Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
Выпускная квалификационная работа
Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя……………………………………………
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении
и его педагогической
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики
в колледже......................
Выводы по второй главе.........................
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности
преподавателя экономики в
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности
преподавателя экономики в
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической
деятельности преподавателя
колледже......................
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………...68
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что реализация третьего поколения профессиональных образовательных стандартов, компетентностный подход как стратегия развития профессионального образования, требуют быстрой адаптации образовательного учреждения к новым условиям деятельности и ставят перед преподавателями новые задачи методического плана, связанные со знанием критериев отбора учебного материала, способов проектирования творческой деятельности студентов, методического сопровождения учебного процесса.
Генезис методических идей, целей и задач методической деятельности показывает, что периоды обновления и зарождения новых видов и форм методической работы связаны с реформами образования, которые в свою очередь, определялись экономическими и социальными процессами в обществе, новыми требованиями к содержанию обучения, новыми целями в подготовке специалистов. Сегодня система среднего профессионального образования поставлена перед необходимостью методически грамотного обеспечения учебного процесса с целью подготовки конкурентоспособных выпускников.
В документах определяющих стратегию развития российского образования отмечено, что одним из приоритетов образовательной политики является достижение нового современного качества образования. В связи с этим актуализируются вопросы обновления содержания образования, внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях, позволяющих каждому ребенку получить качественное образование.
Процесс обновления профессионального образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных учреждениях, вставших на путь внедрения инноваций.
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования. Это противоречия между:
- возросшими требованиями к
методической работе в
- необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений.
Таким образом, организация действенной и эффективной системы индивидуальной методической деятельности преподавателей в профессиональном образовательном учреждении является весьма актуальной.
В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Гузеева В.В. [11], Кругликова Г.И. [22], Омельяненко Б.Л. [34], Шилова М.И. [56], в которых выявляется сущность основных понятий теории профессионального обучения, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм методической работы. Методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского [2], Л.В. Поздняк [39], М.М. Поташника [42] , П.В. Худоминского [54], Т.Н. Шамовой [55] и др., Вопросы теории педагогических и управленческих инноваций отражены в работах Н.В. Горбуновой [8], И.О. Котляровой [21], B.C. Кудрявцева [23] и др. Проблема использования разнообразных форм методической работы освящена в работах Е.С. Березняк [4], Л.П. Кулаковой [25], С.Г. Молчанова [28], Л.И. Одинцовой [33], Г.А. Прохоровой [45], B.C. Платонова [37], А.П. Ситник [49] и др.
Объектом работы выступает организация индивидуальной методической деятельности в учреждении профессионального образования.
В предмет исследования входит система индивидуальной методической деятельности преподавателя управленческо-экономических дисциплин в колледже.
Цель исследования – выявление теоретического понятия системы индивидуальной методической деятельности в учреждении профессионального образования и путей её совершенствования на примере деятельности преподавателя управленческо-экономических дисциплин в колледже.
Гипотеза исследования: методическая работа в профессиональном образовательном учреждении будет эффективной, если преподаватели будут использовать инновационные подходы в организации учебно-воспитательного процесса.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) выявить сущность и систему методической деятельности;
2) раскрыть методы и формы методической работы преподавателя;
3) охарактеризовать инновационные аспекты в методической работе;
4) описать специфику методической и педагогической деятельности преподавателя колледжа в экономическом обучении;
5) рассмотреть особенности
6) проанализировать организацию системы индивидуальной методической деятельности преподавателя экономических дисциплин в колледже;
7) определить пути совершенствования методической работы преподавателя экономических дисциплин.
Методы исследования: анализ научных психолого-педагогических и учебно-методических источников по проблемам исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, метод моделирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по повышению результативности методической работы способствуют успешной организации инновационной педагогической деятельности преподавателей управленческо-экономических дисциплин в условиях модернизации российского образования.
База исследования: торгово-экономический колледж.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена её цели, гипотезе и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности
1.1. Сущность и система методической деятельности
Ведущие направления в развитии образования, определенные «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов образовательных учреждений различных типов и видов [20].
В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют разные мнения о сущности методической деятельности.
Во-первых, как отмечает Н.А. Морева, одни авторы методическую деятельность объединяют с методической работой, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.
Во-вторых, методическую деятельность относят к работе, связанной с обучением конкретному предмету.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности [30, с. 162].
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием [36, с. 118]. Исходя из этих мнений, мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения. Функции методической деятельности обозначила И.В. Никишина:
-аналитическая;
-проектировочная, связанная с перспективным
планированием и разработкой
содержания обучения, планированием
и подготовкой обучающей
- нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
- исследовательская [32, с. 24-25].
Объектом методической деятельности педагога учреждения профессионального образования является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.