Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа
Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73
В связи с этим возникает задача по уточнению понятия мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом особенностей компетентностного подхода к обучению, определение структуры мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций учащихся, разработки методики его формирования.
Основной задачей
Анализ определений учебно-
Знание учебно-познавательными
компетенциями способствует оперативному
применению знаний, успешному решению
учащимися ситуативных и
Учебно-познавательные компетенции
- это совокупность компетенций, необходимых
для эффективной продуктивной учебно-познавательной
деятельности, направленной на решение
вязания типичных проблем. Они проявляются
в готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и навыки,
а также способы деятельности
для решения практических проблем.
В структуре учебно-познавательных компетенций
выделяют четыре компонента: мотивационный,
когнитивный, деятельностный, опытный
(рис. 1).
Рис. 1. Компонентный состав учебно-познавательных компетенций
Мотивационный компонент
учебно-познавательных компетенций
представлен эмоциями, учебно-познавательными
потребностями, учебно-познавательными
целями, учебно-познавательными
Анализ научной литературы по проблеме мотивации позволил выяснить, что в определении мотивации можно выделить два направления.
Первый рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, мотивация может быть обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.
Второе направление
Мы считаем, что и в
том, и в другом случае мотивация
выступает как вторичное по отношению
к мотиву образование. Во втором случае
мотивация выступает как
Однако при таком подходе остается непонятным, что же побуждает - ситуация или мотив, и каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.
Выход из ситуации видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива. Данный процесс состоит из нескольких этапов.
Первый этап - формирование первичного (абстрактного) мотива. На данном этапе происходит формирование потребности личности и побуждения к поисковой активности.
Второй этап формирования конкретного мотива - поисковая внешняя или внутренняя активность.
Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в случае, когда он попадает в незнакомую ситуацию или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).
Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребностей и условий их получения. Еще Аристотель отмечал, что движет то, чего хочется, и благодаря этому начинается движение ума, так как желаемое представляет исходную точку для практического ума.
Приведенный в движение ум осуществляет выбор цели и путей ее достижения с учетом многих факторов: конкретных внешних условий (местонахождение человека, имеющихся средств и т.п.), имеющихся знаний, умений, качеств, моральных норм и ценностей (наличия определенных убеждений, идеалов, установок, отношений), преимуществ и уровня притязаний.
Среди задач второго этапа мотивационного процесса выделяют задачи по определению субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. Этот прогноз делается человеком с учетом его особенностей и ситуации, в которой он оказался.
Другой задачей является
предвидение (прогнозирование) последствий
выбранного пути достижения цели. Здесь
прежде всего учитываются нравственные
критерии того или иного поступка,
которые могут сыграть роль запрета
для реализации намеченного плана
достижения цели. Может учитываться
также реакция других людей на
предполагаемое действие или то как
скажется достижение цели на самом субъекте.
Наличие второго этапа формирования мотива
показывает, что в мотивации может быть
несколько причин и побуждений: одни приводят
к поисковой активности, другие - к выбору
цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию
правильнее рассматривать как совокупность
и определенную последовательность ряда
причин и побуждений.
Факторы (оценка внешней ситуации, своих возможностей, склонностей и т.д.), которые учитываются в процессе формирования мотива, составляют мотивационное поле. Оно может быть широким (учитываются многие факторы) и узким (1-2 фактора, лежащие на поверхности сознания).
Третья стадия - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь.
После рассмотрения различных
вариантов удовлетворения потребности
человек должен на чем-то остановиться,
выбрать конкретную цель и способ
ее достижения. Цель - это осознанный,
запланированный результат
Мнимая постановка человеком перед собой конкретной цели связана с предвидением не только средств удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и результата этого процесса. В некоторых случаях целью является создание определенной ситуации, в которой потребность может быть удовлетворена с помощью данного объекта. Знание средством удовлетворения потребности может быть и самостоятельной целью действия на данном промежутке времени, но при выяснении конечной цели становится ясно, что эта цель является все-таки промежуточной.
Цель характеризуется
не только содержанием (чего хочу, что
надо), но и уровнем, качеством (какой
результат нужен - высокий или
низкий), поэтому ее выбор определяется
имеющимся у человека уровнем
притязаний. Субъективная сложность
достижения цели определяет степень
мобилизации человека, его старания,
терпение, настойчивость. Уровень притязаний,
наряду со многими факторами, определяется
имеющейся у человека установкой
(потребностью в достижении успеха
или избегания неудачи).
Итак, на третьем этапе формирования мотива
возникает намерение достичь цели, побуждения
воли, выражающееся в сознательном побуждении
к действию. Именно это побуждение приводит
к действию человека, и после его возникновения
заканчивает формирование конкретного
мотива. Итак, все вышеизложенное свидетельствует
о том, что в мотиве происходит сознательное
отражение будущего на основании использования
опыта прошлого.1
Таким образом, процесс формирования
мотива как основания к деятельности,
побуждение к ней, начинается с возникновения
потребности личности и заканчивается
возникновением намерения и побуждением
к достижению цели, если эта цель
необходима человеку. Между этими
двумя психологическими феноменами
располагается промежуточный
Отсюда, мотивация - это процесс формирования мотива, а мотив - это продукт мотивации.
Аналогично возникает
и учебно-познавательный мотив. Данный
механизм возникновения учебно-
Поэтому, в контексте компетентностного подхода к обучению под учебно-познавательной мотивацией следует понимать динамическое образование, процесс возникновения учебно-познавательных мотивов, что проявляется в намерении, стремлении учащихся осуществлять учебно-познавательную деятельность, направленную на решение практических проблем. Данный процесс проходит в три этапа: формирование учебно-познавательной потребности личности, осуществление поисковой или внутренней активности, выбор конкретной учебно-познавательной цели и намерения ее достичь. Учебно-познавательный мотив - продукт мотивации учебно-познавательной деятельности.
Согласно этим представлениям становится понятным компонентный состав мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций, представлен эмоциями, учебно-познавательными потребностями, учебно-познавательными целями, учебно-познавательными мотивами.
Именно такое представление
о мотивации учебно-
- Создание ситуации успеха
в учебно-познавательной
- Постановку практико-
- Трансформацию педагогической проблемной ситуации в учебную проблемную ситуацию;
- Поддержание учебно-
К выделенным выше психолого-педагогическим
условиям мотивации учебно-
- Осуществление систематической
диагностики мотивационной
- Выдвижение задачи по
комплексному формированию
- Привлечение учащихся
к самостоятельной учебно-
- Применение методических
приемов, связанных с
- Использование в обучении
информационных, операционных, творческих
методов обучения, методов контроля
и обратной связи, а также
различных дидактических
- Применение групповых и коллективных форм обучения;
- Осуществление контроля
и оценки учебно-
- Анализ учителем деятельности
по мотивации учебно-
- Характер взаимодействия субъектов обучения;
- Организация учебно-
Методика развития мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций учащихся содержит целевой, содержательный и процессуальный) компоненты.
Целевой компонент методики представлен задачей развития мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, что составляет методическую основу мотивации учащихся.
Содержательный компонент
методики представлен описанием
элементов структуры обучения, влияющие
на мотивацию учебно-
Процессуальный компонент методики развития мотивов учебно-познавательной деятельности раскрывает особенности деятельности учителя и учащихся на этапах реализации методики: подготовительном формирующем, диагностируемых, коррекционном.
Можно сделать следующие выводы:
- в контексте компетентностного образования под мотивацией учебно-познавательной деятельности учащихся следует понимать динамическое образование, процесс возникновения учебно-познавательных мотивов, проявляется в намерении, стремлении школьников осуществлять учебно-познавательную деятельность, направленную на решение практических проблем, возникающих в реальной жизни;