Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

Метод проектов включает в  себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих по самой своей сути подходов, способствует творческому развитию учащихся, использованию ими определенных учебно-познавательных приемов, которые в результате самостоятельных действий позволяют решать ту или иную проблему. Кроме того, метод проектов предусматривает обязательную презентацию результатов.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы о целесообразности и эффективности использования метода проектов в учебном процессе.

  1. У школьников формируются и отрабатываются:

° навыки сбора, систематизации и анализа информации;

° навыки публичного выступления;

° умение подать информацию в эстетическом виде;

° умение выражать свои мысли и доказывать свои идеи;

° умение работать в группах;

° умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения.

  1. Расширяются и углубляются знания из различных предметных областей.
  2. Повышается уровень информационной культуры.
  3. Ученики более досконально изучают ту компьютерную программу, в которой создается проект.
  4. Ученик имеет возможность осуществить свои творческие замыслы.
  5. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Познавательный процесс  является важным фактором обучения и  в то же время это жизненно необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика. Он сильно влияет на формирование личности и обеспечивается определенными условиями: 

Сила, глубина, устойчивость развития интереса; 

Многосторонность характера ученика;

Многосторонность интересов личности; 

Взаимодействие познавательного  интереса с другими мотивами; 

Связь развития с перспективами и жизненными планами.

Познавательный интерес  к предметам формируется в начальной школе, поэтому нельзя упустить момент и не сосредоточить ребенка на будущее. Чтобы процесс развития личности проходил правильно необходимо направлять ученика в правильное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям. Для начала достаточно заинтересовать ребенка, а дальше развивать его самостоятельность и ответственность за самого себя. Это основа для полноценного развития познавательного интереса у учащегося в образовательном процессе.

Рассматриваемый мной вопрос чрезвычайно важен в современном  мире и требует постоянных доработок, внедрения любых новшеств, постоянную работу преподавателя над методами и способами подачи информации. В настоящее время основы по развитию познавательного интереса немного изменились, оказывается изменение в отношениях между субъектами образования, что влечет за собой и изменения по отношению к образованию. Сейчас сложнее заинтересовать ученика в получении новых знаний. Большие и всем известные преподаватели (А.С. Макаренко, А. К. Маркова, Г. И. Щукина, С. Т. Шацкий и др.) исследовали данный вопрос и давали предложения по их решению. Современные методы отличаются от «старых» . В этом можно убедиться на практике . В образовательных учреждениях есть преподаватели, которые придерживаются «старых» порядков. И на их предметах оказывается неэффективность обучения, меньший интерес к предмету. В современной школе необходимо больше коллективной деятельности, внедрение новых технологий, разнообразие системы урока. Очень важную роль играет выявление индивидуальных способностей ученика и умение работать в коллективе. После этого преподаватель подбирает форму проведения урока, опроса и оценивания. Также важно уметь наказывать и поощрять учеников, потому что это является положительным стимулом к познанию нового.

Что касается мотивации ученика, то преподаватель всегда должен следить за своими действиями, потому что она может быть не только положительной, но и отрицательной. Мотивы ученик создает для себя сам, а учитель просто помогает их поддерживать и развивать.

Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. Мы рассмотрели активные и практические методы. По нашему мнению, они являются наиболее значимыми при поиске решения проблемы. В них заложено побуждение к практической и умственной деятельности, без которой нет развития познавательной активности.

Огромную роль играют отношения субъект - субъект, при которых происходит взаимодействие и взаимовлияниях учителя и ученика. Это очень важно, так как данные действия помогают обеим сторонам лучше понять друг друга, а затем помочь проявить лучшие качества. Узнав качества ученика, преподаватель выбирает стратегию их развития. При этом поднимается уровень развития познавательного интереса и самой личности в целом.

Результаты проведенного теоретического исследования и педагогического  эксперимента позволяют нам сформулировать выводы относительно их практического использования:

    1. Активизация познавательной деятельности учащихся - это переход к более высокому уровню активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения, стимулируется развитием познавательного интереса, и происходит благодаря совершенствованию методов и приемов учебного процесса.
    2. Показателями и признаками проявления активности и интереса учащихся в процессе работы над задачей является:

· Постановка вопросов;

· Отслеживание ошибок в  процессе работы над задачей;

· Использование полученных ранее знаний;

· Стремление решать нестандартные задачи;

· Поиск интересных математических фактов, использование приобретенных знаний в повседневной жизни;

· Самостоятельное создание задач;

· Помощь сверстникам в решении сложных задач;

· Поиск альтернативных способов решения задач и т.д.

    1. Изучение курса "Коммуникационные технологии" и введение его в учебную программу основной школы способствует созданию необходимого эмоционального настроя, активности учащихся в обучении и расширению сферы практического применения умений и навыков учащихся, полученных в процессе изучения информатики.
    2. Изучение курса выполняет:

· Образовательную функцию, поскольку их использование направлено на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков на разных этапах обучения;

· Развивающую функцию, потому что работа развивает умение осмысливать содержание понятий, применить полученные знания на практике, анализировать результаты, делать соответствующие обобщения, сравнения и выводы;

· Воспитательную функцию, потому воспитание на уроках информатики может осуществляться в первую очередь благодаря этим задачам;

· Контролирующую функцию как учебные задачи.

    1. Для достижения активизации познавательной деятельности учащихся при работе нужно соблюдать выполнение следующих требований к задачам:
    2. · Задача должна быть правильно подана (учитель объясняет важность ее решения для дальнейшей работы и приобретения соответствующих умений);
    3. · Задача должна быть понятна учащимся, т.е. объяснены все термины, которые встречаются в задаче, ситуация описана в задаче известна и интересна для учащихся с жизненной необходимости, требование задачи должна вызвать интерес;

· Задача должна быть посильной ученикам, то есть учащиеся должны иметь опыт работы с такими задачами или могут самостоятельно приобрести необходимые знания;

· Задача должна вызвать  интерес благодаря хоть одному условию: внешне интересной формулировки, необычной постановки вопроса или процесса решения задачи;

· Задача должна развивать жизненный опыт учащихся, показывать возможность использования школьных знаний в различных жизненных ситуациях.

    1. Система проблемного обучения выступает эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся основной школы. Это происходит на основе повышения познавательного интереса учащихся, достигается акцентированием внимания на значении знаний в реальной жизни и реализуется выбором методов, форм и средств обучения.
    2. Использование учителями активного и проблемного методов требует определенной их подготовки.
    3. Результаты экспериментальной проверки и опыт внедрения курса в практику основной школы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. В частности, они свидетельствуют о его положительном влиянити на весь учебно-воспитательный проце<span class="List_0020Paragra

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии