Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к условиям жизни. Современная жизнь требует активной творческой личности. Воспитать ее можно только внедряя в педагогическую практику стратегии развития критического мышления. Задача этой стратегии состоит в "пробуждении сознания", когда молодой человек осознает реалии, окружающие его, и ищет пути решения проблем. Такой подход созвучен концепции личностно-ориентированного обучения и неразрывно связан с применением активных, интерактивных технологий, в том числе и метода проектов.

Необходимо учитывать интересы ребенка, его запросы, помочь ему подняться на высоту творчества, помочь ему развить это творчество, найти себя, найти выражение своего творчества.

Метод проектов считается  одним из перспективных видов обучения, потому что он создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к получению знаний, способствует развитию их интеллектуальных способностей. Ученики, проектируемых в обучении, приобретают опыт решения реальных проблем в связи с предстоящим самостоятельную жизнь.

К.Д.Ушинский писал: «Зажги в человеке искренний интерес ко всему полезному, высокому и нравственному, и - вы можете быть уверенными в том, что она сохранит навсегда человеческое достоинство».

Работа учителя - формирование человека, человека образованного, воспитанного. Инструменты влияния на духовный и умственный мир ученика - слово  учителя, личный пример, создание ситуации заинтересованности материалом, который рассказывает учитель.

За годы педагогической деятельности были апробированы много разнообразных технологий повышения познавательной активности учащихся. Поэтому сегодня,  уверенно можно утверждать, что наряду с другими, важнейшими путями формирования познавательной активности школьников является проблемное обучение, самостоятельная работа, интерактивные методы и метод проектов, так как эти средства при их умелом использовании дают существенные результаты.

Надо каждый урок строить  так, чтобы у учащихся постоянно был устойчивый интерес, учебная активность и желание творить и познавать. Успех процесса обучения во многом зависит от активности школьников, находит выражение в состоянии готовности, стремление к самостоятельной деятельности, которая направлена ​​на усвоение общественного опыта.

Под руководством учителя  ученик включается в поиск истины и достигает ее раскрытия собственными усилиями. Он получает не готовы знания, а получает их собственным трудом, то есть учится мыслить, учится получать знания. Поэтому при выполнении практических заданий на уроках информатики надо отдавать предпочтение творческим заданиям, позволяющим самораскрыться дарованию.

При проведении урока учитель  вместе с учениками осуществляет равноправную деятельность по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению.

Этому способствует:

    1. Организация усвоения учеником целей, задач, значение своей деятельности.
    2. Формирование устойчивых познавательных интересов.
    3. Осуществление принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении.
    4. Использование методов, форм организации обучения, побуждающие школьников к самостоятельной творческой деятельности.
    5. Личность учителя, его отношение к ученикам, предмету, профессии других учителей: гуманизм (интерес к личности каждого ученика, уважение его мнения, положения, особенностей развития, высокая требовательность к его учебной деятельности и забота о развитии личности); научная увлеченность, что помогает формировать уважение к своему предмету, конкретного учебного материала, любовь к своей профессии (добросовестность, радость от достигнутых учеником положительных результатов и т.п.); этика поведения.

А.Н. Лук в книге "Мышление и творчество" приводит «10 заповедей» учителя, желающий воспитывать у учащихся творческие способности:

1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто утверждаемое и принято на веру. Требуй доказательств.

2. Никогда не решай спор учеников легким средством, то есть, попросту говоря, сообщить им правильный ответ или верный способ решения.

3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую мысль, которую они выразили, чтобы не упустить случая раскрыть для них что-нибудь новое.

4. Уважай свои личные  «сумасшедшие» идеи прививать другим вкус к нестандартному мышлению.

5. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда обсуждать твои глупые идеи».

6. Не скупись на ободряющее  слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

7. В процессе обучения не может быть постоянной методики и навсегда установленной программы.

8. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя.9

Метод проектов является одним  из эффективных средств формирования учебной мотивации и учебно-познавательной компетентности у учащихся. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся может быть успешно реализовано, если содержание учебного процесса будет структурировано на основе деятельностного подхода с учетом возможностей метода проектов в плане развития учебно-познавательной компетентности.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя.

Опыт работы в школе  показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изученного материала, избегая привлечения ученика к активной деятельности. А пробудить такое стремление можно, предложив интересную и важную проблему. Именно метод проектов позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Особенность подхода заключается в том, что учащимся предлагается самостоятельно конструировать, создавать, начиная с первого этапа работы над проектом.

Метод проектов позволяет  не только усваивать предметное содержание, но и формировать много личных качеств учащихся. Данный метод может стать одним из эффективных инструментов создания условий развития учебно-познавательной компетентности. В частности, метод проектов полезен для формирования учебно-познавательной компетенции при изучении таких разделов курса информатики: "Текстовый процессор", "Компьютерные презентации", "Электронные таблицы", "Компьютерная графика и анимация", "Компьютерные вирусы", "Понятие о языке разметки гипертекста", "Язык программирования" и т.п.

Проектный метод является дальнейшим развитием проблемного метода. В проблемном обучении преподаватель четко формулирует учебную проблему или организует работу учащихся с ее формулировки. В проектном обучении учебная проблема намечена неявно. Преподаватель может подсказать источники сведений, а может просто направить мысль учеников в нужном русле для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из различных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает очертания проектной деятельности. Суть идеи метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в срок.

Этот метод органично  сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Задача учителя состоит  в том, чтобы строить свои уроки  на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развивать ситуацию успеха, творчества, уважать интересы каждого. Работа в процессе обучения информатике направлена на конкретную цель - сформировать у учащихся знания и умения по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проектов этой цели можно добиться на более высоком уровне. В процессе работы над проектом ученики имеют устойчивую мотивацию к учебной деятельности, происходит процесс закрепления полученных навыков работы над конкретной темой.10

Полезно использовать метод  проектов как творческую, индивидуальную или групповую деятельность учащихся в течение одного урока, изучение конкретной темы. Такая работа формирует навыки самообразования учащихся и состоит из нескольких этапов:

- Подготовительный, который связан с формирование проблемы, обоснование ее социальной и практической значимости, а также выдвижение гипотез по ее решению;

- Исследовательский этап - планирование работы, определение методов исследования, распределение обязанностей между разработчиками проекта;

- Реализация проекта;

- Защита и обсуждение  проекта, анализ процесса его выполнения.

При выборе темы нельзя навязывать ученикам тематику будущей работы. Ведь выбор темы это одна из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом ученики должны сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать возможности той прикладной программы, на основе которой будет создан проект. Разнообразие тематик проектов, которые демонстрируют личные интересы и приоритеты учащихся. Вот несколько тем проектов, которые были разработаны учениками: "Детка Порфирия Иванова", "Компьютерный вирус - шантажист", "СПИД - угроза человечеству", "Узнай свой знак Зодиака".

Во время работы над проектом учащиеся используют:

- Ресурсы Интернета, с помощью которых учащиеся также приобретают навыки правильно формировать запросы для поиска данных, обрабатывать полученную информацию;

- Дополнительную литературу: статьи из журналов и газет, научно - техническую литературу, лекционные и практические материалы уроков. Выбрав тему, надо определить вместе с учениками идею и вместе обсудить ее. Предварительно продумать варианты проблем, которые важно исследовать. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. На данном этапе используют «мозговой штурм» с последующим коллективным обсуждением. После формирования групп, (если это групповые проекты), распределения обязанностей (учитывая способности), обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, способы оформления конечных результатов (презентация, защита, творческие работы и т.д.).

Во время самостоятельной  работы развивают инициативу детей, с уважением относясь к любой идее, стараясь создать ситуацию успеха. Целесообразно назначать консультации, просматривать черновики, давать рекомендации. Процессом подготовки к представлению проекта руководить надо как на уроках, так и во внеурочное время (используя интерактивные приемы и формы работы: метод «Микрофон», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм», работу в группах, парах и т.д.).

Разработанный и оформленный материал ученики представляют при защите проектов. Лучше всего для этого подходит итоговый урок по теме. В работе надо планировать также мини - проекты, рассчитанные на один урок или его часть. Очень современной и увлекательной формой является использование ролевых игр и др.

Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания. Во время работы над проектом ученик сам анализирует, насколько удачно он поработал, и оценка перестает быть доминирующим фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Ученики приучаются работать самостоятельно и в команде, учатся прогнозировать возможные варианты и способы выполнения работы, ответственно относиться к выполнению задач, объект объективно оценивать результаты деятельности. Главное - меняется психологический климат в классе.

Учитель, в свою очередь, с носителя знаний превращается в организатора познавательной, поисковой, творческой деятельности учащихся, переориентирует работу на различные виды самостоятельной, обогащает свой потенциал, постоянно находится в творческом поиске.

Информатика один из тех предметов, где наиболее удачно можно использовать метод проектов. Обучение учащихся превращается в увлекательную деятельность. А после окончания школы, дает возможность им стать успешной, самодостаточной личностью, которая постоянно будет развивать свои способности. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) в течение определенного времени. Решение проблемы методом проектов предполагает, с одной стороны, использование совокупности различных средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, культуры и т.д. Результаты выполненных проектов должны быть ощутимыми: теоретическая проблема требует конкретного ее решения, практическая - конкретного результата, готового для внедрения. Поэтому метод проектов способствует созданию социально значимых ситуаций, а согласно концепции Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальной ситуацией, то есть ее статусом в обществе, системой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При этом социальная ситуация развития не создается извне, а складывается в процессе живого общения между ребенком и его окружением.11

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии