Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломного исследования. Национальная доктрина развития образования в России и Концепция общего среднего образования направляют педагогическую науку на поиск новых принципов и критериев выбора содержания образования, новых технологий, ведущих к высокой теоретической и практической подготовке ученика и ориентированных на развитие личности. Новые достижения создают более благоприятные условия для получения каждым учеником возможного уровня знаний и общего развития.
От познавательной активности учащихся при изучении школьного курса информатики зависят результаты знаний, их подготовка к работе в современных условиях, к творческой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Познавательная мотивация при обучении школьников: сущность, становление и развитие 7
1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении 7
1.3 Особенности формирования познавательной мотивации при обучении информатике 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 41
2.1 Специфика изучения содержательной линии школьного курса информатики "Коммуникационные технологии" 41
2.2 Анализ познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии «Коммуникационные технологии» 49
2.3 Рекомендации по организации и проведению занятий со
школьниками 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 73

Файлы: 1 файл

ready_corr_NEW.docx

— 163.56 Кб (Скачать файл)

- мотивация учебно-познавательной  деятельности учащихся происходит  в три этапа: формирование учебно-познавательной  потребности, осуществление поисковой  или внутренней активности, выбор  конкретной учебно-познавательной  цели и намерения ее достичь;

- компонентный состав  мотивационного компонента учебно-познавательных  компетенций представлен эмоциями, учебно-познавательными потребностями,  учебно-познавательными целями, учебно-познавательными  мотивами;

- в процессе обучения  с целью мотивации учебно-познавательной  деятельности учащихся нужно  обеспечить: создание ситуации успеха; постановку практико-ориентированных  задач; трансформацию педагогической  проблемной ситуации в учебную  проблемную ситуацию; поддержку  учебно-познавательных мотивов на  всех этапах учебно-познавательной  деятельности учащихся.

1.2 Методы и средства формирования познавательной мотивации при обучении

 

В процессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена ​​главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложены побуждение к практической и умственной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если ранее знания, полученные в школе, техникуме, вузе могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально - эмоциональный отклик на процесс познания, стремление ученика к обучению, к выполнению индивидуальных и общих задач, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой ​​подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к обучению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

М. Новик выделяет следующие  отличительные особенности активного обучения, стимулирующие познавательную активность:

• принудительная активизация мышления, когда ученик вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время  вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся.

В данный период времени  распространена классификация методов  обучения по источнику получения знаний. Согласно такому подходу выделяют:

Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);

Наглядные методы (источником знаний является наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); 

Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия, а также проявляют свою заинтересованность).

В данный момент нас интересует вопрос о практических методах, потому что они близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Эти методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Они по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, диалогической активности. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Графические упражнения  помогают ученикам лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения, повышают творческий потенциал. Учебно-трудовые упражнения имеют целью этих применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Способствуют трудовому воспитанию и повышению интереса к получению новых знаний.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению, соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

В своей деятельности преподаватель  обязан помогать учащимся в образовательном  процессе активными и практическими  методами. Учитель должен показать положительные стороны обучения и передать необходимые знания для осознания этого учеником. Выбор активных и практических методов необходимо выбирать в зависимости от возможностей и способностей учащихся. Для развития мышления и повышения познавательного интереса больше подходят практические методы, поскольку они развивают творческую сторону ученика.2

В процессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложены побуждение к практической и умственной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Для активизации познавательной деятельности учащихся также важно удачный выбор методов, приемов и средств обучения, при котором учитываются определенные психологические особенности учащихся. Главное назначение методов и приемов обучения заключается в организации познавательной деятельности учащихся.

Каждый метод обучения имеет внешнюю и внутреннюю стороны. К внешней стороне относят различные способы его проявления в деятельности учителя и учащихся. Внутренняя сторона метода не подлежит внешнему наблюдению. Она определяется содержанием обучения, уровнем и характером деятельности[34].

Методы и приемы обучения выполняют следующие функции:

· Побудительную (активизирующую), потому что именно благодаря удачному выбору методов развивается интерес учащихся к обучению;

· Образовательную, потому что в процессе их использования учащиеся приобретают знания, умения и навыки;

· Развивающую, ибо система методов обучения нацелена на формирование и развитие интеллекта, логического мышления, познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Сегодня, когда каждый ученик рассматривается как личность, большое внимание обращается на развивающую и активизирующую функцию методов обучения.

В педагогике существуют различные  классификации методов и приемов обучения: по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические), по характеру познавательной деятельности (объяснительно - иллюстративные, репродуктивные, частично - поисковые, исследовательские, проблемные), по способу организации учебно-познавательной деятельности (приобретения новых знаний, формирование умений и навыков, применение знаний на практике, проверки и оценки знаний и умений) и т.д.

Методы обучения являются системным объектом. Он включает «приемы и виды учебной деятельности педагога и познавательной деятельности воспитанников в их взаимосвязи, действия и операции, которые обеспечивают достижение поставленных задач». Правильный выбор методов обучения в соответствии с целями и содержания обучения и возрастных особенностей учащихся способствует развитию познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету, вырабатывает умение и навыки использовать полученные знания на практике, побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, формирует мировоззрение. Важным замечанием при выборе метода является тот нюанс, что «эффективность применения того или иного метода зависит не только от элементов познания, которые необходимо усвоить в процессе обучения, но и от того, сколько новых понятий вводится и сколько используется опорных».

Г. И. Щукина отмечает, что изолированные методы и приемы обучения не обеспечивают продуктивной учебной деятельности. Это важно помнить, ибо использование системы методов и приемов ведет к достижению главных задач процесса обучения. При этом они продолжают, дополняют и развивают друг друга. Их использование предполагает организацию взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Именно учителю здесь принадлежит руководящая роль.

Сегодня в основе процесса обучения положена цель создания условий для развития личности. Поэтому выбор системы методов и приемов обучения на этих началах делает его развивающим и личностно - ориентированным.

Под развивающим обучением в педагогике понимают направленность принципов, методов и приемов обучения на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей школьников. Развивающее обучение нацелено на формирование умственных способностей школьников, их самостоятельности, интереса к обучению, а также на совершенствование различных форм восприятия учебного материала. Такой подход к процессу обучения предполагает использование методов и приемов, в основе выбора которых лежит идея ориентирования не в достигнутый уровень развития ученика, а на «зону ближнего развития». Это означает, что задачи, которые ставятся перед учащимися несколько превышают их возможности, но выполнение которых возможно благодаря определенной помощи учителя. Таким образом, нацеленный учебный процесс способствует развитию познавательной деятельности учащихся и активизирует ее.

Одним из типов развивающего обучения является проблемное обучение. Развивающем обучением, т.е. ведущем в общем и специальном развитии, можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами приводит целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения основ наук.

Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности учащихся, которая начинается с постановки вопросов, решения проблем и задач в проблемном изложении и объяснении учебного материала и разнообразных самостоятельных форм работы.

Проблемные методы обучения являются эффективными средствами активизации  познавательной деятельности учащихся. Они способствуют интеллектуальному развитию учащихся и одновременно формируют мировоззрение, моральные и эмоциональные черты личности. Проблемно - поисковое обучение сближает процесс обучения в школе с научным познанием, развивает творческое мышление.

Достижение высокого уровня эмоционального состояния, проявления познавательной активности и самостоятельности является стремлением активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования проблемного обучения. Для этого деятельность учителя и учащихся состоит из определенных шагов, которые используются в работе с любыми проблемными ситуациями.

Проблемный подход является средством развития творческого мышления школьников. Как отмечают современные педагоги, исходя из индивидуальных особенностей учащихся, темпа овладения ими учебного материала, проблемы перед учащимися следует ставить доступные, посильные, интересные, природные; в процессе изложения материала на уроке связывать новое с уже известным, постоянное внимание уделять наблюдению, эксперименту, обобщению и созданию атмосферы творческого поиска. Благодаря этому происходит развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности учащихся, приводит к активизации их познавательной деятельности.

На сегодняшнем этапе  развития образования возникает  необходимость решения проблемы поиска и раскрытия внутренних резервов развития личности ученика. Поэтому в основу учебно-воспитательного процесса начинают закладывать приоритет индивидуальности и самооценки ребенка, его уникальности и ее собственного опыта. Такое обучение получило название личностно-ориентированное.

Личностно - ориентированное  обучение - это организация обучения на основе глубокого уважения к личности воспитанника, учет особенностей индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному ответственному субъекту учебно-воспитательного взаимодействия. Оно предусматривает формирование целостной личности, осознающей собственное достоинство и уважающей других людей. Благодаря такому подходу ученик становится активным субъектом процесса обучения, а целью деятельности педагога является найти, поддержать и развить индивидуальные возможности и способности ребенка, заложить в него основы самовоспитания, развития, самореализации, самосовершенствования. Самосовершенствующаяся личность - это главная цель личностно - ориентированного подхода. Для ее достижения подбираются и организуются содержание обучения, его методы формы и приемы таким образом, чтобы ученик имел возможность проявить избирательность в отношении задач и предметов обучения. Как отмечается И. С. Якиманской, внедрение личностно-ориентированного обучения в школьную практику можно осуществить через дифференциацию и индивидуализацию обучения. Эти элементы педагогической деятельности имеют большое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Информация о работе Метод рекомендации по формированию познавательной мотивации у учащихся при изучении содержательной линии "коммуникационные технологии