Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

ДМет.деят.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

При КСО необходим комплект демонстрационного и вспомогательного материала. Он может включать слайды, иллюстрации, наглядные пособия, электронную версию лекции, видеофильмы. Иллюстрации: диаграммы, графики, таблицы, карты, чертежи, фотоснимки и другие.

В учебно-методическом комплексе необходимо составить карту учебно-методической обеспеченности дисциплины для удобства работы студентов во внеаудиторное время.

 

Наименование тем 

Рекомендуемая учебно-методическая литература

Примечание

 

Лекции

   
 

Семинары (практические)

   
 

СРСП

   

 

Также студента необходимо обеспечить справочником-путеводителем, каталогом элективных дисциплин, силлабусом.

Предлагается следующая форма справочника-путеводителя студента колледжа:

- название и адрес колледжа, общее описание, миссия и политика, информация о ПЦК и отделениях, перечень специальностей;

- академический календарь;

- служба офис-регистратора с  разъяснениями о процедуре регистрации  на элективные дисциплины;

- основные Правила обучения в средне-профессиональных учебных заведениях;

- сведения об условиях жилья, медицинского обслуживания;

-сведения об учебных помещениях: библиотека; специальные помещения, спортивные залы и т.д.;

- организация досуга в колледже;

- правила о порядке сдачи сессии, оплаты за обучение;

- рабочий учебный план специальности;

- перечень элективных дисциплин  с кодом, описанием, с указанием  уровня сложности;

- штат преподавателей, работающих  по обеспечению данной специальности;

- описание лабораторий и кабинетов;

- применяемые инновационные методы  преподавания и обучения.

В условиях внедрения ФГОС СПО в колледжах можно включить перед началом учебного года для студентов первого курса организационную неделю, не входящую в обязательные 15 недель учебного процесса, на которой студенты проходят ознакомление с дисциплинами рабочего учебного плана специальности, проходят адаптационный курс «Ведение в специальность», «Навыки работы в Интернете», психологические тренинги, а также первокурсникам предлагаются направления или траектории, по которым он может специализироваться. Перечень предметов расписывается в каталоге элективных дисциплин.

  3.3. Оценка эффективности  системы  индивидуальной методической деятельности  преподавателя экономики в колледже

 

Оценка эффективности внедрения индивидуальной методической деятельности на основе ФГОС СПО посредством создания и внедрения УМК по экономике в образовательный процесс колледжа, проходила на контрольном этапе исследования.

Мы определяли не только соответствие УМК требованиям ФГОС СПО, но и его эффективность, измеряя её предложенными выше методиками. Анализ проводился до и после внедрения УМК в образовательный процесс.

Вначале остановимся на анализе соответствия созданного УМК требованиям ФГОС СПО.

Состав УМК дисциплины «Экономика», предложенного для внедрения в учебный процесс в торгово-экономическом колледже, соответствует требованиям ФГОС СПО, так как в УМК в качестве обязательных элементов входят:

а) титульный лист;

б) рабочая программа дисциплины;

в) конспект лекций;

г) учебно-методические материалы для студентов:

– методические разработки (указания) по выполнению различных видов работ;

– методические рекомендации (указания) по выполнению и защите курсовых работ (проектов);

– материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе методические материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов.

д) методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

е) материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций.

ж) разработанные на кафедре учебные издания по данной дисциплине.

з) перечень видеофильмов и комплекты наглядных (демонстрационных) материалов (карты, таблицы, схемы, слайды), в том числе аудио-, видео-, мультимедиа (комплекты мультимедийного сопровождения лекций и так далее), материалы Интернета.

и) перечень программного обеспечения (контрольные, обучающие и программные средства).

к) раздаточный материал по темам дисциплины.

л) электронный адрес сайта Интернета или локальной сети, где имеется электронная версия учебно-методического комплекса.

Рабочая программа дисциплины «Экономика», как основной регламентирующий учебный документ по дисциплине соответствует требованиям ФГОС СПО и определяет:

– цели изучения дисциплины и профессионального модуля, соотнесенные с общими целями основной профессиональной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с воспитательными задачами;

– содержание дисциплины, структурированное по видам учебной работы (учебных занятий и самостоятельной работы) студента с указанием их трудоемкости;

– сведения об учебно-методическом обеспечении дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы;

– требования к уровню и критерии успешности (качества) усвоения учебного материала, формы текущего (промежуточного) контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине и профессиональному модулю.

Рабочая программа дисциплины и профессионального модуля разрабатывается в соответствии с ГОС и ФГОС ВПО, СПО и учебным планом колледжа.

Требования к структуре, содержанию, оформлению, порядку разработки и изменению рабочего плана дисциплины определяются соответствующим положением.

Рабочий план дисциплины «экономика» соответствует требованиям, установленным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности), и содержит методы, организационные формы и средства обучения, междисциплинарные связи. При составлении программы необходимо учтены последние достижения науки в области экономики и инновационные подходы преподавания дисциплины. Программа обеспечена учебно-методическими материалами.

В программе содержание дисциплины и профессионального модуля структурировано по видам учебных занятий с указанием их объемов, структуры и содержания учебной нагрузки студента в ходе изучения данной дисциплины.

Структура и содержание рабочей программы, разрабатываемой в соответствии с ГОС ВПО и СПО содержит в себе:

– титульный лист;

– аннотацию;

– пояснительную записку;

– оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе (расчет баллов)

– тематический план учебной дисциплины;

– содержание учебной дисциплины;

– планы семинарских занятий (если есть по плану);

– содержание самостоятельной работы;

– тесты (если есть разработанные);

– вопросы для оценки качества освоения курса;

– тематика рефератов (если есть по плану);

– список литературы: основная, дополнительная, нормативная (по необходимости);

– выходные данные.

Таким образом, содержание и структура внедряемого УМК дисциплины «Экономика» полностью соответствует требованиям ФГОС СПО.

Внедрение УМК дисциплины «Экономика» на основе ФГОС СПО позволило:

– систематизировать содержание и организацию изучения учебной дисциплины «Экономика» и профессионального модуля с учетом достижений науки, техники и производства, оказать методическую помощь преподавателям при их подготовке к занятиям;

– планировать и оценивать работу кафедры по совершенствованию учебно-методического обеспечения учебного процесса;

– оптимизировать содержание обучения;

– повысить качество и эффективность проведения занятий по данной дисциплине и профессиональному модулю;

– оказать помощь преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства;

– повысить эффективность и качество знаний обучающихся;

– оказать студентам методическую помощь в усвоении учебного материала;

– эффективно планировать и организовать самостоятельную учебную работу и контроль знаний студентов.

На контрольном этапе ставились цели определения эффективности внедрения индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания УМК по дисциплине «Экономика», а также выявления:

1) отношения  студентов к УМК после внедрения  его в образовательный процесс;

2) выявление  мотивации к изучению предмета  экономика после внедрения УМК в образовательный процесс;

3) выявление  эмоционального отношения к изучению  дисциплины экономика по УМК  на основе ФГОС СПО после  его внедрения в образовательный  процесс;

4) выявление уровня знаний дисциплины «экономика» у студентов колледжа после внедрения УМК в образовательный процесс.

Были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. В эксперименте принимала участие группа из 30 студентов колледжа.

В таблице 3 показаны результаты определения эффективности внедрения УМК в образовательный процесс на основе данных, полученных до и после внедрения УМК дисциплины экономика.

Таблица 3 – Данные эффективности внедрения УМК дисциплины экономика в образовательный процесс колледжа

 

Критерии

До внедрения УМК

После внедрения УМК

чел

%

чел

%

Анкета

Относятся к методической работе положительно

24

79

27

90

безразлично

5

16

2

8

отрицательно

1

5

1

2

Анкета

 

Относятся к изучению экономики положительно

21

70

25

83

Интерес к изучению незначительный

6

20

3

11

Интерес к изучению низкий

3

10

2

6

Анкета

Эмоциональное отношение к УМК положительное

23

76,1

26

86

Не вызывает никаких эмоций

4

15.2

3

10

Вызывает негативные эмоции

3

8,7

1

4

Метод тестирования

Освоили материал на уровне ГОС

21

70

25

85

Освоили материал на недостаточном уровне

6

20

3

10

Не освоили материал

3

10

1

5


 

Согласно данным таблицы 3, после внедрения УМК в образовательный процесс, студенты колледжа стали относиться к индивидуальной методической работе преподавателя экономике более положительно, на 11 %, отрицательное отношение снизилось на 3 %. Интерес к изучению экономики повысился на 13 %, количество студентов с низким уровнем интереса к изучению данной дисциплины снизилось до 4 %. Эмоциональное отношение к изучению дисциплины на основе УМК ФГОС СПО повысилось на 9,9 %, количество студентов с негативными эмоциями снизилось на 4,7 %. После внедрения УМК в образовательный процесс увеличилось количество студентов, освоивших материал по дисциплине экономика на уровне ГОС на 15 %, количество студентов, не освоивших материал снизилось на 5 %.

Для определения взаимосвязи между повышением знаний по предмету маркетинг и применением технологии проблемного обучения можно применить коэффициенты ассоциации и контингенции [30].

Коэффициент ассоциации вычисляется по формуле:

,                                                                                          (1)

 

где A - количество студентов, освоивших материал на уровне ГОС после внедрения УМК по экономике;

B - количество студентов, освоивших материал на уровне ГОС до внедрения УМК по экономике;

C - количество студентов, не освоивших материал на уровне ГОС после внедрения УМК по экономике;

D - количество студентов, не освоивших материал на уровне ГОС  до внедрения УМК по экономике.

Коэффициент контингенции вычисляется по формуле:

 

,                                                  (2)

 

Если коэффициент ассоциации А≥0,5, а коэффициент контингенции К≥0,3, то можно взаимосвязь между усвоением материала на уровне ГОС после внедрения УМК по экономике в образовательный процесс и применением УМК по экономике в учебном процессе можно считать подтвержденной.

Показатели усвоения материала на уровне ГОС до и после внедрения УМК по экономике показаны в таблице 6.

       Таблица 4 - Показатели усвоения материала дисциплины экономика до и после внедрения УМК

 

 

После экспер.(чел).

%

До экспер.(чел).

%

Кол-во студентов усвоивших мат-л на уровне ГОС

25

83

21

70

Количество студентов, не усвоивших мат-л на уровне ГОС

1

3

3

10

Информация о работе Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС