Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

Индивидуализация обучения средствами дифференциации требует  учета не только качества усвоения учебного материала, но и формирование активной учебной деятельности ученика. Иногда понятие "дифференциация" и "индивидуализация" в педагогической литературе отождествляются. Учет принципов личностно ориентированного и развивающего обучения требует рассмотрения этих понятий не только с позиции учителя, но и с точки зрения ученика в этом процессе. Это дает основания обратить внимание на уточнение этих понятий.

Индивидуализация - это организация учебно-воспитательного процесса, при которой важно учитывать индивидуальных особенностей каждого ученика, перспектив его дальнейшего умственного развития, гармоничного совершенствования личности. Такая организация обучения способствует формированию познавательного интереса учащихся, их активности и самостоятельности, развивает творческие способности личности.

Под дифференциацией обучения понимают специально организованную познавательную деятельность, осуществляемую с учетом индивидуальных особенностей учащихся и направленную ​​на их интеллектуальное развитие. Для внедрения этого направления в педагогике важным элементом становится отбор форм, методов и приемов учебной деятельности в соответствии с типологических особенностей учащихся. Именно разный подход учителя к группам учащихся, которые выделены с учетом индивидуальных особенностей, лежит в основе организации дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение создает благоприятные условия для того , чтобы ученик мог раскрыть и проявить присущие ему индивидуальные особенности. Таким образом, дифференциация обучения заключается в формировании учебных групп по определенным признакам и проведения в соответствии с настоящим учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это обеспечивает оптимальные результаты развития личности ученика. Дифференциация становится средством индивидуального обучения.3

Идеи развивающего и личностно - ориентированного обучения нацелены на активизацию познавательной деятельности учащихся. В процессе такого обучения развития умственной активности и познавательной самостоятельности должны быть подчинены все методы, приемы и формы учебно-воспитательного процесса. Важным в их выборе является учет возрастных и психологических особенностей учащихся. Это нацеливает современную педагогическую науку на поиск новых элементов обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и повышали их интерес к учебной деятельности.

1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике

 

В процессе обучения информатики  учащимся необходимо обрабатывать и  запоминать значительные объемы учебных  сведений, поэтому педагоги стараются  не фокусировать внимание школьников на осознании отдельных фактов и  действий, а помогают им научиться  критически осмысливать, выделять главное, устанавливать связи и ассоциации. Для этого учителя используют различные стратегии обучения, направленные на умственное развитие учащихся, активизации их мыслительной деятельности.

Проблемы организации  учебно-познавательной деятельности учащихся изучались и исследовались психологами  и педагогами в разных направлениях:

– теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);

– концепция развития мышления (В. В. Давыдов, В. Ф. Паламарчук), взаимосвязи обучения и развития личности ребенка (Л. С. Выготский);

– развитие личности школьника как субъекта познавательной деятельности (С.Д.Максименко);

–  формирование приемов умственной деятельности и их перенос в новые ситуации (Н. О. Менчинская, Е. М. Кабанова - Меллер);

– учета возрастных особенностей развития личности ребенка (Г. С. Костюк), активизация познавательной деятельности (В. М. Осинская).

На основе анализа упомянутых работ можно констатировать, что  нет единого подхода к структуризации методов активизации умственной деятельности и приемов учебной  деятельности, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Важнейшими особенностями, влияющими на формирование познавательной мотивации к обучению, выступают:

    1. создание условий для проявления учащимися активности, самостоятельности, инициативы;
    2. достаточное разнообразие и посильная сложность задач, в том числе проблемного и творческого характера;
    3. удовольствие от процесса деятельности, осознание личностной и общественной значимости ее результатов.

Эти особенности будут  реализовываться, если:

    • стараться не навязывать учебных целей сверху, определять ее вместе с учениками;
    • использовать момент интерес, проблемные вопросы;
    • активизировать самостоятельное мышление;
    • использовать ТСО, компьютер;
    • подбирать задания с элементами новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса во время его выполнения.

Главную роль в развитии ребенка играет обучение. В психолого-педагогической литературе понятие "обучение" определяется как целенаправленный процесс получения  и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности человека, осуществляется в соответствии с поставленными задачами. Обе  стороны - учитель и ученик - активно  участвуют в этой деятельности, но каждый по-своему.

Учитель в процессе обучения информатике направляет свою деятельность на то, чтобы:

    • научить учащихся учиться; углубить и расширить теоретическую базу знаний, придать результатам обучения практической значимости;
    • развивать ребенка по индивидуальной траектории обучения, создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся на основе учета их возрастных особенностей, индивидуальных склонностей, интересов и способностей;
    • развивать у учащихся интерес к способам получения знаний и приобретения умений; формировать мотивацию учения, самооценки и самосовершенствования;
    • научить учащихся использовать информационные образовательные ресурсы.

Для достижения вышеуказанного учителя используют различные стратегии  обучения, направленные на умственное развитие учащихся, активизации их умственной деятельности, в которых  выделяют следующее:

  1. воспроизведение: подражание образца или последовательности действий;
  2. обоснование: увязывание отдельного события с общим принципом, понятием;
  3. реорганизация: перенос знаний в новые ситуации, поиск оригинальных способов решения проблем;
  4. соотнесение: сочетание недавно полученных знаний с усвоенными ранее или собственным опытом;
  5. рефлексия: исследование собственного мнения и причин ее появления.

Однако полученные в процессе обучения информатике знания не всегда свидетельствуют о положительных  изменениях в умственном развитии учащихся. Иногда школьники механически запоминают понятия и способы деятельности, не осознавая их содержания, не понимая  аспектов их использования при решении  определенных задач, что приводит к  формализму знаний. Для активизации  мыслительной деятельности учащихся важно  как процесс овладения знаниями, так и хорошо отработанные и прочно закреплены приемы учебной деятельности, с помощью которых происходит и усвоение знаний, и оперирование ими.

Источником умственного  развития школьников на уроках информатики  является их активная учебно-познавательная деятельность по получению знаний и  овладения способами использования  средств ИКТ для решения учебных и практических задач. Как определено в научных источниках и показывает практика, движущими силами умственного развития ребенка является противоречие между новыми потребностями, стремлениями и уровнем развития ее возможностей, между поставленными перед ней задачами и уровнем овладения необходимыми для их решения умениями и навыками. Следовательно, в процессе обучения информатике необходимо заботиться не о количестве изученных понятий или отработанных умений, а об усвоении фундаментальных знаний и активизации умственной деятельности. И хотя приемы умственной деятельности формируются и используются в изучении конкретного учебного материала, они не зависят от содержания, имеют универсальный характер.

Для определения условий, благоприятных для активизации  мыслительной деятельности в обучении информатике, нужно принимать во внимание социальный заказ общества в аспекте исследуемой проблемы, специфику школьного курса информатики  и учебного процесса в соответствии с этим заказом, цели умственной деятельности, критерии сформированности приемов умственной деятельности. При этом важно учитывать индивидуально - психологические особенности школьников: когда ученики выполняют учебные действия по образцу, различия нивелируются, но если они поставлены в ситуацию самостоятельных "открытий", то эти различия ярко выражены.

Активизация мыслительной деятельности в процессе обучения информатике  может происходить следующими способами: стихийно, без внимания учителей и  учащихся; целенаправленно, т.е. на основе формирования приемов умственной деятельности, отбора содержания учебного материала, методов, организационных форм и  средств обучения.

Формирование умственных действий по Ю. И. Машбицу невозможно без усвоения знаний: овладение знаниями происходит в единстве с усвоением способов действий с ними. Умственные действия, являющиеся основой приема умственной деятельности, формируются в процессе овладения конкретным содержанием предметной области. Л. С. Выготский в своих работах представил формирования приемов умственной деятельности посредством отбора учебного материала и определения последовательности его обработки. Отбор содержания обучения и последовательность изучения научных сведений являются необходимыми условиями активизации умственной деятельности, но недостаточными. Г. С. Костюк отмечал, что учитель должен специально обучать учащихся выбирать и выполнять умственные действия, приемы умственной деятельности.4

Для решения этих задач  в процессе обучения информатике  целесообразно выделить ряд условий  умственного развития школьников, а  именно:

    1. усиление мотивации учения, повышение интереса к способам получения знаний, осознание необходимости овладения умственными действиями;
    2. последовательное формирование умственных действий и приемов на основе обще - дидактических принципов обучения, учета возрастных особенностей умственного развития учащихся;
    3. активизация рефлексивных процессов с помощью самоанализа, оценки собственных результатов;
    4. перенос знаний в новые ситуации на основе самостоятельной поисковой деятельности;
    5. стимулирование развития интеллектуальных и познавательных способностей (различных видов памяти, мышления, внимания, воображения), инициативы и творчества;
    6. реализация внутрипредметных и межпредметных связей, использование проблемных ситуаций, разноуровневых задач и их решение с использованием средств ИКТ;
    7. систематическое формирование потребности в самосовершенствовании, способности адаптироваться к быстро меняются.

Управление умственной деятельностью  на уроках информатики может осуществляться как самим учащимся, который проявляет  волевые усилия, так и учителем на основе организации внимания, памяти, восприятия, мышления школьника. Роль учителя заключается в творческом управлении учебно-познавательной деятельностью  учащихся, направленной на получение  динамических знаний, являющихся фундаментом  для приобретения информационных компетенций  соответствующего уровня. Этапы управления учебной деятельностью можно  представить в такой последовательности:

    1. проект (включение субъектов в процесс познавательной активности и ее поддержание на всех этапах обучения);
    2. ориентационный (принятие субъектом целей обучения, планирование действий, прогнозирование результатов);
    3. смыслово-операционный (система знаний и средств учения предметной области);
    4. ценностно-волевой (включает внимание, эмоциональную окрашенность действия);
    5. оценочный (систематическое получение сведений о совершении действия на основе сопоставления результатов деятельности с задачей , выполняемой).

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии