Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа
Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73
Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих по самой своей сути подходов, способствует творческому развитию учащихся, использованию ими определенных учебно-познавательных приемов, которые в результате самостоятельных действий позволяют решать ту или иную проблему. Кроме того, метод проектов предусматривает обязательную презентацию результатов.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы о целесообразности и эффективности использования метода проектов в учебном процессе.
° навыки сбора, систематизации и анализа информации;
° навыки публичного выступления;
° умение подать информацию в эстетическом виде;
° умение выражать свои мысли и доказывать свои идеи;
° умение работать в группах;
° умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения.
Познавательный процесс является важным фактором обучения и в то же время это жизненно необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности ученика. Он сильно влияет на формирование личности и обеспечивается определенными условиями:
Сила, глубина, устойчивость развития интереса;
Многосторонность характера ученика;
Многосторонность интересов личности;
Взаимодействие
Связь развития с перспективами и жизненными планами.
Познавательный интерес к предметам формируется в начальной школе, поэтому нельзя упустить момент и не сосредоточить ребенка на будущее. Чтобы процесс развития личности проходил правильно необходимо направлять ученика в правильное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям. Для начала достаточно заинтересовать ребенка, а дальше развивать его самостоятельность и ответственность за самого себя. Это основа для полноценного развития познавательного интереса у учащегося в образовательном процессе.
Рассматриваемый мной вопрос
чрезвычайно важен в
Что касается мотивации ученика, то преподаватель всегда должен следить за своими действиями, потому что она может быть не только положительной, но и отрицательной. Мотивы ученик создает для себя сам, а учитель просто помогает их поддерживать и развивать.
Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. Мы рассмотрели активные и практические методы. По нашему мнению, они являются наиболее значимыми при поиске решения проблемы. В них заложено побуждение к практической и умственной деятельности, без которой нет развития познавательной активности.
Огромную роль играют отношения субъект - субъект, при которых происходит взаимодействие и взаимовлияниях учителя и ученика. Это очень важно, так как данные действия помогают обеим сторонам лучше понять друг друга, а затем помочь проявить лучшие качества. Узнав качества ученика, преподаватель выбирает стратегию их развития. При этом поднимается уровень развития познавательного интереса и самой личности в целом.
Результаты проведенного теоретического исследования и педагогического эксперимента позволяют нам сформулировать выводы относительно их практического использования:
· Постановка вопросов;
· Отслеживание ошибок в процессе работы над задачей;
· Использование полученных ранее знаний;
· Стремление решать нестандартные задачи;
· Поиск интересных математических фактов, использование приобретенных знаний в повседневной жизни;
· Самостоятельное создание задач;
· Помощь сверстникам в решении сложных задач;
· Поиск альтернативных способов решения задач и т.д.
· Образовательную функцию, поскольку их использование направлено на формирование у школьников системы знаний, умений и навыков на разных этапах обучения;
· Развивающую функцию, потому что работа развивает умение осмысливать содержание понятий, применить полученные знания на практике, анализировать результаты, делать соответствующие обобщения, сравнения и выводы;
· Воспитательную функцию, потому воспитание на уроках информатики может осуществляться в первую очередь благодаря этим задачам;
· Контролирующую функцию как учебные задачи.
· Задача должна быть посильной ученикам, то есть учащиеся должны иметь опыт работы с такими задачами или могут самостоятельно приобрести необходимые знания;
· Задача должна вызвать интерес благодаря хоть одному условию: внешне интересной формулировки, необычной постановки вопроса или процесса решения задачи;
· Задача должна развивать жизненный опыт учащихся, показывать возможность использования школьных знаний в различных жизненных ситуациях.