Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

ДМет.деят.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Особенности методической деятельности преподавателя экономики в колледже

 

Экономика, как дисциплина включает в себя такие разделы, как введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкретной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика; национальная экономика как целое; круговорот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

В результате изучения дисциплины «Экономика» студент должен знать: теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая и переходные процессы.

Также студент должен уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты. Методическая деятельность преподавателя по экономике нацелена на то, чтобы студент смог овладеть: специальной экономической терминологией, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, профессиональной аргументацией, методами экономического анализа.

        Преподаватели экономических дисциплин должны вести методическую работу, которая способствует повышению их педагогического мастерства, делового профессионального роста и совершенствованию учебного процесса:

1. Методическая работа преподавателя должна носить обучающий и творческий характер, иметь теоретическую, практическую и научно- исследовательскую направленность.

2. Методическая работа преподавателей реализуется в форме рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, методических разработок, пособий, рекомендаций, указаний, докладов  и др.

3. Методическая работа должна иметь актуальную направленность:

  • иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учётом новых достижений современной педагогической науки;
  • обеспечивать связь изучаемого материала с будущей специальностью, быть конкретной и краткой;
  • удовлетворять требованиям педагогических и образовательных стандартов.

4. Методические материалы по экономике условно можно разделить на несколько групп: по методике теоретического обучения; по методике производственного обучения; по методике воспитательной работы; по методике самостоятельного обучения; по общим учебно-организационным вопросам; по работе с работодателями; по развитию учебно-материальной базы.

К основным группам методических материалов по экономике, прежде всего, относится методическая работа теоретического характера. К данному направлению относится методическая работа следующей классификации:

  • учебник или пособие по теоретическому курсу, (принимается после утверждения);
  • авторский курс лекций по теоретическому курсу дисциплины или ее части (разделу, темы), утверждается и используется внутри колледжа (техникума);
  • рабочая учебная программа учебной дисциплины, междисциплинарного курса;
  • учебное пособие по дисциплине или её части с использованием ЭВМ;
  • комплект опорных конспектов по дисциплине  или её части;
  • разработка сценариев деловых игр, вернисажей и других активных нетрадиционных и игровых форм занятий по экономическим дисциплинам, включая комплекты необходимых методических материалов (примеры занятия по экономике в виде кейса и деловой игры приведены в приложениях 2 и 3);
  • методические материалы, обеспечивающие семинарские занятия;
  • комплект методических материалов по обучению, контролю знаний и нетрадиционным формам занятий;
  • пособия по курсовому и дипломному проектированию;
  • сборники задач (заданий), практических примеров, упражнений и т.д.
  • разработки по использованию инновационных технологий и технических средств в процессе преподавания дисциплины,  раздела или темы;
  • методика проведения занятия по конкретной теме и др.

Методическая работа в период производственного обучения предусматривает:

  • разработку методических указаний по организации производственной (профессиональной) практики по специальности;
  • разработку методик обучения в условиях конкретного производства;
  • методику проведения различных видов практик.

Урок остается одной из основных форм обучения и воспитания студентов. Для преподавателей экономических дисциплин работа над методической разработкой уроков проводится в несколько этапов, когда преподаватель последовательно дает ответы на вопросы: Для чего нужно изучать новый материал? Что нужно изучать? Как изучать? По учебной литературе, нормативным источникам, образовательным стандартам необходимо отобрать нужный материал. После этого проводится его систематизация, поиск внутренних закономерностей и главных звеньев, делается разбивка на разделы (темы). Отобранный материал должен соответствовать уровню подготовки студентов и времени, отводимому на урок. Пример плана учебных занятий по экономике приводится в приложении 4.

Следующим этапом являются: определение организационной формы проведения занятий, последовательности применения наглядных пособий, использование активных методов и технических средств обучения, отражение вопросов закрепления материала и задания на дом и т.д. Закрепление материала и задание на дом может быть дано в виде поиска ответов на решение проблемных задач, связанных с профессиональной тематикой, анализом конкретных производственных ситуаций.

При разработке методических указаний для проведения практических и лабораторных занятий необходимо учитывать понимание студентами необходимости практической (лабораторной) работы для своей специальности, связь с теоретическим материалом, разумную сложность и конкретность работы, обеспечивающую студентам возможность понять происходящие процессы и сделать из них выводы.

При разработке методических пособий (рекомендаций) по курсовому и дипломному проектированию необходимо учитывать, что все они должны быть взаимосвязаны и представлять единый комплекс.

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию умений исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляется план, подбираются основные источники. В процессе работы с источниками систематизируются полученные сведения, делаются выводы и обобщения. К докладу по глобальной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы и выступления. В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и могут быть зачетной работой студента (в отдельных случаях).

Существенную часть комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по экономическим дисциплинам составляют средства обучения, используемые на лабораторно-практических занятиях, являющихся важной формой связи теории и практики: тренажеры, установки, узлы, детали и т.д. По экономическим дисциплинам эту роль выполняет нормативная, табличная, бланковая документация, программные продукты информационных технологий и др. Совершенствование традиционно применяемых источников учебной информации (кино- и телефильмов, видеофильмов и др.), а также целенаправленная разработка и использование компьютерных обучающих программ и информационно насыщенных мультимедийных средств обучения являются одним из основных направлений качественного обновления комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по экономическим дисциплинам.

Заключительную группу средств учебно-методического обеспечения учебной дисциплины представляют средства контроля: материалы для самостоятельных, контрольных работ; тесты; материалы к зачетам; экзаменационные материалы; технические средства контроля. Группы методов контроля представлены в приложении 5.

Главная задача любого учебного занятия - научить студента учиться самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Организатором этой деятельности является преподаватель. Умению управлять педагогическим процессом, обеспечивать его эффективность и научность и отвечает учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины. Виды учебных занятий по экономике представлены в приложении 6. Основные типы уроков показаны в приложении 7.

Таким образом, методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС включает в себя реализацию мероприятий, направленных на улучшение качества подготовки специалистов, совершенствование учебно-программной документации и учебной литературы, выработку единых норм и требований к оценке знаний и умений обучаемых, создание учебно-методических комплексов (УМК).

Кроме того, данная деятельность включает в себя обязательное приведение образовательных программ и учебно-методических материалов в соответствие с современным уровнем развития и требованиями к деятельности в рамках профессии; внесение обоснованных изменений в содержание подготовки специалистов, в обновление основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в связи с изменяющимися требованиями заказчиков образовательных услуг и рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Выводы по второй главе

 

Специфика методической и педагогической деятельности преподавателя колледжа в экономическом обучении заключается в том, что ведущим аспектом методической деятельности преподавателя в экономическом обучении  колледжа должно стать внедрение инновационных дидактических технологий на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике. На лекционных занятиях преподаватель экономики должен использовать, как традиционные, так и нетрадиционные виды лекций. На семинарско-практических занятиях преподаватель экономики должен уделять внимание развитию профессиональных компетенций будущих специалистов, благодаря широкому использованию различных современных педагогических технологий, которые должны постоянно дополняться новыми авторскими открытиями и находками; сочетать индивидуальную и групповую работу, создавая условия для творческого развития студентов.

Особенности методической деятельности преподавателя экономики в колледже обусловлены содержанием с дисциплины «Экономика». Методическая работа преподавателя экономики носит обучающий и творческий характер, имеет теоретическую, практическую и научно- исследовательскую направленность. Она реализуется в форме рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, методических разработок, пособий, рекомендаций, указаний, докладов  и др. и должна иметь актуальную направленность. Методические материалы по экономике делятся на следующие группы: по методике теоретического обучения; по методике производственного обучения; по методике воспитательной работы; по методике самостоятельного обучения; по общим учебно-организационным вопросам; по работе с работодателями; по развитию учебно-материальной базы.

 

 

 

Глава 3. Организация методической работы на примере

торгово-экономического колледжа

          

3.1. Изучение состояния индивидуальной  методической деятельности преподавателя экономики в колледже

 

Опытно-экспериментальная проверка содержания индивидуальной методической деятельности проходила в торгово-экономическом колледже г. Омска.

Комплексное методическое обеспечение по экономике включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств учебно-методического обеспечения процесса обучения и контроля над его результатами. Основной целью методического обеспечения дисциплины является создание условий для реализации требований ФГОС СПО и достижения необходимого качества подготовки специалистов.

Информация о работе Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС