Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 09:51, дипломная работа
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных форм методической деятельности преподавателей учреждений профессионального образования.
В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её реформирования.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методической деятельности……………..7
1.1. Сущность и система методической деятельности……………..7
1.2. Виды и формы методической работы преподавателя…………13
1.3. Инновационные аспекты в методической деятельности
преподавателя…………………………………………………………20
Выводы по первой главе……………………………………………………..26
Глава 2. Содержание методической деятельности по управленческо-
экономическим дисциплинам в колледже в условиях реализации ФГОС..28
2.1. Специфика личности преподавателя колледжа в экономическом
обучении и его педагогической деятельности.....................................28
2.2. Особенности методической деятельности преподавателя
экономики в колледже............................................................................32
Выводы по второй главе...................................................................................39
Глава 3. Организация методической работы на примере
торгово-экономического колледжа…………………………………………40
3.1. Изучение состояния индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже.........................40
3.2. Организация системы индивидуальной методической
деятельности преподавателя экономики в колледже........................44
3.3. Оценка эффективности системы индивидуальной
методической деятельности преподавателя экономики в
колледже...............................................................................................56
Выводы по третьей главе……………………………………………………63.
Заключение………………………………………………………………......64
Список использованной литературы ……
В приложении 10 эти данные представлены в диаграмме.
Коэффициент ассоциации составляет:
А = 25.3 – 21.1 = 54 = 0,56 > 0,5
25.3 + 21.1 96
Коэффициент контингенции составляет:
> 0,3
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что взаимосвязь между усвоением дисциплины экономика на уровне требований ГОС и внедрением УМК дисциплины в образовательный процесс подтверждена. Качество усвоения теоретических и практических основ дисциплины студентами после внедрения УМК по экономике в образовательный процесс улучшилось, по сравнению с данными до применения УМК. Эти данные свидетельствуют не только о повышении уровня качества экономического образования, но и о том, что данные изменения произошли благодаря внедрению в учебный процесс индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания и внедрения в образовательный процесс УМК дисциплины «Экономика».
Выводы по третьей главе
Проведенная опытно-экспериментальная работа по внедрению индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания и внедрения УМК дисциплины экономика на основе ФГОС СПО в образовательный процесс колледжа, позволила сделать следующие выводы:
1) УМК дисциплины экономика, который был выбран для внедрения в образовательный процесс колледжа, соответствует требованиям ФГОС СПО;
2) внедрение УМК в образовательный процесс способствовало:
-повышению количества студентов, относящихся к индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания и внедрения УМК дисциплины «Экономика», положительно, на 11 %;
-снижению количества студентов, относящихся к индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания и внедрения УМК дисциплины «Экономика» отрицательно, на 3 %;
-повышению уровня заинтересованности к изучению экономики на 13 %;
-снижению количества студентов с низким уровнем интереса к изучению экономики на 4 %;
-повышению
эмоционального интереса к
-снижению
количества студентов с
-увеличению
количества студентов, освоивших
материал по дисциплине
-снижению количества студентов, не освоивших материал на 5 %.
Заключение
Изучение теоретических основ методической деятельности преподавателя, позволило сделать вывод, что методическая деятельность является самостоятельным видом профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Целью методической деятельности является обслуживание практики обучения.
Методическая система преподавателя учреждения профессионального образования представляет собой идеальную конструкцию, отражающую его представления об организации и осуществлении педагогической деятельности.
Индивидуальная методическая система преподавателя колледжа – это представления преподавателя об организации и осуществлении педагогической деятельности, раскрывающей его методические предпочтения, характер взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса и отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам, и определяющая, в конечном счете, направленность на результативную учебную работу студентов.
Устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование = это вид методической деятельности. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, относятся: анализ учебно-программной документации, методических комплексов; методический анализ учебного материала; планирование системы уроков теоретического и практического обучения; моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; разработка методики обучения по предмету; разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков; управление и оценку деятельности учащихся на уроке; рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную, которые имеют свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.
В работе были также рассмотрены следующие активные формы методической деятельности: дискуссия, методический ринг, методические посиделки, методический диалог, деловая игра, педагогический КВН, методический мост, решение педагогических задач, методический фестиваль.
Инновационная методическая деятельность включает в себя совокупность мотивов, ценностей, компетенций и оптимальное сочетание владения традиционными и инновационными технологиями в реализации дошкольного образования, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности, готовность педагогов к отбору позитивных инноваций, созданию методических продуктов, обеспечивающих инновационный образовательный процесс.
Опытно-экспериментальная проверка содержания индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики на основе ФГОС СПО в колледже показала следующее:
1) основной целью методического обеспечения дисциплины «Экономика» в колледже является создание условий для реализации требований ФГОС СПО и достижения необходимого качества подготовки специалистов;
2) были выявлены положительные стороны индивидуальной методической работы преподавателя экономики дисциплины «Экономика» в системе колледжа:
1) использование инновационных технологий лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике;
2) использование на лекционных занятиях, как традиционных, так и нетрадиционных методов, например, кейс методов, деловые игры и т.п.;
3) использование на семинарско-практических занятиях современных педагогических технологий, например, проблемные занятия и т.п.
Также были выявлены отрицательные стороны в методической деятельности преподавателя экономики:
1) не разработан и не внедрён в образовательный процесс УМК по дисциплине «экономика».
В связи с этим были разработаны основные алгоритмы структуры и содержания УМК дисциплины «Экономика» для торгово-экономического колледжа для внедрения в учебный процесс по изучению данной дисциплины. Предложены темы лекций, виды лекций, разработаны кейсы, игры для изучения отдельных тем по дисциплине «Экономика».
Конечным этапом опытно-экспериментальной работы явилась оценка эффективности индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики посредством создания УМК на основе ФГОС СПО, которая показала, что внедряемый УМК по дисциплине «Экономика», по структуре и содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС СПО.
Внедрение УМК в образовательный процесс способствовало:
-повышению количества студентов, относящихся к индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики положительно, на 11 %;
-снижению количества студентов, относящихся к индивидуальной методической деятельности преподавателя экономики отрицательно, на 3 %;
-повышению уровня заинтересованности к изучению экономики на 13 %;
-снижению количества студентов с низким уровнем интереса к изучению экономики на 4 %;
-повышению
эмоционального интереса к
-снижению
количества студентов с негатив
-увеличению
количества студентов, освоивших
материал по дисциплине
-снижению количества студентов, не освоивших материал на 5 %.
Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Аболина, Н.С. Активные групповые методы в профессиональном образовании // В кн.: Развитие личности будущего специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; под науч. и общ. ред. А.А. Печеркиной. – Екатеринбург - Нижний Тагил: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. – С. 20-25.
2. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. 2-е изд., перераб. и расширенное / В.С. Аванесов. - М.: Педагогика, 2008. – 110 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М. Просвещение 1988. – 321 с.
4. Беляева, Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, вып.1. - Екатеринбург, 2005. - С. 36-45.
5. Березняк, Е.С. Руководство современной школой / Е.С. Березняк. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 2009. – 211 с.
7. Буланова, Л.А. Урок-игра «В калейдоскопе денег» / Л.А. Буланова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2012. - № 14. – С. 25-27.
8. Бургин, М.С. Номологические структуры научных теорий / М.С. Бургин. - Киев: Наукова думка, 2009. - 220 с.
9. Буржинская, Т.Г. Методическая система будущего учителя как профессионально-педагогический феномен / Т.Г. Буржинская // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 6. – С. 108-110.
10. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. – М.: Новая школа, 2005. – 191 с.
11. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога / О.Н. Гнездилова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.
12. Гостев, А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: Личностно-ориентированный аспект / А.Г. Гостев. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 213 с.
13. Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 212 с.
14. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 187 с.
15. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении / В.И. Дружинин. – Курган, ИРОСТ, 2011. – 138 с.
16. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней / М.Е. Дуранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - С. 276 - 277.
17. Журавлев, В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики/ В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1984. – 277 с.
18. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – С. 8.
19. Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях / Л.И. Ильенко.. - М.: АРКТИ, 2003. - 90с.
20. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. - М.: НИИВШ, 1977. - 64 с.
21. Кахаров, А.С. Возможности внутриорганизационного обучения в обеспечении подготовки молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы / А.С. Кахаров, Н.У. Ярычев. – Грозный: Ин-ут повышения квалификации, 2012. – С. 1-12.
22. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М.: Просвщение, 2009. – 191 с.
23. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) // СПС «Гарант», 2011.
24. Котлярова, И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1998. - 169 с.
25. Крамаренко, В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В.И. Крамаренко. - Симферополь: «Таврида». 2009. – 134 с.
26. Кругликов, Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студентов Вузов / Г.И. Кругликов. – М.: Академия, 2010. – 160 с.
27. Кудрявцев, В.С. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.С. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1998. – № 34. - С. 104-111.
28. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980. – С. 16-17.