Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
29. Кулакова, Л.П. Методическая работа с педагогами / Л.П. Кулакова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 2. - С. 32-48.
30. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А.А. Кыверялг. - Талин, Валгус, 2008. – 167 с.
31. Лихолетов, В.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.В. Лихолетов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 288 с.
32. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 2006. – 144 с.
33. Молчанов, С.Г. Подготовка преподавателя в рамках методической работы / С.Г. Молчанов.. – Челябинск: Юж-урал. кн. изд-во, 2010. – 145 с.
34. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов // Актуальные проблемы управления качеством образования / Сб. науч. статей. - Вып. 6. - 2001. - 136 с.
35. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2008. – 442 с.
36. Никандров, Н.Д. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя / Н.Д. Никандров // Советская педагогика. – 1982. - № 4. - С. 90-92.
37. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.
38. Одинцова, Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ / Л.И. Одинцова. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.
39. Омельяненко, Б.Л. Профессиональное техническое образование в зарубежных странах / Б.Л. Омельяненко. – М.: Просвещение, 2009. – 199 с.
40. Пагнаева, Е.А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации : диссертация ... кандидата педагогических наук. – М., 2009. – 121 с.
41. Педагогика. / Под ред. Смирнова С.А. - М.: Просвещение, 2009. - 235 с.
42. Платонов B.C. Деловые игры, разработка, организация, проведение / В.С. Платонов. - М.: Высшая школа, 2011. - 211с.
43. Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / Л.С. Подымова, В.А. Слатенин. - М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
44. Поздняк, Л.В. Какой я вижу деятельность старшего воспитателя / Л.В. Поздняк. // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 6. – С. 35.
45. Поздняк, С.Н. Проектирование содержания методической подготовки учителя географии в контексте требований компетентностного подхода / С.Н. Поздняк // Педагогическое образование. – 2009. – № 3. – С. 60–67.
46. Поляков, С.Д. В поисках педагогических инноваций / С.Д. Поляков. - М.: Типография ОХОМУП, 2008. - 98 с.
47. Поташник, М.М. Требования к современному уроку / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
48. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. - М.: Просвещение, 2001. – 187 с.
49. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и инновации. Социальные проблемы инноватики / А.И. Пригожин. - М.: Педагогика, 2009. – 167 с.
50. Прохорова, Г.А. Готовимся к школе. Проверяю себя / Г.А. Прохорова. – М.: Просвещение, 2010. – 123 с.
51. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 256 с.
52. Развитие личности будущего специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. и общ. ред. А. А. Печеркиной. – Екатеринбург - Нижний Тагил: Урал. гос. пед. ун-т., 2012. – 208 с.
53. Русецкая, Т.П. Современные технологии обучения в высшей школе / Т.П. Русецкая. - М.: МИТСО, 2008. – 321 с.
54. Сидоров, В.В. Экспериментальный подход к диагностике инновационного потенциала будущих техников // Инновации в образовательных системах: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. (25 декабря 2009 г.) / Под ред. И.В. Резанович. – Челябинск: изд. Центр ЮУрГУ, 2009. – С. 175-178.
55. Ситник, А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике: учебное пособие / А.П. Ситник. - М.: Педагогика, 2010. – 169 с.
56. Скворцова, С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки / С.А. Скворцова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 1. – С. 54.
57. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49.
58. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников : науч.-метод. журн. - 2004. - № 2, № 3.
59. Смыковская, Т.К. Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики: дис. … канд. пед. наук. – М., 2000. – 383 с.
60. Творческий потенциал педагога. Развитие творческого потенциала педагога в процессе научно-методической деятельности. / Под ред. П.Ф. Кубрушко. – М., 2010. – 49 с.
61. Худоминский, П. Методическая работа в школе / П. Худоминский. - М.: МП, 2009. – 171 с.
62. Шамова, Т.Н. и др. - Управление образовательными системами / Т.Н. Шамова. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
63. Шилова, М.И. и др. Социализация и воспитание школьников (в вопросах и ответах) / М.И. Шилова. – Красноярск, 2011. – 135 с.
64. Чуракова, М.В. Развитие научно-методической компетенции преподавателя учреждения среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 190 с.
65. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
Рисунок 1 - Формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении
Кейс 1.
Тема: Рынок. Источники информации для потребителя.
Кто забыл змей в магазине?
В газете бразильского города Сан-Паулу появилось объявление: «В универмаге «Фурта до» мною потеряна корзина со змеями жарарака. Убедительная просьба к нашедшему — вернуть за приличное вознаграждение". Универмаг обезлюдел — укус жарарака влечет немедленную смерть. Пустовал он и на следующий день, и спустя неделю. Что только ни делали владельцы: и объявляли, что после осмотра никаких змей в магазине не обнаружено, и покупали время на телевидении для интервью с известным серпентологом, авторитетно заявлявшим, что он проверил все помещения и не нашел ни намека на змей, и цены дважды снижали — все напрасно. Владельцы магазина уверены, что трюк со змеями не что иное, как ловкий ход конкурентов.
Вопросы:
1. Что такое нечестная конкуренция?
2. Какие
меры предприняли владельцы маг
3. Какие
источники информации для
Кейс 2
Тема: Макроэкономическая нестабильность
Эффективно только то, что справедливо
Нынешний мировой кризис заставляет многое переосмысливать. В том числе такое понятие, как «экономическая эффективность». Для тех, кто молится на «невидимую руку рынка», эффективность меряется одним – прибылью, коммерческим успехом. Понятие «справедливость» вызывает у них аллергию. «Не лезьте с моралью в экономику, - говорят они социал-демократам. – Не мешайте хлопотами о бедных и малоимущих развиваться бизнесу и технологиям!». Логика такова: дайте, мол, бизнесу возможность максимизировать прибыли без всяких ограничений, и вас завалят материальными благами, которых с лихвой хватит всем - от миллиардера до последнего нищего.
«Полезно лишь то, что справедливо» – такой постулат формулировали еще в древности Платон и другие философы. Однако у либерального мышления совсем иные критерии полезности. «Безработица – благо, ускоряющее структурную перестройку экономики», «низкие зарплаты наемных работников – конкурентное преимущество России», «в бедности виноваты сами бедные» – вот типичные образчики такого мышления.
Нынешний кризис часто называют кризисом доверия. Нет справедливости – нет доверия. Вот и выходит, что хотя справедливость – это вроде бы не экономическая, а моральная категория, но при нехватке ее и мировая экономика в целом, и экономика любой страны не в состоянии функционировать эффективно.
“Аргументы и факты”№20,2009г. С. Миронов.
Вопросы:
1.Что подразумевает автор, говоря о «невидимой руке рынка»?
2.C какими проблемами не в состоянии справиться рынок?
3. Дайте
определение экономической
4. Как вы считаете, эффективно только то, что справедливо или эффективность и справедливость - противоречивые задачи? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Каковы причины современного кризиса? Что предпринимается в России для преодоления кризиса?
6. Напишите эссе «Полезно лишь то, что справедливо».
Ход урока «В калейдоскопе денег»
1. Организационный момент.
(Команды занимают игровые столы. Жюри вывешивает табло для фиксирования баллов. Объяснение правил игры.)
2. Вступительное слово.
Учитель. Сегодня мы проводим необычный урок. Он будет проходить в игровой форме. Тема нашего урока « В калейдоскопе денег». Мы с вами живём в мире денег, каждый день пользуемся ими и много знаем о них. И тем не менее сегодня мы покрутим наш денежный калейдоскоп. Каждая команда может отличиться своими знаниями и эрудицией. И так начинаем.
3. Выполнение заданий.
Учитель. Вращаем калейдоскоп, и перед вами появляется первая загадочная картинка.
Первый конкурс. «Разгадай».
Учитель: Найдите ключ и вычеркните в этих таблицах некоторые буквы и слоги так, чтобы из оставшихся сложить фразу. В первом задании начальное слово-«чтобы», во втором – «деньгами». (За правильный ответ - 2балла. Время на обдумывание каждого задания – 1минута. Команда, первой подавшая световой сигнал, получает право ответа). (Чтобы разумно тратить деньги, нужно учитывать свои доходы и планировать свои расходы.)
Учитель. Стоит мне лишь чуть-чуть повернуть калейдоскоп, как картина меняется.
Второй конкурс. «Народная мудрость».
Учитель. Истоки наших знаний в народной мудрости. Очень часто житейские ситуации выражают пословицами и поговорками. Сейчас вам предстоит назвать пословицы и поговорки с экономическим содержанием и пояснить их смысл.
(Команды по очереди в течение
двух-трёх минут называют
Например: Не было ни гроша, да вдруг – алтын. Деньги - зло. Деньги к деньгам идут. Копейка рубль бережёт. По Сеньке и шапка. Лишние деньги – лишние заботы. Не всё золото, что блестит. Деньги – дело наживное. Не в деньгах счастье. Деньги любят счёт. Не бей дубьём, бей рублём! Деньги бегут из страны. Не с богатством жить, а с человеком. Уговор дороже денег.
Учитель. Теперь я поверну калейдоскоп на полградуса, и перед нами возникает новая картинка.
Третий конкурс. « Кто быстрее и больше».
Учитель. В этом задании вам нужно показать свои знания.
(Команды по цепочке задают друг другу свои вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всем командам даётся по 1 минуте).
Блицтурнир для первой команды.
1. Что дают взаймы? (Деньги).
2. Доход семьи. (Сумма денег, заработанных
и полученных семьёй за
3. От какого слова произошло слово « рубль»? (От глагола « рубить»).
4. Функции денег. (Средство обмена, сбережения, мера стоимости).
5. Цена. (Количество денег, которое покупатель платит за единицу товара или услуги).
6. 100 копеек. (Рубль).
7. Банкноты. (Крупные бумажные купюры).
8. Старинные названия денег. (Гривенник, пятак, алтын, грош, денежка, полушка, копейка)
9. Виды современных денег. ( Наличные и безналичные).
10. Монетный двор. (Место, где печатают
мелкие бумажные деньги и
11. Число100 на купюре. ( Номинал).
12. Денежная единица России. (Рубль)
13. Эмиссия денег. (Выпуск новых денег в обращение).
Блицтурнир для второй команды.
1. От какого слова произошло название «копейка»? («Копьё»).
2. Наличные деньги. (Бумажные деньги и разменная монета).
3. Покупка. (Обмен денег на товар).
4. Вексель. (Форма безналичных денег).
5. Переход денег от одного человека к другому? (Обращение).
6. Учреждение, хранящее деньги? (Банк).
7. Какие деньги самые ликвидные? (Наличные).
8. Свойства денег? (Долговечность, делимость, общепризнанность, удобство в обращении).
9. Какие деньги хранятся в банке? (Безналичные).
10. Заслуга английского