Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа
Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73
Индивидуализация обучения средствами дифференциации требует учета не только качества усвоения учебного материала, но и формирование активной учебной деятельности ученика. Иногда понятие "дифференциация" и "индивидуализация" в педагогической литературе отождествляются. Учет принципов личностно ориентированного и развивающего обучения требует рассмотрения этих понятий не только с позиции учителя, но и с точки зрения ученика в этом процессе. Это дает основания обратить внимание на уточнение этих понятий.
Индивидуализация - это организация учебно-воспитательного процесса, при которой важно учитывать индивидуальных особенностей каждого ученика, перспектив его дальнейшего умственного развития, гармоничного совершенствования личности. Такая организация обучения способствует формированию познавательного интереса учащихся, их активности и самостоятельности, развивает творческие способности личности.
Под дифференциацией обучения понимают специально организованную познавательную деятельность, осуществляемую с учетом индивидуальных особенностей учащихся и направленную на их интеллектуальное развитие. Для внедрения этого направления в педагогике важным элементом становится отбор форм, методов и приемов учебной деятельности в соответствии с типологических особенностей учащихся. Именно разный подход учителя к группам учащихся, которые выделены с учетом индивидуальных особенностей, лежит в основе организации дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение создает благоприятные условия для того , чтобы ученик мог раскрыть и проявить присущие ему индивидуальные особенности. Таким образом, дифференциация обучения заключается в формировании учебных групп по определенным признакам и проведения в соответствии с настоящим учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это обеспечивает оптимальные результаты развития личности ученика. Дифференциация становится средством индивидуального обучения.3
Идеи развивающего и личностно - ориентированного обучения нацелены на активизацию познавательной деятельности учащихся. В процессе такого обучения развития умственной активности и познавательной самостоятельности должны быть подчинены все методы, приемы и формы учебно-воспитательного процесса. Важным в их выборе является учет возрастных и психологических особенностей учащихся. Это нацеливает современную педагогическую науку на поиск новых элементов обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и повышали их интерес к учебной деятельности.
В процессе обучения информатики учащимся необходимо обрабатывать и запоминать значительные объемы учебных сведений, поэтому педагоги стараются не фокусировать внимание школьников на осознании отдельных фактов и действий, а помогают им научиться критически осмысливать, выделять главное, устанавливать связи и ассоциации. Для этого учителя используют различные стратегии обучения, направленные на умственное развитие учащихся, активизации их мыслительной деятельности.
Проблемы организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
изучались и исследовались
– теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);
– концепция развития мышления (В. В. Давыдов, В. Ф. Паламарчук), взаимосвязи обучения и развития личности ребенка (Л. С. Выготский);
– развитие личности школьника как субъекта познавательной деятельности (С.Д.Максименко);
– формирование приемов умственной деятельности и их перенос в новые ситуации (Н. О. Менчинская, Е. М. Кабанова - Меллер);
– учета возрастных особенностей развития личности ребенка (Г. С. Костюк), активизация познавательной деятельности (В. М. Осинская).
На основе анализа упомянутых
работ можно констатировать, что
нет единого подхода к
Важнейшими особенностями, влияющими на формирование познавательной мотивации к обучению, выступают:
Эти особенности будут реализовываться, если:
Главную роль в развитии ребенка играет обучение. В психолого-педагогической литературе понятие "обучение" определяется как целенаправленный процесс получения и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности человека, осуществляется в соответствии с поставленными задачами. Обе стороны - учитель и ученик - активно участвуют в этой деятельности, но каждый по-своему.
Учитель в процессе обучения информатике направляет свою деятельность на то, чтобы:
Для достижения вышеуказанного учителя используют различные стратегии обучения, направленные на умственное развитие учащихся, активизации их умственной деятельности, в которых выделяют следующее:
Однако полученные в процессе
обучения информатике знания не всегда
свидетельствуют о
Источником умственного
развития школьников на уроках информатики
является их активная учебно-познавательная
деятельность по получению знаний и
овладения способами
Для определения условий,
благоприятных для активизации
мыслительной деятельности в обучении
информатике, нужно принимать во
внимание социальный заказ общества
в аспекте исследуемой
Активизация мыслительной деятельности в процессе обучения информатике может происходить следующими способами: стихийно, без внимания учителей и учащихся; целенаправленно, т.е. на основе формирования приемов умственной деятельности, отбора содержания учебного материала, методов, организационных форм и средств обучения.
Формирование умственных действий по Ю. И. Машбицу невозможно без усвоения знаний: овладение знаниями происходит в единстве с усвоением способов действий с ними. Умственные действия, являющиеся основой приема умственной деятельности, формируются в процессе овладения конкретным содержанием предметной области. Л. С. Выготский в своих работах представил формирования приемов умственной деятельности посредством отбора учебного материала и определения последовательности его обработки. Отбор содержания обучения и последовательность изучения научных сведений являются необходимыми условиями активизации умственной деятельности, но недостаточными. Г. С. Костюк отмечал, что учитель должен специально обучать учащихся выбирать и выполнять умственные действия, приемы умственной деятельности.4
Для решения этих задач в процессе обучения информатике целесообразно выделить ряд условий умственного развития школьников, а именно:
Управление умственной деятельностью
на уроках информатики может