Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
При КСО необходим комплект демонстрационного и вспомогательного материала. Он может включать слайды, иллюстрации, наглядные пособия, электронную версию лекции, видеофильмы. Иллюстрации: диаграммы, графики, таблицы, карты, чертежи, фотоснимки и другие.
В учебно-методическом комплексе необходимо составить карту учебно-методической обеспеченности дисциплины для удобства работы студентов во внеаудиторное время.
№ |
Наименование тем |
Рекомендуемая учебно-методическая литература |
Примечание |
Лекции |
|||
Семинары (практические) |
|||
СРСП |
Также студента необходимо обеспечить справочником-путеводителем, каталогом элективных дисциплин, силлабусом.
Предлагается следующая форма справочника-путеводителя студента колледжа:
- название и адрес колледжа, общее описание, миссия и политика, информация о ПЦК и отделениях, перечень специальностей;
- академический календарь;
- служба офис-регистратора с
разъяснениями о процедуре
- основные Правила обучения в средне-профессиональных учебных заведениях;
- сведения об условиях жилья, медицинского обслуживания;
-сведения об учебных
- организация досуга в колледже;
- правила о порядке сдачи сессии, оплаты за обучение;
- рабочий учебный план
- перечень элективных дисциплин с кодом, описанием, с указанием уровня сложности;
- штат преподавателей, работающих
по обеспечению данной
- описание лабораторий и кабинетов;
- применяемые инновационные
В условиях внедрения ФГОС СПО в колледжах можно включить перед началом учебного года для студентов первого курса организационную неделю, не входящую в обязательные 15 недель учебного процесса, на которой студенты проходят ознакомление с дисциплинами рабочего учебного плана специальности, проходят адаптационный курс «Ведение в специальность», «Навыки работы в Интернете», психологические тренинги, а также первокурсникам предлагаются направления или траектории, по которым он может специализироваться. Перечень предметов расписывается в каталоге элективных дисциплин.
3.3. Оценка эффективности системы
индивидуальной методической
Оценка эффективности внедрения индивидуальной методической деятельности на основе ФГОС СПО посредством создания и внедрения УМК по экономике в образовательный процесс колледжа, проходила на контрольном этапе исследования.
Мы определяли не только соответствие УМК требованиям ФГОС СПО, но и его эффективность, измеряя её предложенными выше методиками. Анализ проводился до и после внедрения УМК в образовательный процесс.
Вначале остановимся на анализе соответствия созданного УМК требованиям ФГОС СПО.
Состав УМК дисциплины «Экономика», предложенного для внедрения в учебный процесс в торгово-экономическом колледже, соответствует требованиям ФГОС СПО, так как в УМК в качестве обязательных элементов входят:
а) титульный лист;
б) рабочая программа дисциплины;
в) конспект лекций;
г) учебно-методические материалы для студентов:
– методические разработки (указания) по выполнению различных видов работ;
– методические рекомендации (указания) по выполнению и защите курсовых работ (проектов);
– материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе методические материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов.
д) методические рекомендации (материалы) для преподавателя.
е) материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций.
ж) разработанные на кафедре учебные издания по данной дисциплине.
з) перечень видеофильмов и комплекты наглядных (демонстрационных) материалов (карты, таблицы, схемы, слайды), в том числе аудио-, видео-, мультимедиа (комплекты мультимедийного сопровождения лекций и так далее), материалы Интернета.
и) перечень программного обеспечения (контрольные, обучающие и программные средства).
к) раздаточный материал по темам дисциплины.
л) электронный адрес сайта Интернета или локальной сети, где имеется электронная версия учебно-методического комплекса.
Рабочая программа дисциплины «Экономика», как основной регламентирующий учебный документ по дисциплине соответствует требованиям ФГОС СПО и определяет:
– цели изучения дисциплины и профессионального модуля, соотнесенные с общими целями основной профессиональной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с воспитательными задачами;
– содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы (учебных занятий и самостоятельной работы) студента с указанием их трудоемкости;
– сведения об учебно-методическом обеспечении дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы;
– требования к уровню и критерии успешности (качества) усвоения учебного материала, формы текущего (промежуточного) контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине и профессиональному модулю.
Рабочая программа дисциплины и профессионального модуля разрабатывается в соответствии с ГОС и ФГОС ВПО, СПО и учебным планом колледжа.
Требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку разработки и изменению рабочего плана дисциплины определяются соответствующим положением.
Рабочий план дисциплины «экономика» соответствует требованиям, установленным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности), и содержит методы, организационные формы и средства обучения, междисциплинарные связи. При составлении программы необходимо учтены последние достижения науки в области экономики и инновационные подходы преподавания дисциплины. Программа обеспечена учебно-методическими материалами.
В программе содержание дисциплины и профессионального модуля структурировано по видам учебных занятий с указанием их объемов, структуры и содержания учебной нагрузки студента в ходе изучения данной дисциплины.
Структура и содержание рабочей программы, разрабатываемой в соответствии с ГОС ВПО и СПО содержит в себе:
– титульный лист;
– аннотацию;
– пояснительную записку;
– оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе (расчет баллов)
– тематический план учебной дисциплины;
– содержание учебной дисциплины;
– планы семинарских занятий (если есть по плану);
– содержание самостоятельной работы;
– тесты (если есть разработанные);
– вопросы для оценки качества освоения курса;
– тематика рефератов (если есть по плану);
– список литературы: основная, дополнительная, нормативная (по необходимости);
– выходные данные.
Таким образом, содержание и структура внедряемого УМК дисциплины «Экономика» полностью соответствует требованиям ФГОС СПО.
Внедрение УМК дисциплины «Экономика» на основе ФГОС СПО позволило:
– систематизировать содержание и организацию изучения учебной дисциплины «Экономика» и профессионального модуля с учетом достижений науки, техники и производства, оказать методическую помощь преподавателям при их подготовке к занятиям;
– планировать и оценивать работу кафедры по совершенствованию учебно-методического обеспечения учебного процесса;
– оптимизировать содержание обучения;
– повысить качество и эффективность проведения занятий по данной дисциплине и профессиональному модулю;
– оказать помощь преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства;
– повысить эффективность и качество знаний обучающихся;
– оказать студентам методическую помощь в усвоении учебного материала;
– эффективно планировать и организовать самостоятельную учебную работу и контроль знаний студентов.
На контрольном этапе ставились цели определения эффективности внедрения индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания УМК по дисциплине «Экономика», а также выявления:
1) отношения
студентов к УМК после
2) выявление мотивации к изучению предмета экономика после внедрения УМК в образовательный процесс;
3) выявление
эмоционального отношения к
4) выявление уровня знаний дисциплины «экономика» у студентов колледжа после внедрения УМК в образовательный процесс.
Были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. В эксперименте принимала участие группа из 30 студентов колледжа.
В таблице 3 показаны результаты определения эффективности внедрения УМК в образовательный процесс на основе данных, полученных до и после внедрения УМК дисциплины экономика.
Таблица 3 – Данные эффективности внедрения УМК дисциплины экономика в образовательный процесс колледжа
Критерии |
До внедрения УМК |
После внедрения УМК | ||
чел |
% |
чел |
% | |
Анкета | ||||
Относятся к методической работе положительно |
24 |
79 |
27 |
90 |
безразлично |
5 |
16 |
2 |
8 |
отрицательно |
1 |
5 |
1 |
2 |
Анкета |
||||
Относятся к изучению экономики положительно |
21 |
70 |
25 |
83 |
Интерес к изучению незначительный |
6 |
20 |
3 |
11 |
Интерес к изучению низкий |
3 |
10 |
2 |
6 |
Анкета | ||||
Эмоциональное отношение к УМК положительное |
23 |
76,1 |
26 |
86 |
Не вызывает никаких эмоций |
4 |
15.2 |
3 |
10 |
Вызывает негативные эмоции |
3 |
8,7 |
1 |
4 |
Метод тестирования | ||||
Освоили материал на уровне ГОС |
21 |
70 |
25 |
85 |
Освоили материал на недостаточном уровне |
6 |
20 |
3 |
10 |
Не освоили материал |
3 |
10 |
1 |
5 |
Согласно данным таблицы 3, после внедрения УМК в образовательный процесс, студенты колледжа стали относиться к индивидуальной методической работе преподавателя экономике более положительно, на 11 %, отрицательное отношение снизилось на 3 %. Интерес к изучению экономики повысился на 13 %, количество студентов с низким уровнем интереса к изучению данной дисциплины снизилось до 4 %. Эмоциональное отношение к изучению дисциплины на основе УМК ФГОС СПО повысилось на 9,9 %, количество студентов с негативными эмоциями снизилось на 4,7 %. После внедрения УМК в образовательный процесс увеличилось количество студентов, освоивших материал по дисциплине экономика на уровне ГОС на 15 %, количество студентов, не освоивших материал снизилось на 5 %.
Для определения взаимосвязи между повышением знаний по предмету маркетинг и применением технологии проблемного обучения можно применить коэффициенты ассоциации и контингенции [30].
Коэффициент ассоциации вычисляется по формуле:
,
где A - количество студентов, освоивших материал на уровне ГОС после внедрения УМК по экономике;
B - количество студентов, освоивших материал на уровне ГОС до внедрения УМК по экономике;
C - количество студентов, не освоивших материал на уровне ГОС после внедрения УМК по экономике;
D - количество студентов, не освоивших материал на уровне ГОС до внедрения УМК по экономике.
Коэффициент контингенции вычисляется по формуле:
,
Если коэффициент ассоциации А≥0,5, а коэффициент контингенции К≥0,3, то можно взаимосвязь между усвоением материала на уровне ГОС после внедрения УМК по экономике в образовательный процесс и применением УМК по экономике в учебном процессе можно считать подтвержденной.
Показатели усвоения материала на уровне ГОС до и после внедрения УМК по экономике показаны в таблице 6.
Таблица 4 - Показатели усвоения материала дисциплины экономика до и после внедрения УМК
После экспер.(чел). |
% |
До экспер.(чел). |
% | |
Кол-во студентов усвоивших мат-л на уровне ГОС |
25 |
83 |
21 |
70 |
Количество студентов, не усвоивших мат-л на уровне ГОС |
1 |
3 |
3 |
10 |