Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

По мнению психологов и  педагогов, проблемы управления умственной деятельностью учащихся можно свести к проблемам целенаправленного  мотивировки их учебных потребностей, активизации учения. В исследованиях С. Л. Рубинштейна раскрыты вопросы мотивов как причины пробуждения мыслительной деятельности индивида.

Мотивы считают побудительной  причиной действий и поступков человека, основу которых образуют внутренние причины - первичные (природные) и вторичные (материальные и духовные), что обычно не выявляются открыто. Мотивы возникают  под влиянием внешних причин, стимулов. Один и тот же стимул может трансформироваться в различные мотивы и вызывать различные поступки. Среди стимулов, побуждающих школьников хорошо учиться, нет универсальных, поэтому учитель  должен создавать мотивационное  поле с учетом возрастных особенностей учащихся, их стремлений и интересов, специфики предметной области.

Под мотивационным полем  понимаем совокупность ситуационных факторов, побуждающих формирование у учащихся позитивного отношения к процессу обучения, стремление к выполнению умственной деятельности, формирование предметных компетенций. Основу такого поля формирует стиль работы учителя, который проявляется в его  профессиональной компетентности, педагогическом оптимизме, организаторских умениях.

Процесс управления учебной  деятельностью на основе мотивации  позволяет развивать у них  устойчивые познавательные интересы, создавать положительные эмоции от результатов своего труда и  направлять действия каждого школьника  к достижению цели собственной деятельности, самооценки и самосовершенствования.

Значительные возможности  в развитии познавательных интересов  учащихся на уроках информатики появляются при систематического использования  компьютерной техники и современного программного обеспечения; дискуссий  о практической значимости материала, межпредметное содержание знаний, их связь с актуальными проблемами современности; акцентирование внимания на взаимосвязи теоретических знаний с практикой, использование системы целесообразно подобранных задач с учетом профессиональной специализации и наклонностей учащихся; объяснения новых сведений с использованием опорных схем и таблиц.

Средства ИКТ в учебном  процессе должны использоваться не только для изучения определенного учебного материала, а прежде всего в целях  всестороннего и гармоничного развития личности ученика, его творческих способностей. Среди положительных аспектов влияния  компьютеризации на умственную деятельность пользователей ИКТ выделим следующие: 
- Усиление интеллекта человека за счет привлечения ее к работе с разноплановыми задачами, для которых необходимо использовать ИКТ как средства решения; 
- Развитие критического мышления, обусловлен тем, что, работая с задачами, для решения которых используются средства ИКТ, пользователь рационально выбирает и целесообразно использует программное обеспечение, составляет и реализует последовательность действий, анализирует результаты и формулирует выводы; 
- Развитие познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, воображения; 
- Готовность к дальнейшему самообразованию в области информационных технологий.

Необходимо отметить и  негативное влияние педагогически  необоснованного внедрения ИКТ  в учебный процесс. Это чрезмерная интенсивность и продолжительность  работы с современными средствами ИКТ, ограниченность речевого общения, снижение умственной деятельности при условии  упрощения решения задачи в среде  компьютерной программы, предоставление неадекватной помощи в процессе работы с программным средством; невозможность  оценить оригинальное (непредвиденное в программе) решения задачи, проследить логику рассуждений, определить источники  ошибок.

Важными элементами управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения информатике  является контроль и оценка собственной деятельности, анализ способов ее выполнения и полученных результатов. Ю. С. Рамский отмечает, что активное участие ученика в жизни информационного общества возможна только при условии формирования адекватной самосознания личности ребенка. Осуществлять информирование учениками самих себя и учителя о состоянии восприятия, понимания, запоминания и воспроизведения знаний возможно на основе рефлексии.

Понятие "рефлексия" активно  используется в философии, психологии, этике, эстетике, педагогике. Однако наблюдается  различное толкование этого термина  в системе научных знаний. В  психологии и педагогике рефлексию  понимают как осмысление человеком  предпосылок, закономерностей и  механизмов собственной деятельности, социального и индивидуального  способа существования, самоанализ. Использование рефлексии обусловливает  определенные новообразования в  процессе развития личности ученика, которые  как система включают интроспекции (самонаблюдения) и желание стать  лучшим (самосовершенствования). Оценка школьниками учебных действий, их результативности осуществляется на основе самоанализа, самонаблюдения, самомышления.

В современных исследованиях  выделены три стадии рефлексии. На стадии рефлексивного анализа для учащихся создаются ситуации, требующие осмысления личностного опыта в определенном виде деятельности, наблюдение за деятельностью  других, сопоставление ее с собственными достижениями. Назначение конструктивно - ориентационной стадии состоит в  том, что на основе данных рефлексивного  анализа создаются ситуации (например, коллективное решение проблемы, обобщение  жизненного опыта, уточнения собственной  позиции), стимулирующие учащихся к  самоопределению, самокоррекции. На стадии стабилизации действия учителя сводятся к поддержке деятельности учащихся на основе обратной связи с помощью системы разноплановых организационных форм контроля и корректирующих воздействий.

На основе рефлексии происходит овладение содержанием предметной области, при этом, учитывая уровень  умственного развития учащихся, связь  аналитического и эвристического в  мышлении, создаются условия для  активизации мыслительной деятельности школьников. Управление процессом умственного  развития - задача более сложная, чем  управление процессом усвоения знаний. Чтобы приучать учеников к осознанию  этапов собственной деятельности и  понимание их важности, им целесообразно  предлагать анкеты для проведения самооценки после изучения тематических линий. Отвечая на вопросы анкет, школьникам необходимо не только определить уровень  собственных знаний, но и продолжить рассуждения по следующим рубрикам: узнал; научился; понял; всего заинтересовало; углубленно выучу; возникли трудности.

Для выявления операционного  состава приемов умственной деятельности в процессе обучения информатике, исследование их характеристик, важно осознавать значение рефлексии как механизма  организации мышления, влияние рефлексивных отношений на самоконтроль (определение  этапов деятельности и их последовательности) и самооценку (определение уровня сложности этих этапов). Чтобы успешно  решить поставленную задачу по использованию  новых информационных технологий, ученик должен анализировать не только его  условие с целью рационального  избрания и целесообразного использования  программного обеспечения, но и собственные  соображения относительно решения, переосмысливать свои личностные стереотипы (например, отсутствие желания, настойчивости, организованности, ответственности).

Активизацию умственной деятельности на уроках информатики целесообразно  осуществлять на основе решения компетентностных задач. В процессе поиска решений учащиеся усваивают такие методы, как формализация, анализ, синтез, оценка, моделирование, компьютерный эксперимент, учатся анализировать сведения и приобретать знания, которые необходимо хорошо осознать и практически применять в дальнейшем. Даже в случаях, когда учитель решает учебную задачу, его функция заключается не только в том, чтобы обеспечить правильное решение, но и чтобы помочь ученику осмыслить идею и усвоить способ ее решения.5

Стоит отметить, что для  эффективного развития рефлексии целесообразно  подавать не отдельные упражнения, а их логически упорядоченную  цепочку, при котором сведения, полученные в процессе решения предыдущих задач, необходимые для получения ответов  в следующих задачах. Особенно важными  являются задачи, направленные на формирование понятий по информатике, основанные на усвоении системы операций по установлению существенных и несущественных признаков  понятий, подведение объектов под понятие, установление аналогий и т.п.

Педагогическое взвешенное сочетание инновационных и традиционных направлений внедрения ИКТ в  учебный процесс предусматривают  усиление роли учителя в управлении учебно-познавательной деятельностью  учащихся и учебным процессом  в целом. Педагогическое управление образовательным процессом на уроках информатики достигает своей  цели в условиях целесообразного  сочетания различных концепций  организации обучения, адекватных, удачно отработанных методик, социально  значимых мотивов этой деятельности с учетом индивидуальных характеристик  мышления, памяти, интересов и способностей учащихся, тщательно подобранного содержания учебного предмета.

В процессе обучения необходимо организовать эффективную обратную связь на основе совершенствования  оперативного контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности учащихся. При этом педагоги должны уделять внимание способам деятельности, поскольку главная задача обучения информатике в общеобразовательных  учебных заведениях заключается в формировании определенной совокупности знаний, умений и навыков у учащихся по использованию ИКТ в образовательном процессе и повседневной жизни. Активизацию умственной деятельности школьников в процессе обучения информатике целесообразно осуществлять на основе мотивации учебно-познавательной деятельности, применение приемов умственной деятельности и рефлексивных механизмов.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии"

 

Внедрение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в изучение всех без исключения учебных предметов открывает широкие перспективы гуманитаризации образования и гуманизации учебного процесса, углубление теоретической базы знаний и усиления прикладной направленности результатов обучения, раскрытия творческого потенциала учащихся и учителей в соответствии с их наклонностями, запросов и способностей. В связи с этим остро актуальными становятся проблемы разработки нового содержания, форм, методов и средств обучения в различных типах учебных заведений, соответствующего дидактического обеспечения и его научно - методического и психолого-педагогического обоснования. Основной задачей обучения информатике в основной школе является формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков применения современных ИКТ для решения различных задач учебной, а в дальнейшем - использование в будущей профессиональной деятельности.

За 26 лет содержание курса  информатики прошел определенный путь становления. Его можно разделить на три основных этапа: от алгоритмически - концептуального - через пользовательский - к пользовательско-алгоритмическому. Все эти этапы имели свою эпохальную значимость, непосредственно была связана с состоянием развития компьютерной техники.

Стремительным развитием  современных технологий сегодня  уже никого не удивишь, поэтому именно поэтому содержательное наполнение школьного курса информатики  является определяющим.

Одним из самых современных  направлений развития общества является его переход от индустриальной к  информационной стадии развития. В этом смысле значительную актуальность имеет организация профильного обучения с информационно - коммуникационных технологий. Это направление согласно последним нормативным документам общего среднего образования, относится к информационно - технологическому профилю технологического направления профильного обучения.

В процессе внедрении профильного  обучения учебник будет основным средством обучения. В содержании учебника должна быть базовая учебная информация, иллюстрации и задания для учащихся. Поэтому проблема созидания качественных новейших учебников по информатике в связи с переходом школы к профильному обучению является актуальной, а проблема организации и обеспечения профильного обучения в массовой старшей школе является новой, актуальной, теоретически и практически значимой, педагогическое обоснование и апробация комплексных моделей профильного обучения сегодня почти отсутствуют, соответствующее учебно-методическое обеспечение в полной мере не разработано и не апробировано.

В программных документах последних лет, связанные с основными  направлениями модернизации образования, подчеркнуто, что обучение информатики должно способствовать процессам социализации личности (умение беспрепятственно вписываться в современные общественно - экономические отношения), фундаментализации образования, обеспечению возможности продолжать обучение (в контексте непрерывного образования на базе использования телекоммуникационных средств).

МОН России утвердило учебную программу по информатике для учеников 8-11-х классов общеобразовательных учебных заведений информационно - технологического профиля (авторы: Т. П. Караванова, В.П. Костюков). Эта программа предназначена для школ, лицеев и гимназий информационно - технологического профиля и по структуре соответствует программе углубленного обучения информатике в старшей школе. Ее основная цель - формирование теоретической базы знаний учеников о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытие значения информационных процессов в формировании современной системно - информационной картины мира, раскрытие роли информационных технологий в развитии современного общества; видение учащимися возможностей использования полученных знаний в их будущей профессии.

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии