Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
Система индивидуальной методической деятельности по экономической дисциплине в колледже включает в себя: внедрение инновационных дидактических технологий на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике. На лекционных занятиях преподаватель экономики использует, как традиционные, так и нетрадиционные виды лекций. На семинарско-практических занятиях преподаватель экономики использует различные современные педагогические технологии.
Были выявлены следующие положительные стороны методической деятельности преподавателя экономике в колледже:
1) использование инновационных технологий лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике;
2) использование на лекционных занятиях, как традиционных, так и нетрадиционных методов, например, кейс методов, деловые игры и т.п.;
3) использование на семинарско-
Также были выявлены отрицательные стороны в методической деятельности преподавателя экономики:
1) не разработан и не внедрён в образовательный процесс УМК по дисциплине «экономика».
Для определения эффективности системы индивидуальной методической деятельности в образовательном процессе дисциплины экономика в колледже нами были определены следующие этапы: диагностический, формирующий и контрольный.
Целью диагностического этапа является:
1) выявление
отношения студентов к
2) выявление мотивации к изучению предмета экономика до внедрения системы индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики в образовательный процесс;
3) выявление
эмоционального отношения к
4) выявление исходного уровня знаний дисциплины «экономика» у студентов колледжа посредством сбора и обработки информации, и последующего анализа полученной информации.
На формирующем этапе обосновывались цели, ставились задачи, обосновывался процесс внедрения системы индивидуальной методической работы преподавателя по дисциплине «экономика», повышения эффективности процесса усвоения учебного материала по дисциплине «экономика».
На контрольном этапе ставились цели определения эффективности внедрения системы индивидуальной методической работы преподавателя при обучении дисциплины экономика в колледже, а также выявления:
1) отношения студентов к системе индивидуальной методической работы преподавателя экономики после внедрения её в образовательный процесс;
2) выявление
мотивации к изучению предмета
экономика после внедрения
3) выявление эмоционального отношения к изучению дисциплины экономика на основе ФГОС СПО;
4) выявление уровня знаний дисциплины «экономика» у студентов колледжа после внедрения системы индивидуальной методической работы преподавателя экономики в образовательный процесс.
Таким образом, комплекс методов и методик экспериментального исследования включает в себя: диагностику уровня мотивации студентов колледжа к изучению дисциплины экономика; диагностику мотивации студентов к изучению дисциплины экономика; диагностику повышения положительных эмоций при изучении экономики; диагностику уровней обученности экономике студентов колледжа.
Диагностика уровня мотивации студентов колледжа к системе индивидуальной методической работе преподавателя экономики, диагностика мотивации студентов к изучению дисциплины экономика и диагностика повышения положительных эмоций при изучении экономики проводились с помощью анкеты, приведенной в приложении 8. Анкетирование студентов проводится дважды – на констатирующем и на контрольном этапе исследования.
При помощи данной диагностики мы смогли выяснить эмоциональное отношение студентов к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям. По одному экземпляру анкеты предлагается каждому студенту. Время заполнения анкеты строго не ограничивается.
Степень обученности определяется уровнем усвоения определенного содержания учебного материала, а диагностика обученности включает в себя: контроль (выявление) и оценивание знаний, умений и навыков; анализ полученных данных, определение динамики продвижения обучающегося в процессе обучения, тенденций и перспектив его развития, необходимых направлений коррекции. В исследовании применялись результаты рейтинговой системы оценки знаний, другим методом измерения обученности студентов был избран метод тестирования (вводного, итогового и отсроченного).
Для анализа и оценки качества подготовки студентов по дисциплине экономика результаты педагогических измерений по каждой основной образовательной программе представлены в удобных для принятия решений формах: коэффициенты решаемости заданий по темам дисциплины
Значения коэффициентов решаемости для заданий рассчитываются как отношение числа студентов, выполнивших задание, к общему числу участников, которым предлагалось данное задание. При анализе результатов педагогических измерений по коэффициентам решаемости можно придерживаться следующей классификации уровней трудности заданий для данной группы студентов: легкие задания – коэффициент решаемости от 0,7 до 1,0; задания средней трудности – коэффициент решаемости от 0,4 до 0,7; задания повышенной трудности – коэффициент решаемости менее 0,4. Для группы студентов, освоивших дисциплину на уровне требований ГОС, все задания должны иметь коэффициент решаемости не ниже 0,7.
Значения коэффициентов освоения дидактической единицы (ДЕ) дисциплины выражаются через долю студентов, преодолевших критерий освоения конкретной ДЕ дисциплины. Как правило, в качестве критерия освоения ДЕ дисциплины берется выполнение 50% заданий от их общего числа в ДЕ.
Введено три уровня освоения раздела (ДЕ) дисциплины:
Таким образом, педагогический
тест – система заданий
В настоящее время тесты находят очень широкое применение при контроле и оценке знаний учащихся, но, тем не менее, увлекаться тестами и заменять ими все другие формы контроля не рекомендуется. Это должна быть всего лишь одна из форм контроля, используемых преподавателем.
Выбранные нами методики анализа системы индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики в колледже позволят выявить мотивацию студентов, их эмоциональное отношение изучению экономики, уровень усвоения материала по дисциплине экономика..
3.2. Организация системы индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики в колледже
Поскольку было выявлено, что в колледже при организации методической деятельности преподавателя экономики, не разработан и не внедрён УМК по экономике, было принято решение:
1) разработать УМК по дисциплине «Экономика» на основе ФГОС СПО, как одно из основных и важных направлений методической деятельности преподавателя колледжа.
Опыт внедрения УМК по дисциплине «Экономика» на основе ФГОС СПО
в учебные планы обучения на специальности «Экономика» показал основные подходы в разработке методических материалов. На формирующем этапе был разработан УМК по «Экономике», в котором выделены два модуля.
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ – основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории (сокращённо «введение в экономическую теорию» и «микроэкономика»).
ВТОРОЙ МОДУЛЬ - основные понятия и модели неоклассической и институциональной макроэкономической теории (сокращённо «макроэкономика»).
Учебно-методический комплекс по «Экономике» содержит рабочую программу дисциплины «Экономика «, которая была составлена в соответствии с новыми требованиями к оформлению на основе ФГОС СПО.
В УМК по дисциплине экономика используются методы обучения, которые можно классифицировать по разным признакам. В общем плане следует отметить, что при изучении экономики в данном УМК используются как традиционные методы обучения, так и инновационные методы обучения (активные методы обучения) и информационных технологий (онлайн- и онлайн-технологии), с точки зрения развития самого содержания экономической теории и практики (проблемный метод обучения). Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод, проектный метод – все эти виды методов используются в курсе «Экономика».
Формы текущего, промежуточного контроля, используемые в УМК по дисциплине экономика. Текущий контроль за успеваемостью студентов осуществляется: 1) путём отслеживания посещаемости (при пропусках более 50% занятий студент не аттестуется за соответствующий период), при трёх неаттестациях ставится недопуск к экзамену;
2) путём отслеживания подготовленности студентов к выступлению на семинарских занятиях с помощью «декларационных карточек» (даже если студент не успевает выступить из-за многочиленности группы, преподаватель знает, был он готов к семинару или не был). Если студент приходит на занятия, но систематически не готовится к ним, - это может послужить основанием для неаттестации;
3) путём решения тестов и контрольных работ в устной форме, письменной форме или с помощью компьютерных технологий.
Чтобы аттестоваться за период, студент должен набрать не менее 20 баллов для текущей аттестации и не менее 60 баллов для итоговой аттестации в конце семестра. Поэтому как в рабочей программе, так и по другим разделам УМК по каждому заданию самостоятельной работы и других видов работ проставлено количество баллов.
Главной целью освоения дисциплины (модуля) «Экономика» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых учащимся колледжа, готовящихся к работе в условиях социального рыночного хозяйства, в организациях любой организационно-правовой формы, в предпринимательских структурах.
Изучение экономики на протяжении двух семестров направлено на достижение следующих целей:
• развитие экономического образа мышления; потребности в углублении и расширении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России и других стран для последующего изучения управленческих дисциплин из профессионального цикла;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной деятельности;
выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.
Учебная цель дисциплины - овладение знаниями по экономической теории в объёме Госстандарта по экономике, овладение базовой экономической терминологией.
Методическая цель – заложить основы для расширения и углубления знаний по другим общественным дисциплинам, ознакомить с методикой написания докладов, рефератов по экономической теории.
Воспитательная цель – способствовать развитию экономической, управленческой и правовой культуры.
Развивающая цель – ознакомить студентов с закономерностями функционирования экономики, с методами экономического анализа и принятия управленческих решений, научить самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию по определённой проблеме, научить правильно готовить устные выступления и письменные работы, критически осмысливать научные работы и аргументировано отстаивать свою позицию.
Назначение дисциплины – заложить теоретическую основу для изучения закономерностей функционирования экономики, включая переходные процессы; для понимания принципов принятия и реализации экономических и управленческих решений.