Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем основной проблемой изучения информатики  в классах информационно - технологического профиля по этой программе является отсутствие соответствующего учебника и других составляющих учебно-методического обеспечения. В связи с этим актуальной является проблема созидания новых учебников. Сейчас существуют учебники и учебные пособия по информатике (И. Т. Зарецкая и др. «Информатика»; А. Ф. Верлань, Н. В. Апатова «Информатика 10-11», А. Ю. Гаевский «Информатика»; Я. М. Глинский «Информатика: 8 - 11» и др.). Но они являются неотъемлемой частью изучения базового курса информатики и не учитывают специфики профильного обучения.

Целью этой работы является рассмотрение проблем конструирования содержания учебника по информатике для информационно - технологического профиля на основе утвержденной МОН России программы обучения информатике для информационно - технологического профиля.

Место и роль информатики  в совокупности традиционных учебных курсов определяют ее целями, задачами, функциями и, безусловно, результатами реализации их в реальной педагогической деятельности, в практике профильного обучения. В связи с этим многие исследователи (не только учителя информатики) говорят о междисциплинарные, интегративные особенности информатики в современной школе.

Одним из важнейших направлений  модернизации отечественного школьного  образования является введение в  старшей школе профильного обучения. Основной задачей профильного обучения информатике с информационно - технологического профиля старшей школы является формирование у учащихся системы знаний, умений и навыков применения современных информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) для решения различных задач учебной и будущей профессиональной деятельности.

Изучение информатики  и информационных технологий в старшей  школе информационно - технологического профиля направлено на:

• приобретение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построение описаний объектов и процессов, уможливлюе осуществлять компьютерное моделирование их, средств моделирования, к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

• овладение умениями строить  математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию, создание программ реальным языком программирования с их описанием, использование пользовательских инструментов и налаживания их;

• развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

• воспитание дисциплины проектной деятельности, в том числе умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, ощущение ответственности за использование результатов своего труда с другими людьми, установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

• приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств, построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Эти задачи должны быть учтены в процессе создания нового учебника по информатике для учреждений информационно - технологического профиля. Учебная программа по информатике для учеников 8-11-х классов общеобразовательных учебных заведений информационно - технологического профиля (авторы: Т. П. Караванова, В.П. Костюков) является ориентиром для созидания учебников, а также может использоваться при планировании учебно-воспитательного процесса учителем.6

По содержанию информационно - технологический профиль является достаточно широким. В него входят теоретические основы информатики, информационные технологии, компьютерная графика, технология созидания сайта и т.д. Согласно учебной программе, структура учебника должна содержать две параллельные смысловые линии: современные ИКТ и основы алгоритмизации и программирования (ОАП). Обе эти линии должны быть тематически взаимосвязаны и последовательно согласованы. Это позволит подготовить учащихся к восприятию нового материала взаимосвязанных частей обеих параллельных смысловых линий. Следует также учесть, что по действующей программе обе смысловые линии паритетно сбалансированы по времени их обучения, то есть на изложение материала учебника по курсам ИКТ и ОАП необходимо отвести одинаковое суммарное количество часов.

Изучение информатики  в информационно - технологическом  профиле должно осуществляться при  условии постоянного использования компьютеров. Курс рассчитан на 3 года (9-11 кл.) из расчета 420 часов (4 часа в неделю, 140 ч. год).

В процессе раскрытия содержания линии «Информационно - коммуникационные технологии» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников путем решения учебных задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ - насыщенной образовательной среде.

Изучение материала этого  раздела направлено и на формирование умений описывать и строить модели управления системами различной природы (физической, технической и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

Изучение данного предмета способствует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, формулировки и презентации своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Программой углубленного изучения информатики предусмотрено  расширение и углубление раздела  алгоритмизации и программирования. С 9-го класса в разделе алгоритмизации учащиеся знакомятся с методами созидания алгоритмов и анализом их, а также с техникой программирования. В 11-м классе предусмотрено выполнение учащимися проектных работ, которым предшествует ознакомление с объектно-ориентированными средами программирования.

Лучшей базовой платформой для изучения содержательной линии ОАП, по нашему мнению, является язык Паскаль. Это обусловлено тем, что именно этот язык программирования создавалась для овладения базовой алгоритмической культурой и она удобной для изучения основ алгоритмизации. После завершения изучения основ алгоритмизации предусматривается переход к объектно-ориентированному программированию.

Однако при изучении основ  алгоритмизации любой язык программирования следует рассматривать только как  инструментарий для реализации разработанных алгоритмов. Именно поэтому в самой программе не конкретизировано, какой язык программирования следует определить базовой. Этот выбор отдано на усмотрение учителя.

Основной формой учебных  занятий в процессе обучения информатике  есть уроки различных типов: изучение нового учебного материала, совершенствование знаний и формирование умений путем решения учебных задач, обобщения и систематизации знаний, контроля и коррекции знаний. Рекомендуется использовать такие формы организации обучения: уроки- лекции, уроки- семинары, зачеты, практические занятия разного типа, в том числе индивидуальные, работу в малых группах и т.д. Во время углубленного изучения курса информатики предусматривают такие практические формы занятий: уроки решения задач, лабораторные и практические работы, работа над проектными задачами.

Еще одной из главных идей, положенных в созидание учебника по информатике для информационно - технологического профиля, является стимулирование самостоятельной работы учащихся путем выполнения собственных проектов на протяжении изучения всех разделов и тем учебного предмета. В процессе работы над индивидуальными проектами учащиеся знакомятся с процессом разработки плана - сценария проекта, созданием документации к нему, готовятся к защите разработанного проекта и в завершение полного курса ОАП защищают его. Это позволяет развить у учащихся креативность мышления, умения и навыки самостоятельной поисковой работы, работы с литературой, подготовки научного доклада, презентации и защиты собственного проекта.

Оценивание учебных достижений осуществляют путем анализа выполненных  учащимися практических и лабораторных работ, защита собственных проектных работ по различным темам, проведение учителем тематического оценивания знаний учащихся как итоговый этап отдельных тем или группы тем. В связи с этим в учебнике по информатике для информационно - технологического профиля мы предлагаем ввести такие рубрики:

• рубрика «Знать / понимать» содержит требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят учащиеся, выпускники должны понимать значение понятий, изучаемых принципов и закономерностей;

• рубрика «Уметь» включает требования, основанные на сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач;

• в рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение различных жизненных проблем.

Анализ действующих учебников  и учебных пособий по информатике показывает, что их содержание не соответствует действующей программе и требованиям к уровню знаний учащихся по информатике для информационно - технологического профиля, поэтому насущной проблемой является создание учебника для этого профиля. Основным результатом обучения информатике с данного профиля по предлагаемому учебнику является достижение базовой информационно - коммуникационной компетентности учащихся.

Итак, учебник является информационной моделью обучения, сценарию учебного процесса отражает теорию и методику обучения, те знания и умения, которые составляют общую культуру и опыт деятельности человека, которые обеспечивают формирование личности школьника, его информационную культуру.

 

2.2 Анализ  познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии»

 

Основной экспериментальной  базой, на которой осуществлялись: первичная апробация методов формирования элементов компьютерной грамотности школьников, корректировку, совершенствование и внедрение учебного курса "Коммуникационные технологии", были старшие классы общеобразовательных школ № 3, 7, 20, 25, 35 и специализированны школ № 2, 12, 36, общеобразовательного коллегиума № 11 и общеобразовательного лицея № 15 г. Москвы. Всего опытно - экспериментальной работой было охвачено 367 учеников экспериментальных классов и 329 учеников контрольных классов. В эксперименте также приняли участие 16 учителей информатики, 10 классных руководителей как участники внедрения экспериментальной методики обучения, и, дополнительно, как респонденты анкетирования 86 классных руководителей и 21 учитель информатики.

Использование компьютера в школе, в частности, в старших классах, нужно рассматривать как мощное дидактическое средство, которое привлекает учащихся к активной деятельности, повышает их интерес к обучению, способствует лучшему усвоению материала и повышает эффективность учения. Использование компьютерно-ориентированных средств обучения на уроках по разным предметам имеют такие положительные аспекты: эмоциональный (все новое и нетрадиционное привлекает детей, а особенно техника), воспитательный (компьютерные уроки воспитывают в процессе изучения учебного материала дисциплину, организованность, самостоятельность, ответственность), психологический (развитие творческих способностей, мышления, памяти, умения переключать внимание и т.п.), дидактический (разнообразие видов деятельности учащихся и учителя, дифференцированный подход как к изучению нового материала, так и для контроля знаний), информационно - демонстрационный (демонстрации и имитация соответствующих процессов, явлений или изображений).

Анализ теоретико-методических основ формирования у школьников элементов компьютерной грамотности позволил выделить следующие педагогические условия: организация работы на ПК в соответствии с возрастными особенностями и возможностей детей старшего школьного возраста, осуществление управления процессом формирования у школьников элементов компьютерной грамотности учителем, который имеет необходимую подготовку по использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, обладает определенными знаниями, умениями и навыками предметной области "Информатика", знает особенности внедрения программных средств учебного назначения в старших классах, использование интегрированных задач межпредметных содержания в процессе формирования элементов компьютерной грамотности школьников, сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся с постепенным ростом доли самостоятельной и творческой работы; рациональное использование ИКТ в системе учебных дисциплин школы.

Соблюдение в учебно - воспитательном процессе школы совокупности указанных условий обеспечит реализацию и позволит экспериментально проверить содержание, формы, методы и средства формирования элементов компьютерной грамотности школьников, методику изучения содержательной линии «Коммуникационные технологии».7

Выявлены педагогически познавательные особенности формирования элементов компьютерной грамотности учащихся в процессе обучения; разработаны, обоснованы и экспериментально апробированы содержание учебного курса «Коммуникационные технологии»; отобраны основные понятия, изучаются учениками старшей школы в курсе «Коммуникационные технологии» и разработано азбуку компьютерной грамотности; экспериментально проверена эффективность формирования элементов компьютерной грамотности школьников и обоснованы методические рекомендации по использованию информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии