной культуры.

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ

1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие

 

Одной из актуальных проблем  на современном этапе развития педагогической теории и практики является активизация  познавательной мотивации учащихся. Именно от ее решения зависит эффективность  учебной деятельности, которая проявляется  в прочном усвоении знаний, стимулировании и развития интереса к учебе, формировании самостоятельной мысли и подготовке к самостоятельной жизни.

В педагогических исследованиях  чаще активизацию познавательной мотивации  рассматривают как организацию  восприятия учебного материала учащимися, когда усвоение знаний происходит путем  раскрытия взаимосвязи между  явлениями, сравнение новой информации с уже известной, а также конкретизации, обобщения и оценки учебного материала  с различных точек зрения.

Отметим, что в педагогическом словаре активизацию учебного процесса определено как процесс совершенствования  содержания, форм и методов учебной  работы, что способствует активной и самостоятельной деятельности учащихся в усвоении знаний, умений и навыков на всех этапах учебно-воспитательного  процесса во всех звеньях образования. В этом смысле акцентируется важность педагогических методов, приемов и  средств в процессе активизации.

Использование и совершенствование  различных форм и методов обучения побуждает к активизации, в первую очередь, самого учебного процесса, а  уже потом к активизации познавательной мотивации учащихся. Стоит отметить, что в приведенных выше определениях происходит отождествление понятий  «мотивация обучения» и «активизация познавательной мотивации». В основе любой учебной деятельности учащихся лежит, в первую очередь, их активность. Процесс их активизации является процессом преобразования субъекта (в нашем случае - ученика) в состояние активности. Понятие мотивации исследовалось в психолого-педагогической науке в разных аспектах.

Активность учащихся выражается через вопросы, стремление думать, познавательную самостоятельность в процессах  восприятия, воспроизведения, понимания  и творческого применения. Критериями сформированности активной мотивации личности выступают: инициативность, действенность, энергичность, интенсивность, добросовестность, интерес, самостоятельность, осознание действий, воля, настойчивость в достижении цели и творчество. Благодаря этим качествам есть возможность проследить повышение мотивации учащихся в процессе обучения. Поэтому мы выделили следующие уровни мотивации ученика в учебной деятельности:

  1. Низкий - учитель сообщает знания, ставит вопрос, дает ответы, показывает способы решения задачи, а ученик слушает, записывает и вспоминает известное.
  2. Средний - задачи решаются совместными усилиями учителя и учащихся, учащиеся привлекаются в частичный поиск, проявляя при этом эпизодический интерес к работе, элементы творчества, самостоятельности и т.п.
  3. Высокий - ученики сами осуществляют активный поиск ответа, предлагают собственные способы решения задач, проявляют устойчивый интерес, стремление, добросовестное отношение к работе и т.п.

Проявление познавательной мотивации в процессе обучения связано  с познанием мира. Поэтому во многих педагогических источниках акцентируется  важность именно познавательной мотивации, которая возникает благодаря  продуктивной активности.

Признаками познавательной мотивации в любой деятельности выступают такие показатели, как  готовность к работе, стремление к  самостоятельной деятельности, качество работы, пути выбора оптимальных способов решения задач.

Познавательная мотивация  в учебном процессе является составной  объективного закономерного обучения как активного процесса познания. Это выступает важным фактором необходимости  активной деятельности учащихся в познании. Однако характер и степень мотивации  учащихся в обучении могут быть разными. Какие же факторы влияют на это? Прежде всего, это познавательный интерес. Именно его потеря, как правило, является причиной снижения познавательной мотивации  детей.

Стимулами познавательной мотивации  в учебно-воспитательном процессе, кроме внутреннего стимула - познавательного  интереса, также могут выступать  такие педагогические приемы, как  поощрение, раскрытие необходимости  и значение учебной задачи (мотивация), подчеркивание развития положительных  черт личности в процессе обучения, своевременное признание успехов  учащихся, активная позиция учителя, доверие ученикам и других, которые  уже становятся внешними стимулами  познавательной мотивации учащихся. Познавательная мотивация учащихся является показателем качества их учебно-познавательной деятельности, направленности ученика на эффективное освоение знаний и способов деятельности.

Развитие познавательной мотивации учащихся в учебно-воспитательном процессе происходит благодаря системе  приемов, методов, форм обучения, адекватные достигнутому уровню обученности учащихся. Их удачный подбор в методике обучения приводят к активизации учебного процесса.

Приведенные выше рассуждения  позволяют выделить следующие критерии активизации познавательной мотивации  учащихся:

· Формирование познавательного  интереса к объекту обучения;

· Наличие признаков познавательной мотивации;

· Проявление самостоятельности  в учебно-воспитательной деятельности;

· Развитие познавательной мотивации.

Активизация познавательной мотивации учащихся - это переход  к более высокому уровню активности и самостоятельности учащихся в  процессе обучения, что стимулируется  развитием познавательного интереса, и происходит благодаря совершенствованию  методов и приемов учебного процесса.

Активизация познавательной мотивации учащихся при изучении информатики является одной из проблем  современного школьного образования. Это связано, в первую очередь, со снижением интереса молодежи к обучению в целом, а также с повышением роли информатики в различных  сферах общества. Введение новых методов  в курс информатики основной школы  выступает весомым фактором активизации  познавательной мотивации учащихся, поскольку они влияют, в первую очередь, на формирование познавательного  интереса учащихся к значению информатики  в сегодняшних условиях рыночных отношений в нашей стране.

Критерием успешности развития ученика является не только наличие  знаний, умений, навыков, способов деятельности, но и мотивов учебно-познавательной деятельности. Надеяться на то, что  учебно-познавательные мотивы возникнут  сами собой, не приходится. В связи  с этим в педагогической науке  существует проблема формирования мотивов  учебно-познавательной деятельности. Данная проблема не является новой  для педагогической науки. Она была предметом многих психологических, педагогических и методических исследований. В частности она исследовалась В. Алекеевым, Ю. К. Бабанским, Л.И. Божович, Л. А. Карпенко, А. К. Марковой, И. Щукиной и др. В исследованиях этих авторов выявлены психолого-педагогические условия и механизмы формирования мотивов учебно-познавательной деятельности.

Однако в связи с  реформированием системы образования, что сопровождается внедрением новых  подходов к обучению, данная проблема приобретает новую актуальность. В частности, анализ научной литературы позволил выяснить, что в контексте  компетентностного подхода к обучению она решается достаточно поверхностно, без учета особенностей компетентностного подхода.

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии