Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
1) принцип ориентации на «зону ближайшего развития», предполагающий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития педагога, что позволяет проектировать развитие инновационной методической деятельности с ориентацией на его индивидуальность и субъектный опыт;
2) принцип «амплификации», заключающийся в создании условий для полноценной актуализации и самореализации личности педагога, совершенствования его возможностей и способностей посредством включения в различные формы инновационной методической работы учреждения;
3) принцип непрерывности, позволяющий рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики;
4) принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное развитие личности педагога, формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных инновационных технологий образования, расширение опережающей подготовки кадров к инновационной деятельности;
5) принцип партисипативности, предполагающий субъект-субъектное взаимодействие педагогов, включенных в инновационную деятельность для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы;
6) принцип фасилитации, представляющий нормативное положение для создания условий осознания педагогами индивидуальной сущности, самостоятельности, становления автором и творцом жизненных обстоятельств;
7) принцип субъектности, предусматривающий развитие педагога как субъекта инновационной деятельности;
8) принцип рефлексивности, помогающий реально оценить уровень инновационной деятельности, готовности осваивать инновационные способы деятельности.
По классификации, предложенной С.Г.Молчановым, формы методической работы делятся на [29, с. 103]:
1. Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
2. Репродуктивно-эвристические (педагогические
чтения, научно-практические
3. Эвристические (проблемные и проблемно-
4. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).
5. Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска).
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей.
Таким образом, представленная технология развития инновационной методической деятельности педагогов профессионального образования обеспечит совершенствование качества образования.
Выводы по первой главе
Методическая деятельность – это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Методическая система преподавателя учреждения профессионального образования представляет собой идеальную конструкцию, отражающую его представления об организации и осуществления педагогической деятельности.
Под индивидуальной методической системой преподавателя колледжа следует понимать идеальную конструкцию, отражающую представления преподавателя об организации и осуществлении педагогической деятельности, раскрывающую его методические предпочтения, характер взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса и отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам, и определяющую, в конечном счете, направленность на результативную учебную работу студентов.
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, относятся: анализ учебно-программной документации, методических комплексов; методический анализ учебного материала; планирование системы уроков теоретического и практического обучения; моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; разработка методики обучения по предмету; разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков; управление и оценку деятельности учащихся на уроке; рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную, которые имеют свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.
В работе были также рассмотрены следующие активные формы методической деятельности: дискуссия, методический ринг, методические посиделки, методический диалог, деловая игра, педагогический КВН, методический мост, решение педагогических задач, методический фестиваль.
Инновационная методическая деятельность – это деятельность, включающая совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности, готовность педагогов к отбору позитивных инноваций, созданию методических продуктов, обеспечивающих инновационный образовательный процесс.
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом обучении и его педагогической деятельности
Формирование личности студента, как будущего специалиста в сфере экономики довольно часто и в значительной степени, зависит от педагога, который его учит и воспитывает. Деятельность педагога на протяжении многих веков, прежде всего, отличалась тем, что он учил. Однако, в настоящее время, в результате научно-технического прогресса, знание своей дисциплины перестало быть основным признаком квалификации преподавателя, поскольку осведомленность учащихся, иногда может быть выше той, которой владеет педагог.
Поэтому профессиональные экономические знания является обязательным условием профессионализма педагога. Следовательно, актуальной проблемой на современном этапе развития системы образования является изучение структуры профессиональной методической и педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в колледже, которая является условием эффективного формирования студента как будущего специалиста.
Определению особенностей формирования профессиональных умений у будущих специалистов экономики и компетентности, умений, ориентаций преподавателей экономических дисциплин посвящены исследования В.И. Крамаренко [22], В.С. Аванесов [5], В. Граф [12], Т.П. Русецкая [36] и др.
Ключевой составляющей педагогической деятельности в экономическом обучении является личность преподавателя. Он должен быть профессионалом: глубоко знать экономическую дисциплину, которую излагает; владеть методикой преподавания этой дисциплины; применять знания по психологии, педагогике, социологии, физиологии человека, валеологии; постоянно совершенствовать ораторское технику (обладать силой звука, тембром, дикцией, темпом речи, работать над дикцией) развивать ораторские способности (магнетизм голоса, перцептивность, креативность, внушаемость, эмоциональную устойчивость). Кроме того, преподаватель должен уметь делать самопрезентацию, которая должна подчеркивать его приятную внешность, элегантные манеры поведения и высокий уровень культуры общения.
Как профессионал преподаватель должен соблюдать требования к современной лекции, которая составляет вторую составляющую педагогической деятельности преподавателя в экономическом обучении. Их реализация обеспечивает высокий научно-методический уровень лекции.
Требования к современной лекции охватывают научность, логичность, завершенность, информационную насыщенность, конкретно-исторический подход, единство содержания и формы, связь с предыдущим материалом, принятие во внимание межпредметных связей, привлечения информации о последних научных исследованиях, связь теории с практикой, использование элементов проблемности, творческий характер, обращение к средствам активизации познавательной деятельности студентов, разнообразные технические средства обучения, стимулирования к самостоятельной работе, содействие саморазвитию личности, воспитательный момент, яркость изложения [Скворцова, с. 59].
Третьей составляющей педагогической деятельности преподавателя должно быть постоянное ознакомление с новейшими достижения экономической науки о разнообразия видов лекций. На современном этапе развития дидактики имеются такие подходы к определению видов лекции. В учебных заведениях наиболее распространенными являются вводная, тематическая, обзорная и заключительная лекции.
Согласно инновационного подхода к учебному процессу наиболее распространенными считают такие виды нетрадиционной лекций, как проблемная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая, учредительная, лекция-провокация, лекция-вдвоем, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция или бинарная лекция, лекция-информация, лекция-воспоминание, лекция-показ, лекция-репортаж, лекция-инструктаж, использования нарративу в лекциях, лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс-метод, метод дискуссии, разработка интеллект-карты) и т.п..
Четвертой важной составляющей педагогической деятельности преподавателя является владение методикой подготовки и проведения лекции. Методически грамотно проведена лекция вызывает интерес не только к определенной теме и предмета, но и к самому процессу обучения, что является важным стимулом к самообразованию и творческого саморазвития студентов.
К профессионально важным качествам преподавателя экономических дисциплин колледжа относят: направленность на педагогическую деятельность в колледже (основные мотивы и цели выбора педагогической профессии: стремление работать со студентами, обучать и воспитывать их, интерес к предмету); владение методической деятельностью; психическая устойчивость; гибкость, мобильность (способность быстро реагировать и «переключаться»); черты характера: активность, целеустремленность, воля, настойчивость, решительность, смелость; самообладание и выдержка, социальная нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношения с другими людьми), способность к правильной самооценки; нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, патриотизм, аккуратность, способность к работе в команде; чувство юмора любознательность, социальные качества: общительность, тактичность, терпимость; требовательность к себе и к студентам, способность к предупреждению (превентивные мероприятия по решения скрытого конфликта) и решения конфликтных ситуаций; коммуникабельность и т.д.
Эффективность работы преподавателя экономических дисциплин определяется:
- высоким уровнем психолого-педагогической и профильной подготовки;
- экономической грамотностью и осведомленностью в соответствующих вопросах;
- моделированием педагогических ситуаций и умением творчески организовывать учебно-воспитательный процесс в условиях учебного заведения;
- прогнозированием экономических последствий определенных событий, инцидентов, ситуаций в целом;
- количеством студентов, поддающихся обучению;
- количеством студентов, которые положительно и с интересом относятся к изучению экономических дисциплин данного педагога.
Владение экономическими знаниями в рамках учебных дисциплин и их правильные применения на практике в профессиональной деятельности определенных специалистов требуют от преподавателя экономических дисциплин высокой профессиональной готовности и эмоциональной устойчивости.
Перспективами дальнейшего развития методической деятельности преподавателя в экономическом обучении должны быть:
1. Ведущим аспектом методической деятельности преподавателя в экономическом обучении колледжа должно стать внедрение инновационных дидактических технологий на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике.
2. Перспективы дальнейшего
3. Преподаватель должен на
4. Применение современных
Следовательно, в условиях современных профессионально-технических учебных заведений преподаватель экономических дисциплин отвечает за выполнение поставленных педагогических задач и несет полную ответственность за принятые решения.