Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
В предисловие к УМК даётся трудоемкость курса – точный расчет кредит-часов, который потребуется для изучения дисциплины (См.: Приложение 9). Студент должен хорошо представлять себе, какое время он обязательно работает в группе, сколько времени и когда он может получить качественные индивидуальные консультации или работать в рамках самостоятельной работы, сколько времени он должен заниматься самостоятельно в библиотеке или анализировать задачи и примеры. Преподаватель весь материал должен разделить на три части: интерактивные лекции, индивидуальная или групповая работа по закреплению материала, выполнение или защита домашних заданий.
При реализации различных видов учебной работы в рамках данного курса используются как классические, так и инновационные образовательные технологии, содержание которых зависят от вида учебной работы.
Виды учебной работы в соответствии с учебным планом:
1) лекции;
2) практические занятия;
3) контрольные работы;
4) консультации;
5) экзамен.
При всех видах работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные – проблемные лекции, научные дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, решение разных вариантов задач и тестов, работа исследовательских микрогрупп, мини-конференции, защита подготовленных докладов с презентацией, словесно-практическая форма занятия с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода.
Тематический план и структура дисциплины экономика в УМК находятся в третьем разделе, который включает в себя тематический план модуля 1 и тематический план модуля 2.
Таблица 1 – Тематический план модуля 1
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Максимальная нагрузка студентов (час) |
Аудитор.нагр. |
Самост. работа | ||
Всего |
В т.ч. | |||||
лекции |
семинар | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
1 |
Тема 1. Предмет и метод экономической теории |
2 |
2 |
6 | ||
| ||||||
2 |
Тема 2. Основные экономические понятия и категории. |
2 |
2 |
6 | ||
3 |
Тема 3. Теория воспроизводства |
1 |
1 |
2 | ||
4 |
Тема 4. Экономические отношения и собственность |
2 |
1 |
4 | ||
5 |
Тема 5. Экономические системы |
1 |
1 |
4 | ||
6 |
Тема 6. Рыночная система. Спрос и предложение |
2 |
2 |
6 | ||
7 |
Тема 7. Поведение потребителя в рыночной экономике. |
1 |
2 |
4 | ||
8 |
Тема 8. Сущность и формы предпринимательства. |
2 |
1 |
4 | ||
9 |
Тема 9. Фирма как совершенный конкурент |
1 |
2 |
6 | ||
10 |
Тема 10. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия |
2 |
2 |
4 | ||
11 |
Тема 11. Рынки ресурсов и распределение доходов |
2 |
2 |
6 | ||
Всего 90 |
18 |
18 |
49 |
Таблица 2 – Тематический план модуля 2
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Максимальная нагрузка студентов (час) |
Аудитор.нагр. |
Самост. работа | ||
Всего |
В т.ч. | |||||
лекции |
семинар | |||||
1 |
Тема 13. Национальная экономика: цели и измерение результатов |
2 |
2 |
6 | ||
2 |
Тема 14. Базовые модели макроэкономического |
4 |
2 |
6 | ||
3 |
Тема 15. Деньги и их функции. Инфляция |
2 |
2 |
6 | ||
4 |
Тема 16. Безработица |
2 |
2 |
6 | ||
5 |
Тема 17. Государственные расходы и налоги. |
2 |
2 |
6 | ||
6 |
Тема 18. Банковская система. Денежно-кредитная система |
2 |
2 |
8 | ||
7 |
Тема 19. Экономические циклы. Экономический рост. |
2 |
4 |
6 | ||
8 |
Тема 20. Международные экономические отношения |
4 |
4 |
8 | ||
Итого |
20 |
20 |
21 + 2 час. КСР | |||
Всего |
38 |
38 |
70 |
Для успешного внедрения УМК дисциплины необходимо, чтобы на лекции студент приходил подготовленным хотя бы на уровне основных понятий и терминов; для этого необходимо разработать электронное учебное пособие по всем основным дисциплинам, чтобы у студента была возможность проработать материал как на сайте колледжа, так и дома на компьютере. В случае малой доступности электронных материалов необходимо разработать юниты, с указанием основных требований, заданий и литературы. Студент должен знать, какой материал подготовить, когда, в каком объеме и где найти информацию по конкретной дисциплине. С учетом подготовки студентов, им необходимы индивидуальные консультации и база опережающих заданий;
- методический план проведения семинарских занятий. К каждому занятию должны быть заготовлены материалы (кейсы, ролевые игры, тесты, кроссворды), которые детализируют вопросы, помогают или расширить, углубить их, отработать навыки по анализу тех или иных ситуаций, решению задач. Необходимо проводить постоянный мониторинг учебных достижений каждого студента;
Остановимся на этом пункте более подробно. Для успешного освоения знаний по экономике очень важны вышеперечисленные методы. Один из них – кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли. Применение кейс-метода в процессе обучения экономики позволяет учащимся колледжа реализовать свой потенциал. Кроме того, у них формируются умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать мнения других, а также ряд других важных характеристик психоэмоционального характера (См.: приложение 2).
Урок-игра позволяет активизировать внимание и мышление студентов, помогает наилучшему усвоению материала на заданную тему. Урок-игра «В калейдоскопе денег» преследует следующие цели:
-развитие познавательного интереса к экономике, логического мышления;
-обобщение, расширение и углубление знаний;
-воспитание активной жизнерадостной деятельности и экономической культуры [Буланова].
Формируются три команды по пять – семь человек. Каждая команда имеет на игровом столе свой световой знак, которым сигнализирует о готовности команды (жёлтый, красный и зелёный).
Каждое задание оценивается жюри (ученики, учителя).
Командам выдаются карточки с заданиями.
Победителя определяет финальный конкурс.
Учитель является ведущим.
Используется музыкальное сопровождение.
Ход урока показан в приложение 3.
- задания на самостоятельную работу студентов (СРС), можно разделить условно на две части: первая – указания при подготовке к лекции, студенту необходимо прочитать определенную учебную литературу, составить глоссарий терминов и понятий. Вторая часть представляет подготовку презентации, групповые и индивидуальные проекты, решение сквозных задач. Для выполнения этих заданий требуется время и определенные знания. Все выдаваемые задания (эссе, доклады, рефераты, обзоры научных статей и газетных публикаций, проекты) должны сопровождаться инструкциями по их исполнению и ориентацией студента на конкретные учебники. Поэтому необходимо знать обеспеченность дисциплины учебниками, пособиями, ресурсами Интернет, электронными учебниками;
- рекомендуемая литература соста
- контрольные вопросы для
Изучение каждого предмета заканчивается экзаменом, который может проходить в форме теста, комплексного экзамена. Студент должен быть снабжен контрольными вопросами для подготовки к экзамену, список вопросов должен составлять при однокредитной дисциплине не менее 50 единиц. Оптимальное количество тестовых заданий должно составлять при однокредитной дисциплине 250 вопросов и далее пропорционально по мере увеличения объема часов. Тестовые вопросы загружаются в компьютерную программу ТЕСТЕР, которая объективно оценит знания и умения студентов. При учете сдачи большого количества экзаменов в отведенные две недели, тестовая программа позволяет принять комплексный экзамен, подготовить студентов к различным аттестациям и внешнему контролю знаний;
- критерии оценки. Используется бально-рейтинговая система оценки достижений. Политика выставления оценок основывается на принципах объективности, прозрачности, гибкости и высокой дифференциации. Предлагается три вида контроля: текущий (40 б.), рубежный (20 б.), итоговый (40 б.). До студента важно донести, в каких случаях он может рассчитывать на положительную оценку, а в каких должен отрабатывать курс в течение летнего семестра. При каждом из видов контроля можно использовать группы методов контроля (См.: приложение 8).
Показатели сформированности знаний по экономике включают в себя следующее:
знаний:
1. Владение понятиями;
2. Владение фактами;
3. Владение научной
4. Владение теориями;
5. Владение закономерностями и правилами;
6. Владение методами и
Умений:
1. выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
2. построение алгоритма операций
выполнения конкретных
3. моделироавание (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
4. самоанализ результатов
Сформированность совокупности общих и профессиональных компетенций по итогам освоения экономических знаний выявляется в процессе проведения экзамена квалификационного.
Методическая разработка лекционных занятий предусматривает разработку проблемных лекций, интерактивных методов обучения.
Проблемные лекции на сегодняшний день являются наиболее перспективными. Проблемная лекция направлена на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством преподавателя активно усваивают новые знания. Следовательно, проблемные лекции обеспечивают особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, они способствуют формированию мотивации достижения успеха, развивают мыслительные способности студентов
Различаются следующие интерактивные формы: групповая мозаика, короткий доклад, техника составления структур, структурированные занятия, групповой турнир, дискуссия, выявление ошибок. Можно разработать лекцию – диалог, с применением наглядных пособий, фильмов, комплекса ТСО, или элементов информационно-коммуникационных технологий. Основные элементы информационно-коммуникационных технологий на лекциях – это использование материалов со страницы преподавателя сайта университета, показ слайд-лекции, презентационных материалов, а при возможности, проведение телеконференций [13, с. 140].
На семинарских и практических занятиях можно использовать такие формы информационно-коммуникационных технологий, как работа с веб-камерой, программы Интегратор, Супертьютор и Тестер. В конце занятия проводится контроль усвоения полученных знаний, конкретных навыков и умений различными способами (решение задач, короткий тест, ролевая игра и т.д.).