Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
•изучение некоторых фактов из биографии Л. Шеймана;
•анализировать отдельные его научные труды из методического наследия, внесшие вклад в развитие методической мысли Кыргызстана и вне него;
• рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
• проработать соответствующую литературу о научно-педагогической деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за советский и постсоветский периоды.
Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в киргизской школе. ……………… 24-36стр.
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга и вклад Л.Шеймана в методическую науку ….. ….41-45стр.
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………………………50-62стр.
3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.
Заключение…….………………………………………………….67-73стр.
Список литературы……………………………………………….74-76стр.
Тема: Методическое наследие Л. Шеймана.
Содержание:
Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга
и вклад Л.Шеймана в
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………
3.3. Разработка урока……………………………………
Заключение…….……………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В условиях коренных изменений
в социально-экономической
По мнению профессора М.А. Рудова, роль русского языка и «русского мира в Кыргызстане состоит в том, что во взаимодействии с киргизским языком и киргизским миром во второй половине ХХ века сформировался национальный образ киргиза в самосознании, которого наряду с родным киргизским языком есть достойное место русскому языку». Это образ нового человека, образ Чингиза Айтматова «с двумя крылами», в ком читающая планета узнала настоящего киргиза.
В создании такого образа существенную роль играет методика преподавания русской литературы, где реализовался выдающийся ученый-методист Лев Шейман, чей вклад в нее сегодня признается бесценным.
Методы
обучения русской литературе
школьников - кыргызов в разных
аспектах ставились и
Но творческое
наследие академика Л.Шеймана
как эффективная
Следует отметить и то, что методическое наследие Л.А. Шеймана, которое уже является институтом обучения литературе учеников – кыргызов, выделяется отдельной проблемой для специального изучения.
Таким образом, так как сегодня в педагогической науке не исследована проблема методического наследия Л.А. Шеймана как система методов преподавания русской литературы в киргизской школе стала причиной выбора темы данной дипломной работы.
Актуальность темы определяется тем, что, во-первых, настало время дать должное феномену методической науки ХХ1 века Л.А. Шейману, во-вторых, с каждым днем возрастает интерес педагогической общественности к методическому наследию его, в-третьих, подготовка будущего поколения учителей-русистов не возможна без знания и определения места, роли методической системы в развитии методической мысли на современном этапе.
Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане.
Объект исследования некоторые научные труды Л.А.Шеймана, а также труды его сотрудников и учеников.
Предмет исследования – изучение методической системы ученого- новатора в области методики преподавания русской литературы в киргизской школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
Гипотеза: Методическое наследие Л.А. Шеймана - реализовавшийся как ученый-методист в области МПРЛ в киргизской школе - представляет основную эффективную научно-практическую методическую систему в обучении русской литературе школьников-кыргызов и других национальностей.
Методологическую основу работы составляют в научном исследовании личностно-деятельностные подходы, познавательно-исторические и объективно-относительные принципы, сравнительный анализ.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые проведено разностороннее и комплексное изучение научно- педагогической деятельности Л.А.Шеймана как ученого-методиста.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что основные положения, выводы и заключения исследования однозначно будут служить работе учителей – русистов не только Кыргызстана, но и всех тех, кого интересует проблема обучения русской литературе в инонациональной аудитории. А также собранный богатый материал будет использован при подготовке лекций, курсов по выбору для специально средних и высших учебных заведений, а также при создании учебников предназначенных на подготовку будущих учителей-словесников и могут быть использованы учителями русского языка и литературы как методическое пособие.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Объем -76 листов.
1.Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1.Краткое сведение о творчестве великого таланта педагога и ученого Л. Шеймана.
Лев
Аврумович Шейман, ученый-филолог,
методист, профессор, один из наиболее
интересных и ярких фигур
в отечественной методике, автор
многочисленных методических и
учебных пособий, успешно
Он родился
7 июня 1924 года в Одессе, в семье
интеллигенции. В своих
воспоминаниях его друг
Методического наследия составляет около пятиста научных трудов.
Л.А. Шейман как ученый филолог интересовался новыми информациями, достижениями в родной науке не только Кыргызстана, но и в России. Так, в статье «Вершина искусств – меткое слово. Открытая книга» говорил о «Словаре современных цитат» К.В. Душенко и отметил, что «…. словарь К.В. Душенко – и это первое, что бросается в глаза при знакомстве с ним, - достойно продолжает добрую традицию российских справочных изданий, посвященных крылатым словам». Наиболее известные из таких книг: «Русская речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» [10,с.13]. Л.А.Шейман поддерживал новшество в методике. В предисловии к «Словарю «Программы развития критического мышления» И.П. Низовской, выпущенного в 2003 году профессор Л.Шейман написал, что « концепция американских коллег получила конструктивное развитие: это уже методика формирования, развития и стимулирования не только критического, но и творческого, и нравственно-ориентированного мышления»[15,с.3]. Подход, за который всегда ратовал Л. Шейман: не формальное включение новаций в учебный процесс, а продуманное вплетение их с учетом специфики аудитории.
Кто
из детей Кыргызстана не
знает его учебник «Русская
литература» для 10 класса. На его
учебниках воспитано не
одно поколение кыргызстанцев.
2 января
2005 года значится для методической
науки словесности
Эта скорбная
весть нашла место во
всех изданиях СМИ
За заслуги в области науки и образования Л.Шейман был удостоен высоких правительственных наград. В 1964 году был удостоен звания «отличника Народного образования Киргизской ССР», [3,с.313] в 1970 году за достижение в деле развития методики преподавания русской литературы - звания заслуженного учителя Киргизской республики, в 1974 году - звания «Отличника просвещения СССР», « в 1997 году - действительного члена Российской академии педагогических и социальных наук» [34,с.30]. За многолетний труд в области образования Лев Аврумович Шейман был награжден орденами «Знак Почета» (1986), «Данакер» Кыргызской республики (2003), «Дружбы» Российской Федерации (2004) , медалями «Данк» (1999), «А.С.Пушкин» (1999) , несколькими Грамотами Почета. [34,с.30].
«6 июня
2004 года в Бишкеке широко
13 мая 2007
года прошли Шеймановские
чтения по теме «Русское слово
в образовательном
«Вот и скончался один,
верен и истов,
Весь – от родин до седин – из пушкинистов,
Вот и шагнул на покой, с верой в бессмертье,
Левой усталой рукой грея предсердье,
Высоколобый мудрец в шапочке черной,
В хитрую дуду игрец, бедный ученый,
Тот одинокий старик, из чародеев,
Из книгочеев, из книг, из иудеев…»