Методическое наследие Л. Шеймана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
•изучение некоторых фактов из биографии Л. Шеймана;
•анализировать отдельные его научные труды из методического наследия, внесшие вклад в развитие методической мысли Кыргызстана и вне него;
• рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
• проработать соответствующую литературу о научно-педагогической деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за советский и постсоветский периоды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в киргизской школе. ……………… 24-36стр.
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга и вклад Л.Шеймана в методическую науку ….. ….41-45стр.
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………………………50-62стр.
3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.
Заключение…….………………………………………………….67-73стр.
Список литературы……………………………………………….74-76стр.

Файлы: 1 файл

нагима.д.р. копия.docx

— 136.93 Кб (Скачать файл)

Тема: Методическое  наследие  Л. Шеймана.

Содержание:

Введение………………………………………………………… 2-4 стр.

1. Научно-педагогическая  деятельность  Л.Шеймана 

1.1. Краткое  сведение  о  жизни  и  деятельности 

великого ученого  Л. Шеймана     ……………………………    5-9 стр.

1.2.   Труд  Л.Шеймана   «Основы  методики  преподавания 

 русской литературы  в киргизской школе» 

как  методическое наследие …………………………………… 10-18стр.

          1.3.  Причины и   особенности     преподавания

                   русской литературы  в  кыргызской  школе………………19-23стр.

2. Методическая  система  преподавания русской

   литературы в   методическом наследии  Л.А.Шеймана

          2 .1. Частнометодические  принципы  преподавания

                   русской литературы в киргизской  школе. ……………… 24-36стр.

    2.2. Общие  и   частные  методы  ………………………………..37-40стр.

        2.3.Заслуга  и вклад Л.Шеймана в методическую  науку  ….. ….41-45стр.

         3.  Реализация  биэтнокультурной  интеграции  и  

              этнокультуроведческого  подхода   в практике

         3.1. Реализация  биэтнокультурной  интеграции  литературно-   

                художественного образования в  программах школы………46-49стр.

        3.2. Этнокультуроведческий   подход  и  его реализация 

               на уроках литературы…………………………………………50-62стр.

3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.

Заключение…….………………………………………………….67-73стр.

Список литературы……………………………………………….74-76стр.

 

 

 

 

Введение

В условиях коренных  изменений  в социально-экономической жизни, произошедших на рубеже веков,  развития  демократических идей,    особенно возросла роль русского языка как  официального языка,   и как  языка межнационального общения, и  как средства приобщения всех  других наций  к великой русской литературе – сокровищнице неиссякаемых идейных, нравственных и эстетических ценностей.  Обеспечить учащимся-кыргызам  доступ к этой сокровищнице духовных богатств  призван школьный курс русской литературы.

По  мнению  профессора  М.А. Рудова,  роль русского  языка   и «русского  мира  в   Кыргызстане    состоит  в  том, что во взаимодействии с киргизским языком и киргизским миром  во второй половине  ХХ века сформировался  национальный  образ  киргиза  в самосознании, которого наряду с родным  киргизским языком  есть достойное место русскому языку». Это образ нового человека, образ  Чингиза  Айтматова «с двумя крылами», в ком читающая планета узнала настоящего киргиза.

В  создании такого образа  существенную  роль  играет   методика преподавания  русской  литературы,  где   реализовался  выдающийся  ученый-методист  Лев  Шейман,  чей   вклад  в нее  сегодня признается бесценным.

      Методы  обучения русской литературе  школьников - кыргызов  в разных  аспектах ставились и разрабатывались  многими методистами страны, такими  как  Е.К. Озмитель,  В.Г. Каменецкая, Н.Г. Каменецкая, М.А. Рудов,  К.Х. Джидеева,  Н. М. Варич,  О. Симонова, А.П. Селивёрстова,  З.С. Смелкова,   Г. У. Сооронкулов и др. 

    Но творческое  наследие  академика Л.Шеймана   как  эффективная  своеобразная  методическая  система  сегодня   не  исследована, по словам  д.п.н., профессора КазГУ Казахстана Абузярова Р.А. «... масштабы  и возможности применения,  которой так и не были оценены и использованы полностью».

Следует отметить и то, что  методическое   наследие  Л.А. Шеймана, которое  уже  является институтом  обучения литературе учеников – кыргызов,  выделяется  отдельной  проблемой  для  специального изучения.

Таким образом,  так  как  сегодня  в  педагогической  науке  не исследована  проблема  методического наследия    Л.А. Шеймана  как система методов   преподавания  русской литературы в киргизской школе      стала   причиной выбора темы данной дипломной работы.

Актуальность  темы  определяется  тем, что, во-первых,  настало время дать  должное    феномену  методической  науки ХХ1  века Л.А. Шейману,  во-вторых,   с каждым днем возрастает интерес педагогической общественности  к методическому наследию  его, в-третьих,  подготовка будущего поколения учителей-русистов  не  возможна  без знания и определения   места,  роли  методической  системы в развитии методической  мысли на современном этапе.

Цель исследования – изучить главное методическое  наследие  Л. А. Шеймана,  определить  роль и место его в современной методической   науке в период  работы его в Кыргызстане.

Объект исследования некоторые научные труды Л.А.Шеймана,  а также труды его сотрудников и  учеников.

Предмет исследования – изучение  методической системы ученого- новатора  в области  методики преподавания русской  литературы в киргизской школе.      

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются  следующие  исследовательские задачи:

    • изучение  некоторых    фактов  из   биографии Л. Шеймана;
    • анализировать  отдельные его научные труды из методического наследия,  внесшие вклад в развитие  методической мысли Кыргызстана  и вне него;
    • рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников  Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
    • проработать соответствующую литературу о научно-педагогической  деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за  советский и постсоветский периоды.  

 Гипотеза:   Методическое наследие Л.А. Шеймана -   реализовавшийся как ученый-методист  в области МПРЛ в киргизской школе - представляет  основную  эффективную научно-практическую методическую систему в обучении русской литературе  школьников-кыргызов и других  национальностей. 

Методологическую основу работы  составляют в научном исследовании личностно-деятельностные  подходы, познавательно-исторические и объективно-относительные принципы, сравнительный анализ.

Научная новизна  данного исследования  определяется тем,  что   впервые проведено   разностороннее и комплексное изучение    научно- педагогической деятельности Л.А.Шеймана как ученого-методиста.

 Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что  основные положения, выводы и заключения исследования однозначно будут служить  работе учителей – русистов не только Кыргызстана, но и всех тех, кого интересует проблема обучения русской литературе  в инонациональной аудитории.  А также  собранный богатый материал будет использован при  подготовке лекций, курсов по выбору для специально средних и высших  учебных заведений, а также при создании  учебников  предназначенных  на подготовку будущих  учителей-словесников и  могут быть использованы учителями русского языка и литературы как методическое пособие. 

  Структура дипломной работы  состоит из  введения, трех глав, заключения,   списка использованной литературы. 

Объем -76  листов.

 

 

 

1.Научно-педагогическая  деятельность  Л.Шеймана 

1.1.Краткое  сведение  о  творчестве  великого таланта    педагога и ученого Л. Шеймана.

        Лев  Аврумович  Шейман, ученый-филолог,  методист, профессор, один из наиболее  интересных и ярких   фигур  в отечественной методике, автор  многочисленных методических и  учебных пособий, успешно совмещавший  научно-исследовательскую и педагогическую  работу.

     Он  родился  7 июня 1924 года в Одессе,  в семье   интеллигенции.   В  своих  воспоминаниях  его друг детства   из  Балты  Цванг пишет: « Лев Шейман мой ровесник. В Балте мы привыкли называть его Леней и знали, что он один из самых успешных учащихся, хотя школу Шейман не посещал из-за болезни позвоночника. Прикованный к постели он не терял связи со своим классом. Его часто посещали учителя и ученики, рассказывали о жизни школы, знакомили с домашними заданиями. Мы были восхищены его оптимизмом, горячим желанием не отставать от жизни. Этому способствовало то, что его отец был учителем математики, а мать – библиотекарем».   В семье был единственным ребенком. «С детства он пристрастился к серьезному чтению, полюбил художественную литературу, а прекрасная память способствовала запоминанию стихов и прозы. Он знал наизусть огромное количество произведений и мог их часами цитировать по любому поводу»[19,с.89].  Журналист-друг Льва Аврумовича   писал и том, что  «…товарищи сравнивали Леню с Николаем Островским. И действительно в его жизни было немало похожего с  судьбой  автора  книги «Как закалялась сталь». В годы войны Леня с родителями был эвакуирован вглубь России». «Эвакуированный во время Отечественной войны в Пермь, Лев Аврумович поступил на историко-филологический факультет университета. Преподавателями были ученые, составляющие  свет советской филологической науки. Уже в студенческие годы Лев Аврумович  проявил незаурядные знания и большой интерес к исследовательской работе. Окончив в 1945 году с отличием университет, он получил две специальности: филолог и научный работник, а затем работал лектором в Одессе, Свердловске».  После окончания аспирантуры в Одессе в 1949 году  и успешной защиты кандидатской диссертации в Ленинградском университете молодой ученый тогда же, в 1951 году,  переехал во Фрунзе (ныне Бишкек)» [19,с.89]  Кыргызстана. Как  вспоминал  друг  Шеймана  «Талант Льва Аврумовича Шеймана по настоящему проявился в Киргизии, в столице республики  г. Фрунзе (Бишкек)». Он стал преподавателем пединститута, заведовал отделом русского языка и литературы и был бессменным редактором журнала «Русский язык и литература в школах Киргизстана». С 1951 года по 1956 год работал научным сотрудником КНИИПа, с 1990 года по 2005 год (до конца жизни) – заведующий сектором  русского языка и литературы КАО,  всю свою жизнь посвятил родному Кыргызстану.     

  Методического наследия  составляет  около  пятиста   научных трудов.  

Л.А. Шейман как  ученый  филолог интересовался   новыми информациями, достижениями в  родной науке  не только Кыргызстана, но и  в России. Так,   в статье «Вершина  искусств – меткое слово. Открытая книга»  говорил   о    «Словаре  современных  цитат» К.В. Душенко  и  отметил, что «…. словарь К.В. Душенко – и это первое, что бросается в глаза при знакомстве с ним, - достойно продолжает добрую традицию российских справочных изданий, посвященных крылатым словам». Наиболее известные из таких книг: «Русская речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» [10,с.13].       Л.А.Шейман  поддерживал  новшество в  методике.  В  предисловии  к «Словарю  «Программы  развития  критического  мышления»  И.П. Низовской, выпущенного в 2003 году   профессор Л.Шейман  написал,  что   «  концепция  американских коллег получила конструктивное развитие: это   уже  методика формирования,  развития  и стимулирования не  только критического, но и творческого, и нравственно-ориентированного  мышления»[15,с.3].   Подход,  за   который  всегда  ратовал Л. Шейман:  не   формальное  включение новаций  в  учебный процесс, а продуманное вплетение их с учетом специфики аудитории.     

        Кто  из детей  Кыргызстана  не  знает его учебник «Русская  литература» для 10 класса. На его  учебниках  воспитано  не  одно поколение кыргызстанцев.    С  благодарностью  знают   его учителя – русоведы.   Для них давно уже стали   настольными  книгами его «Основы  методики преподавания русской  литературы в киргизской школе»  и другие работы.    

     2  января  2005  года  значится  для  методической  науки  словесности педагогической  общественности  Кыргызстана   скорбной  датой.  Об этом  коллеги   писали:  «После  продолжительной   болезни  скончался заведующий  отделом русского  языка и   литературы  Кыргызской  академии  образования, основатель и бессменный  главный  редактор журнала  «Русский язык и литература  в школах Кыргызстана», выдающийся  ученый и педагог, доктор педагогических  наук, профессор, академик Российской  академии педагогических  и социальных  наук, Заслуженный учитель республики  Лев Аврумович Шейман» [19,с.89].     

    Эта  скорбная  весть   нашла  место  во  всех изданиях СМИ  Кыргызстана   и  облетела  весь  мир.   Не стало Льва Аврумовича Шеймана  – большого ученого-русиста, имя  и научные труды, которого  известны  специалистам  многих  стран мира. 

   За заслуги в  области науки и образования   Л.Шейман  был  удостоен высоких  правительственных наград.  В 1964 году  был удостоен  звания «отличника Народного образования Киргизской  ССР», [3,с.313]  в 1970 году за достижение в деле развития методики преподавания русской  литературы - звания заслуженного учителя Киргизской республики, в 1974 году - звания «Отличника просвещения СССР»,  « в 1997 году - действительного члена Российской академии педагогических   и социальных наук» [34,с.30].     За многолетний труд в области образования Лев Аврумович Шейман  был награжден орденами «Знак Почета» (1986),  «Данакер» Кыргызской республики (2003),  «Дружбы» Российской Федерации (2004) , медалями  «Данк» (1999),  «А.С.Пушкин» (1999) , несколькими  Грамотами  Почета. [34,с.30]. 

       «6 июня 2004 года в Бишкеке широко отмечалось 80-летие аксакала науки, старейшины  еврейской общины Киргизии и  почетного академика США  Л.А.  Шеймана, - пишет друг из малой  Родины известный журналист,- Его  наградили Орденом «Дружбы». Президент  России В.В.Путин подписал указ  о награждении российскими государственными  наградами ведущих местных филологов-русистов. 

      13 мая 2007 года   прошли   Шеймановские  чтения по теме  «Русское слово  в образовательном пространстве».  Чтения были организованы  Кыргызской  академией образования и Кыргызско-Российским  университетом, и посвящены   памяти выдающегося ученого-культуролога  и педагога, профессора Льва Аврумовича  Шеймана.  Подчеркивалось, что   «научное наследие профессора  Л.А. Шеймана  многомерно. Он  привнес в кыргызскую культуру  понимание масштабов и своеобразие  русской художественной классики. Сумел открыть для многих поколений  кыргызстанцев поразительную красоту, силу и яркость русского языка. В то же время он был убедительнейшим  «проповедником глубокого своеобразия кыргызской культуры, её  литературно-художественного наследия» [35.]. Как  «истинный культуролог и просветитель профессор Л.А. Шейман открыл для других культур выразительность и эпическую мощь кыргызского языка». Один из самых близких  друзей  Л.Шеймана  писатель  Вячеслав  Шаповалов, которого в Киргизии сравнивают с автором бессмертной книги «Хождение за три моря» Афанасием Никитиным, посвятил памяти Л.А. Шеймана стихотворение:

«Вот и скончался один, верен и истов, 
Весь – от родин до седин – из пушкинистов, 
Вот и шагнул на покой, с верой в бессмертье, 
Левой усталой рукой грея предсердье, 
Высоколобый мудрец в шапочке черной, 
В хитрую дуду игрец, бедный ученый, 
Тот одинокий старик, из чародеев, 
Из книгочеев, из книг, из иудеев…»

Информация о работе Методическое наследие Л. Шеймана