Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

В связи с этим возникает  задача по уточнению понятия мотивации  учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом особенностей компетентностного подхода к обучению, определение структуры мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций учащихся, разработки методики его формирования.

Основной задачей компетентностного образования является формирование ключевых образовательных компетенций, среди которых определяющее место занимают учебно-познавательные.

Анализ определений учебно-познавательной компетентности позволил выяснить, что  данная дефиниция имеет двойной  характер. С одной стороны - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) в учебно-познавательной деятельности, стандартизировано для многих учащихся, необходимое для ее эффективности  и производительности, и представлено в виде совокупности учебно-познавательных компетенций. Учебно-познавательные компетенции - это заданное содержание учебно-познавательной компетентности, которым нужно овладеть ученику, чтобы быть компетентным в  учебно-познавательной деятельности. С другой стороны, учебно-познавательная компетентность - устоявшееся качество личности, мера владения учеником соответствующими учебно-познавательными компетенциями, включающий его личностное отношение  к учебно-познавательной деятельности и ее предмета. Учебно-познавательная компетентность - это устоявшееся  качество личности и опыт ученика  в учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательные компетенции  относятся к учебно-познавательной деятельности, а учебно-познавательная компетентность характеризует ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности, способного (хочет, может, умеет) ее выполнять.

Знание учебно-познавательными  компетенциями способствует оперативному применению знаний, успешному решению  учащимися ситуативных и проблемных задач, формированию уверенности в  себе, в своих силах. Овладение  учебно-познавательными компетенциями  делает процесс обучения для учащихся более успешным, эффективным и  при этом сокращаются затраты  времени на усвоение учебного материала  по сравнению с традиционным способом обучения.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций, необходимых  для эффективной продуктивной учебно-познавательной деятельности, направленной на решение  вязания типичных проблем. Они проявляются  в готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических проблем. 
В структуре учебно-познавательных компетенций выделяют четыре компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный, опытный (рис. 1).

Рис. 1. Компонентный состав учебно-познавательных компетенций

 

Мотивационный компонент  учебно-познавательных компетенций  представлен эмоциями, учебно-познавательными  потребностями, учебно-познавательными  целями, учебно-познавательными мотивами.

Анализ научной литературы по проблеме мотивации позволил выяснить, что в определении мотивации  можно выделить два направления.

Первый рассматривает  мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, мотивация может быть обусловлена  потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями  деятельности и мировоззрением, убеждениями  и направленностью личности и  т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.

Второе направление рассматривает  мотивацию как динамическое образование, как процесс.

Мы считаем, что и в  том, и в другом случае мотивация  выступает как вторичное по отношению  к мотиву образование. Во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся  мотивов: возникла ситуация, позволяющая  реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции  деятельности с помощью мотива. Такая  трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т.е. мотив дан человеку готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе  остается непонятным, что же побуждает - ситуация или мотив, и каким образом  возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.

Выход из ситуации видится  в том, чтобы рассматривать мотивацию  как динамический процесс формирования мотива. Данный процесс состоит из нескольких этапов.

Первый этап - формирование первичного (абстрактного) мотива. На данном этапе происходит формирование потребности  личности и побуждения к поисковой  активности.

Второй этап формирования конкретного мотива - поисковая внешняя  или внутренняя активность.

Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в случае, когда он попадает в незнакомую ситуацию или не обладает необходимой для  принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).

Внутренняя поисковая  активность связана с мысленным  перебором конкретных предметов  удовлетворения потребностей и условий  их получения. Еще Аристотель отмечал, что движет то, чего хочется, и благодаря  этому начинается движение ума, так  как желаемое представляет исходную точку для практического ума.

Приведенный в движение ум осуществляет выбор цели и путей  ее достижения с учетом многих факторов: конкретных внешних условий (местонахождение  человека, имеющихся средств и  т.п.), имеющихся знаний, умений, качеств, моральных норм и ценностей (наличия  определенных убеждений, идеалов, установок, отношений), преимуществ и уровня притязаний.

Среди задач второго этапа  мотивационного процесса выделяют задачи по определению субъективной вероятности  достижения успеха при различных  способах поведения и деятельности. Этот прогноз делается человеком  с учетом его особенностей и ситуации, в которой он оказался.

Другой задачей является предвидение (прогнозирование) последствий  выбранного пути достижения цели. Здесь  прежде всего учитываются нравственные критерии того или иного поступка, которые могут сыграть роль запрета  для реализации намеченного плана  достижения цели. Может учитываться  также реакция других людей на предполагаемое действие или то как скажется достижение цели на самом субъекте. 
Наличие второго этапа формирования мотива показывает, что в мотивации может быть несколько причин и побуждений: одни приводят к поисковой активности, другие - к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию правильнее рассматривать как совокупность и определенную последовательность ряда причин и побуждений.

Факторы (оценка внешней  ситуации, своих возможностей, склонностей  и т.д.), которые учитываются в  процессе формирования мотива, составляют мотивационное поле. Оно может  быть широким (учитываются многие факторы) и узким (1-2 фактора, лежащие на поверхности  сознания).

Третья стадия - выбор  конкретной цели и формирование намерения  ее достичь.

После рассмотрения различных  вариантов удовлетворения потребности  человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения. Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности.

Мнимая постановка человеком  перед собой конкретной цели связана  с предвидением не только средств  удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и результата этого процесса. В некоторых случаях  целью является создание определенной ситуации, в которой потребность  может быть удовлетворена с помощью  данного объекта. Знание средством  удовлетворения потребности может  быть и самостоятельной целью  действия на данном промежутке времени, но при выяснении конечной цели становится ясно, что эта цель является все-таки промежуточной.

Цель характеризуется  не только содержанием (чего хочу, что  надо), но и уровнем, качеством (какой  результат нужен - высокий или  низкий), поэтому ее выбор определяется имеющимся у человека уровнем  притязаний. Субъективная сложность  достижения цели определяет степень  мобилизации человека, его старания, терпение, настойчивость. Уровень притязаний, наряду со многими факторами, определяется имеющейся у человека установкой (потребностью в достижении успеха или избегания неудачи). 
Итак, на третьем этапе формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждения воли, выражающееся в сознательном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и после его возникновения заканчивает формирование конкретного мотива. Итак, все вышеизложенное свидетельствует о том, что в мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании использования опыта прошлого.1

Таким образом, процесс формирования мотива как основания к деятельности, побуждение к ней, начинается с возникновения  потребности личности и заканчивается  возникновением намерения и побуждением  к достижению цели, если эта цель необходима человеку. Между этими  двумя психологическими феноменами располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором  актуализируются имеющиеся у  человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор  им предмета и способа удовлетворения потребности.

Отсюда, мотивация - это процесс  формирования мотива, а мотив - это  продукт мотивации.

Аналогично возникает  и учебно-познавательный мотив. Данный механизм возникновения учебно-познавательного  мотива соответствует особенностям компетентностного подхода к обучению.

Поэтому, в контексте компетентностного подхода к обучению под учебно-познавательной мотивацией следует понимать динамическое образование, процесс возникновения учебно-познавательных мотивов, что проявляется в намерении, стремлении учащихся осуществлять учебно-познавательную деятельность, направленную на решение практических проблем. Данный процесс проходит в три этапа: формирование учебно-познавательной потребности личности, осуществление поисковой или внутренней активности, выбор конкретной учебно-познавательной цели и намерения ее достичь. Учебно-познавательный мотив - продукт мотивации учебно-познавательной деятельности.

Согласно этим представлениям становится понятным компонентный состав мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций, представлен эмоциями, учебно-познавательными потребностями, учебно-познавательными целями, учебно-познавательными мотивами.

Именно такое представление  о мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, на наш взгляд, может служить основой для  разработки методики формирования мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций  учащихся, что предусматривает обеспечение  становления всех компонентов внутренней структуры учебно-познавательного  мотива: эмоций, учебно-познавательных потребностей, учебно-познавательных целей и мотивов. Этого можно  достичь, если при организации процесса обучения обеспечить:

- Создание ситуации успеха  в учебно-познавательной деятельности  учащихся;

- Постановку практико-ориентированных  задач;

- Трансформацию педагогической  проблемной ситуации в учебную  проблемную ситуацию;

- Поддержание учебно-познавательного  мотива на всех этапах учебно-познавательной  деятельности учащихся.

К выделенным выше психолого-педагогическим условиям мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся можно добавить и такие:

- Осуществление систематической  диагностики мотивационной сферы  учащихся;

- Выдвижение задачи по  комплексному формированию мотивов  (внешних и внутренних) учебно-познавательной  деятельности учащихся;

- Привлечение учащихся  к самостоятельной учебно-познавательной  деятельности и выполнения учебно-познавательных  действий (целеполагания, моделирования, рефлексии);

- Применение методических  приемов, связанных с побудительным  воздействием содержания учебного  материала: новизна учебного материала  и обновления усвоенных знаний; историзм преподавания и показ  достижений современной науки; практическое значение знаний и методов их получения; интерес учебного материала, использование межпредметных связей и т.п.;

- Использование в обучении  информационных, операционных, творческих  методов обучения, методов контроля  и обратной связи, а также  различных дидактических средств;

- Применение групповых  и коллективных форм обучения;

- Осуществление контроля  и оценки учебно-познавательной  деятельности учащихся;

- Анализ учителем деятельности  по мотивации учебно-познавательной  деятельности учащихся;

- Характер взаимодействия  субъектов обучения;

- Организация учебно-познавательной  деятельности учащихся в три  этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.

Методика развития мотивационного компонента учебно-познавательных компетенций  учащихся содержит целевой, содержательный и процессуальный) компоненты.

Целевой компонент методики представлен задачей развития мотивов  учебно-познавательной деятельности учащихся, что составляет методическую основу мотивации учащихся.

Содержательный компонент  методики представлен описанием  элементов структуры обучения, влияющие на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся, с приведением  конкретных примеров.

Процессуальный компонент  методики развития мотивов учебно-познавательной деятельности раскрывает особенности  деятельности учителя и учащихся на этапах реализации методики: подготовительном формирующем, диагностируемых, коррекционном.

Можно сделать следующие  выводы:

- в контексте компетентностного образования под мотивацией учебно-познавательной деятельности учащихся следует понимать динамическое образование, процесс возникновения учебно-познавательных мотивов, проявляется в намерении, стремлении школьников осуществлять учебно-познавательную деятельность, направленную на решение практических проблем, возникающих в реальной жизни;

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии