Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа
Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73
Исходным принципом реализации процесса формирования элементов компьютерной грамотности школьников является принцип органического единства содержательного, процессуального и мотивационного компонентов обучения.
Содержательный компонент формировался на основе введения теоретических понятий информатики, которые изучаются в курсе «Коммуникационные технологии», в процесс обучения школьников конкретно индуктивным и абстрактно - индуктивным путями. Конкретно-индуктивный метод базировался на создании первичного представления, введение соответствующего срока, разъяснения символики, выделения существенных признаков понятия, конструирования определения, использования понятий в простых ситуациях и, наконец, важных приемов его использования внутри курса и в смежных дисциплинах. При абстрактно - дедуктивном методе определения понятия формировалось учителем сразу в готовом виде, без предварительного объяснения. В этом случае индукция и дедукция дополняли друг друга.
На основе анализа учебных и методических пособий, словарей, справочников и других литературных источников создана азбука компьютерной грамотности, которая включает 45 основных понятий. Данная азбука положена в основу экспериментального курса «Коммуникационные технологии», который построен как совокупность элементов: содержания, организационных форм, методов и средств обучения.
Курс «Коммуникационные технологии» предусматривает формирование исходных теоретических знаний, практических умений и навыков работы с ПК и программными средствами учебного назначения, работы в интернете, соответствующих возрастным особенностям школьного возраста, что в свою очередь, помогает направить результаты обучения и, особенно, приобретенные практические умения и навыки на решение общих педагогических задач. Курс рассчитан на три года обучения (9 - 11 классы) общим объемом 84 часа.
Отбирая содержание учебного материала курса, мы руководствовались принципом цикличности в обучении, когда из года в год возрастает сложность решаемых задач, а инвариантом есть способы деятельности, формируются. Также это сопровождается изменением программного обеспечения для расширения возможностей, которые оно предоставляет.
Принципы научности и доступности заключаются в том, что материал, который составляет содержание курса, подается ученикам в последовательности, которая воспроизводит логически-смысловые связи между понятиями, темами, разделами, с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, объединенное с адекватным выбором целей обучения, уровней сложности и полноты представления является резервом, который позволяет реализовать процесс формирования компьютерной грамотности школьников.
Процессуальный компонент объединяет умения и навыки, овладение которыми дает возможность учащимся решать познавательные задачи. Он заключается в том, что в процессе выполнения познавательных задач определенного типа используются приемы обучения, которые стимулируют умственную деятельность учащихся. Мотивационный компонент предполагает формирование у школьников любознательности, интереса и устойчивого положительного отношения к учебно-познавательной деятельности, а также формирование у учащихся внутренней потребности самостоятельно преодолевать трудности и решать задачи.
Значительная роль в экспериментальной методике отводилась работе с программными средствами учебного назначения, педагогическая целесообразность которых определялась, исходя из следующих дидактических требований: научность; системность и последовательность обучения; доступность (возрастные и индивидуальные особенности школьного возраста); сознательное обучение; активность обучения; прочность результатов обучения.
Опытно - экспериментальная работа осуществлялась в течение года, включая поисковый, констатирующий и формовочный эксперименты. Она носила комплексный характер и проводилась по трем содержательным линиям. Первая содержательная линия - это исследование эффективности курса, ориентированного на специфику возрастных особенностей детей. Вторая - исследование эффективности форм, методов и средств формирования элементов компьютерной грамотности школьников с учетом валеологических и дидактических особенностей. Третьей содержательной линией эксперимента является исследование влияния курса на результаты обучения другим предметам и формирование позитивной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии»
Кроме того, в ходе эксперимента осуществлялись: проверка принципиальных возможностей включения средств информационно - коммуникационных технологий в учебную деятельность школьников, определение эффективности применения программных средств, проверка организации учебной деятельности в компьютерной среде.
С целью определения отношения педагогов к введению учебного курса проведено анкетирование, в котором было предложено высказать свое отношение к данному учебному курсу. Результаты анкетирования представлены на рис. 2.
\
Рис. 2. Результаты обработки ответов учителей, полученных до проведения экспериментального обучения и после него
После проведения эксперимента отношение учителей - практиков к курсу заметно изменилось. Часть учителей, которые резко отрицательно относятся к изучению коммуникационных технологий в школе, уменьшилась до нуля, часть учителей, отрицающих эффективность такого обучения, также существенно (почти в пять раз) уменьшилось. Существенно увеличилась, благодаря проведению эксперимента, часть учителей, готовых к внедрению его результатов в собственную профессиональную деятельность.
Для оценки уровня сформированности у учащихся элементов компьютерной грамотности мы определили четыре уровня усвоения основных понятий данного курса, а именно: низкий - усвоение лишь отдельных понятий (ученик имеет фрагментарные знания при незначительном общем объеме, то есть меньше половины); средний - нечеткое и несистемное усвоения понятий (ученик с помощью учителя или самостоятельно, может воспроизвести значительную часть учебного материала с элементами логических связей); достаточный - усвоение понятий (ученик свободно владеет учебным материалом, умеет самостоятельно обобщать и систематизировать); высокий - четкое, системное и осознанное усвоение в рациональной последовательности всех понятий (ученик обладает глубокими, прочными знаниями, продуктивно и творчески использует).
В отличие от экспериментальных
в контрольных классах
В табл. 1 представлена динамика уровней усвоения учащимися основных понятий курса по годам обучения в экспериментальных и контрольных классах. Полученные данные представлены в процентах.
Таблица 1.
Динамика уровней усвоения учащимися основных понятий курса
Экспериментальные классы |
Контрольные классы | |||||
Уровни усвоения основных понятий |
Этапы изучения курса «Коммуникационные технологи» (Эк - 367) |
Этапы изучения курса «Коммуникационные технологи» (Кк - 329) | ||||
9 класс |
10 класс |
11 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс | |
Низкий |
12,80 |
11,70 |
9,90 |
75,70 |
68,40 |
59,30 |
Средний |
39,50 |
30,20 |
20,90 |
22,50 |
27,10 |
34,70 |
Достаточный |
29,40 |
33,80 |
41,10 |
1,80 |
3,60 |
4,50 |
Высокий |
18,30 |
24,30 |
28,10 |
0,00 |
0,90 |
1,50 |
С каждой новой темой в экспериментальных классах наблюдается рост уровня усвоения учащимися основных теоретических понятий курса. Так, например, если высокий уровень усвоения характерен для 18,3 % учеников 9 класса, то для учеников 11- го класса он составляет 28,1 %. В контрольных классах этот показатель соответственно для 0 % учащихся 9 класса и 1,5 % учеников11- го класса. Характерным является и тот факт, что уменьшается количество учащихся с низким уровнем усвоения основных понятий. Так, он присущ для 12,8 % учеников 9 и только 9,9 % учащихся 11 экспериментальных классов. В то время, как в контрольных классах 75,7 % учеников 9 и 59,3 % учеников11-х классов основные понятия курса усвоили на низком уровне.
Сравнение данных, полученных в контрольных классах и в экспериментальных, дает возможность, даже без использования параметрических методов, сделать однозначный вывод о результативности внедрения курса по экспериментальной педагогической технологии. Вместе с тем, следует отметить наличие проявления указанной выше тенденции освоения учащимися ИКТ даже без целенаправленного обучения, которое проявляется в безусловном увеличении количества учащихся контрольных классах, имеющих средний и достаточный уровни сформированности элементов компьютерной грамотности.
С целью исследования влияния изучения курса на результаты обучения других предметов, было проведен количественный и качественный анализ данных, в качестве которых использованы итоговые оценки учеников 11-х классов по математике, географии, трудовому обучению, полученных в контрольных и экспериментальных группах. Эффективность экспериментального исследования проверялась коэффициентом эффективности (КЭ = 1,15): КЕ = СПЭ / СПК, где СПЭ - средний показатель экспериментальной группы, СПК - средний показатель контрольной группы. Полученные результаты показаны на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнительная диаграмма
знаний учащихся контрольной и
Полученные в ходе педагогического эксперимента данные позволили утверждать о положительном влиянии курса на результаты обучения вышеуказанных предметов.
В современных условиях большая роль во всем мире уделяется информатизации учебного процесса, внедрению и распространению новых информационных технологий обучения, формированию основ информационной культуры учащихся, их подготовке к жизни в современном информатизированном обществе. Поэтому одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления, познавательных способностей учащихся, умение самостоятельно пополнять знания.
Решение этой проблемы связано с разработкой систем методов и приемов обучения, направленных на формирование познавательной активности учащихся, усвоение ими учебного материала, развитие интеллектуальных способностей учащихся и умение работать с современной компьютерной техникой. Итак, сегодня в нашем обществе возникает насущная потребность в творческих, деятельных и одаренных,
интеллектуально и духовно развитых гражданах. Задача учителя не только выявлять таких учеников, но и развивать творческие способности таких детей. В школе надо создавать кабинеты информационно - коммуникационных технологий с современным техническим и программным обеспечением, по разработке и апробации двух авторских программ по курсу информатики. Информатика преподается в школе со второго класса. Целью первых лет обучения информатике является формирование у детей познавательного интереса, инициативности в познании, развитие их логического мышления и выработки алгоритмического. Ученики младших классов должны овладеть навыками работы с компьютером, ознакомиться с его возможностями, получить компьютерные поддержание знаний и навыков, приобретенных на других уроках, путем работы с учебными и контролирующими программами, научиться использовать компьютер для составления текстов, музыки, рисунков, ознакомиться с понятием алгоритма и научиться составлять простейшие алгоритмы различных действий, развивать свои творческие способности. Знакомство с клавиатурой компьютера должно происходить поэтапно, сначала с использованием игровых программ, а затем изучение значений клавиш после овладения соответствующими буквами и цифрами, завершается выработкой автоматизированных навыков посредством клавиатурного тренажера, текстовых редакторов. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанные с информатикой: знакомство с графиками, логическими играми с победной стратегией (начинают и выигрывают) и другими.
Профильное обучение информатике должно проводиться с задачей сформировать у учащихся знания более базового уровня, достаточного для свободной работы на компьютере с наиболее распространенными пакетами прикладных программ для уверенной работы в офисе при подготовке различных документов, умения выполнять работы по обслуживанию компьютера, применять полученные знания для полноценного использования различных служб сети Интернет, создавать математические модели и реализовать их в наиболее распространенных средах программирования.
Весь курс информатики в школе должен подчиняться принципу «От простого к сложному». Ведущим в изучении информатики является развитие у учащихся информационно - коммуникационных компетенций, информационной культуры, внедрение в учебный процесс метода проектов.8