Методическое наследие Л. Шеймана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
•изучение некоторых фактов из биографии Л. Шеймана;
•анализировать отдельные его научные труды из методического наследия, внесшие вклад в развитие методической мысли Кыргызстана и вне него;
• рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
• проработать соответствующую литературу о научно-педагогической деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за советский и постсоветский периоды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в киргизской школе. ……………… 24-36стр.
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга и вклад Л.Шеймана в методическую науку ….. ….41-45стр.
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………………………50-62стр.
3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.
Заключение…….………………………………………………….67-73стр.
Список литературы……………………………………………….74-76стр.

Файлы: 1 файл

нагима.д.р. копия.docx

— 136.93 Кб (Скачать файл)

б. Чтение   стихотворения «Зимний вечер» учителем. Цель: передать эмоцию, картину скучной зимней дороги; передать тоску и одиночество поэта; выразить его любовь к народным песням.

 Затем раздается текст  (всем ученикам, хотя бы на пару  один)  стихотворения с партитурой. Заново читается текст с соблюдением  знаков партитуры. Определить  эмоциональный  настрой  стихотворения:  Каков тон стихотворения? Как  будете читать? – С грустью,  печалью.  Теперь ученики самостоятельно  читают его. ( работа  с маркировкой: «V» - знакомо,  «+»  - новое, «-» - не понятно, «?» -  хочу  узнать больше).  Например,

зь*Скво   стые*волни  ны тума               V

ется Пробира луна /                               +

На ны / льные поля печа                       V

Льёт льно свет она печа*.//                      ?

По ге зи *доро*мней,/ску чной*/                +

йка Тро  рзая бежи бо*т, /                        V

льчик*Колоко чный/*однозву                       ?

тельно*Утоми гремит. *  //                            _

Что -то слы*шится   е/*родно*                 V

лгих*В до  пе снях ямщика*: /           V

То  разгу' лье удало е /                         ?

То серде ' чная тоска* //                       ?

Ни й*огня', / ни черно* ты…, //*ха*                 +           

Глушь/ и сне*г…// чу мне*Навстре  /          V

           лько вё*То рсты полоса*ты/                      ?

Попада ются одне*.  //                                ?

 

III. Стадия рефлексии.

а. Работа  с  маркерами. Объяснение  поставленных  знаков (маркеров) учениками. Сопоставление  предварительного прогноза с текстом  стихотворения, выявление  сходство и особенности  их.

б. Учитель обращает особое внимание на вопросительные знаки и слова-символы: тройка борзая, колокольчик, разгулье удалое, сердечная тоска, одне вёрсты полосаты. Прозвученному вопросу стараются отвечать учащиеся, учитель дополняет.

Например, колокольчик однозвучный. В старину  на Руси колоколом называли вылитый из меди с примесью серебра  толстостенный колпак в форме  усеченного конуса (формы  цветочки колокольчика), с подвешенным внутри стержнем (языком для звона)  и  с ушками для подвески. Его вешали на колокольне - большой башне на здании церкви или у здания церкви, откуда их звон разносился далеко вокруг.  Человека, который звонит в церковный  колокол, называли звонарем. Колокола звонили «во дни торжества и бед народных, на народное собрание, на молитву в церковь. Замедленный, мерный  тягучий колокольный звон бывал и знаком похоронной службы.

Если внеурочный  час  грозно, громко  звенел - сигнал тревоги  о пожаре, наводнении, восстании. Колокольным  звоном встречали и дорогих гостей.

  С колокольчиками  богатые ездили в город, а  бедные с бубенчиками – в  лес за      дровами.  Значит, колокольчик однозвучный  – повторяющийся  одного и  того же  звука колокольчика- вызывает грусть.

 Раскрытие национально-культурных  особенностей: синтез литературоведческих  и «страноведческих»  ( этнокультурные)  подходов:  ямщик- арабакеч, образов-символов: тройка борзая – для русских-  это символ  России, русской души.  Долгая песня ямщика-  «разгулье удалое»   и «сердечная тоска»- безэквивалентные (не имеющие однозначного   перевода) слова- глубокая грусть, тяга к русской народной песне, к русской природе автора.

в. Этнокультуроведческий  комментарий  в виде рассказа со  словообразами: колокольчик, ямщик, вёрсты полосаты, хата.

«Ямщик – это не просто слово, а образ-символ. Песни ямщика изображали красоту русских просторов  и упоение быстрой ездой на тройке с колокольчиками, которое  как бы олицетворяло тягу народа к  вольной жизни».

г. Сравните  стихи о  зиме  А.Осмонова и А.Пушкина. Составьте  кластер по итогам изученных стихотворений  на темы «Пушкин и  его окружающие»  и «Настроение Пушкина».

д. Работа в парах, группах  и презентация кластеров. «Чувства Пушкина».

Составление такого кластера  поможет ученикам  понимать  внутренний мир, душу  поэта, его отношение  к окружающим, их отношение к поэту, которые объяснят позже трагедию его судьбы. Так у учащихся постепенно будет складываться представление    об авторе,  для себя откроют личность поэта,  создаст возможность  понять  причины  раннего  ухода  его  из жизни. Прекрасные  стихотворения  вызывают чувство любви к поэту. 

 

«Настроение поэта».

 

 

Вывод:   Пушкин в ссылке    себя   чувствует  одиноко,  ему   скучно,  грустно. Такое  настроение его поддерживается природой. 

Задумайтесь,  чего не хватает  Пушкину? … 

 

«Пушкин и  его окружение». 

 

Вывод:  Его  окружение  няня,  ямщик,  песня, природа, тройка  борзая,  т.е. простой  народ, Родина.

 Скучная зимняя дорога  вызывает  тоску, грусть, чувство  одиночества. 

На дом: 1.Выучить стихотворение  и новые слова.

               2.Заполнить двучастный дневник   на стихотворение «Зимний вечер» 

            №

цитата

Комментарии, ассоциации, рассуждение, истолкование

1.

На  печальные поляны,

Льет печально свет она.

Описывается зимний,  туманный вечер. На поляне, которая окружает поэта, одиноко, печально. Поэтому  у  луны свет печальный. Это говорит о печальном настроении поэта.

2.

По  дороге зимней скучной,

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный Утомительно  гремит.

Дорога  скучная, потому что  кругом белым  бело. Один и тот же цвет везде: белый, как чистый лист бумаги. Быстро бежит  борзая тройка. Грохочет  один и тот  же звук колокольчика, который утомляет,  изматывает нервы человека. Звенит и звенит, навевает грусть. Это все отражается на настроении поэта.

3.

Что-то слышится родное,

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Запел ямщик то веселые, то грустные песни. В них поэт слышит родное, русское,- удаль веселую и боль – тоску.                                       

                                                                            

                                                                             

4.

Ни  огня, ни черной хаты…

Глушь и снег..Навстречу мне…

Только версты полосаты,

Попадаются одне…

Ямщик замолк. Стало еще тоскливо.не видно ни огней, ни домов. Только столбы встречаются на пути. Кругом пусто. Очень тоскливо и одиноко поэту в этой глуши.


3. Нарисовать  картину   по содержанию стихотворения.

4.Напишите эссе по впечатлениям  прочитанного стихотворения на  тему «Раздумье, оставленное стихотворением»,  «Мое мнение…» или  озаглавьте  его сами (по выбору).

Пример из отрывков  эссе учеников 6 класса Мирлана и Айгерим. 

1.«Прочитали  стихотворение   великого русского поэта А.С.Пушкина  «Зимняя дорога». Оно написано, когда поэт находился в ссылке. Он зимой  ехал по дороге. Погода пасмурная, наступил вечер.  Холодно. В России зима бывает  холоднее, суровее,  чем в Кыргызстане.  Луна  с трудом  выбирается  сквозь волнистые туманы и   льется свет печально. Бодро мчит  только тройка борзая. Утомительно,  однозвучно звенит колокольчик,  который прикреплен  на дуге, чтобы  тройки уступали в темноте   дорогу друг другу. Поэту грустно,  одиноко, его настроение сопровождает  тоскливая погода. Это все оттого, что он находится в ссылке, в неволе». 

2. «Печальная, унылая  природа   выражает  грустное настроение  поэта. Его воодушевляет только  песня  ямщика, которая напоминала  то веселье, радость народную, то взрывающую душу  человека  грусть. Кругом пусто, одиноко,  тоска. Само слово  зима уже  вызывает тоску  в человеке. А если еще не с кем   поговорить по душам, то это   вдвойне грустно. Мне кажется,  что  такое настроение   Пушкина  позже отразится на его здоровье. Стихотворение вызывает у меня  чувство сострадания, ненависти  к  той власти, потому что  из-за нее поэт оказался в  таких   условиях». 

Заключение

    Доктор педагогических  наук, профессор, академик Академии  педагогических и социальных  наук, Л.А. Шейман – известный  в мире пушкинист и ученый  – методист - все это неполный  перечень званий и заслуг Льва  Аврумовича.  Научно-педагогическая  деятельность Л.А.Шеймана многогранна,  но, прежде всего, он был талантливым  методистом  и оставил бесценное   методическое  наследие.

 Как интеллект высшего  класса, как  общественный деятель  и профессионал,   он  первым  выполнял  непосредственную роль  в развитии методической  науки  в Кыргызстане  во второй  половине  прошлого века. Профессор  Шейман  вошел в науку как  ученый, разработавший теоретические  основы методики преподавания  русской литературы в киргизской  школе. Уже в статьях и выступлениях 60-хгг. исследователь стремился  осмыслить задачи школьной методики  на общем историческом и культурном  фоне, понять особенности освоения  художественного текста   учениками-киргизами.  Во главу угла ученый всегда  ставил, существенные  вопросы:  что   должен знать киргизский школьник, как помочь преподавателю. Важна  опора  Л. Шеймана на серьезную  научную базу, взвешенность суждений, желание помочь, подсказать учителю,  как учить эффективней, интересней  и, конечно, стремление сопрягать  изучение русской литературы  с киргизской культурной  традицией.  Творческие интересы Шеймана   на редкость многоплановы. Он  исследует методы преподавания  литературы и предлагает частнометодический  подход, новое научно-методическое  направление - учебное этнокультуроведение,  этнопсихолингвистику.

    Л.Шейман активно  участвовал в разработке школьных  программ, учебников, методических  пособий, адресованных учителям-словесникам.  Под его редакцией  и при  его непосредственном участии   выходят солиднейшие  методические  сборники,  известные пособия.  Без его участия не проходило  не одно  научно - методическое  мероприятие   в  нашей стране  в области  методики  преподавания языка и литературы,  под  особым контролем  и руководством  оказалась методика  преподавания литературы в киргизской школе.  Исследование методического наследия Л. Шеймана  второй  половины XX столетия    дало возможность изучить состояние и развитие методики  преподавания литературы в указанный период, осмыслить накопленный  методический опыт, выявить наиболее  актуальные проблемы, решаемые   школой  в эти годы, а также идеи, которые важны для качественного изменения преподавания литературы в современной школе. А также показало, что для создания новых методик, отвечающих потребностям школы XX1 века, необходимо осмысление и изучение методических достижений прошлого.

Вопросы истории  становления  и развития  методики преподавания русской  литературы в киргизской школе,  охватывающие   не только историю, но  методическую систему    в период  со   второй  половины  ХХ века  по  настоящее время  не  изучались  учёными - методистами. В методическом наследии Л.А.Шеймана, включающем  в себя  более чем полувековой период становления и развития отечественной методики преподавания русской литературы (с середины XX века до  начала  XXI века), которое вылилось в фундаментальные труды по истории методики, значительное место занимает исследование  обозначенного времени.

     Итак, как   стало  известно  из научных  трудов, рассмотренных в данной  работе,    деятельности  Л.А.Шеймана   впервые  исследованы и обоснованы  классификация  методов применительно  к изучению русской литературы  в национальной школе;  два  метода: общий метод и частные  методы преподавания и изучения  литературы; научно-методические основы  преподавания русской литературы  в кыргызской школе; ряд   оригинальных учебников, методических  пособий по русской литературе  для школ с киргизским языком  обучения;     научно-методический  журнал «Русский язык и литература  в школах Кыргызстана»;  исследована  история зарождения, становления и развития методики преподавания русской литературы в киргизской школе. 

Многогранная деятельность Л.А.Шеймана – ученого и редактора, участника международных конгрессов русского языка в Берлине, Варшаве, Будапеште, Праге, Киеве, Москве, многих научных конференций и форумов  – увенчана медалью А.С.Пушкина, которую присудили ему международная  ассоциация преподавателей русского языка  и литературы.

Труды Льва Аврумовича, выдающегося  ученого, разносторонне талантливой  Личности, - подвижническое служение возвышенным  идеалам, добропорядочности, гуманности. Он оставил огромное научное, педагогическое и духовное, методическое наследие, которое долгие годы будет питать своими живительными силами не одно поколение  исследователей, учителей.

  Таким образом, методическое  наследие Л. Шеймана занимает  ведущее место в плеяде методических  идей ХХ века и позволяет  оценить  динамику развития  научных интересов  его как   учёного-методиста. В воспитании  молодого  поколения великий   педагог  как  личность      имеет огромное  значение, учит  любить свою профессию,  свой  предмет и служить   своему  делу,   народу  и  Родине.

В связи с вышесказанным  делается  вывод, что сегодня  методика Л.А. Шеймана была и остаётся   методикой обучения русской литературе  для всех тех, кому  дорого сохранение межнационального отношения, так как  она  объединяет людей разной национальности и учит жить вместе, и  просто жить. Исследование   творческих исканий   дало  возможность объективно оценить  методическое наследие  Л.А.Шеймана, определить его место в истории  отечественной  методики  преподавания  русской  литературы и  за пределами  страны. 

Таким образом,  изучение  методического наследия  Л. Шеймана  доказывает следующее:

1.Л.А.Шейман  обосновал   новую   науку – методику  преподавания русской литературы  в кыргызской школе, которая   признана   и международным  сообществом;

2. Методическое наследие  составляет более 500 научных работ,  но основным считается «Основы  методики преподавания русской  литературы в киргизской школе»  и является бесценным  в  развитии методической  мысли   ХХ1 века  Кыргызстана и мира;

3. Методика обучения  русской   литературе  Л. Шеймана  эффективна  и своеобразна, построена  с  учетом особенностей конкретных  условий и своеобразия каждого   данного  национально - возрастного  контингента учащихся;

4. Методы  Л. Шеймана-новатора,  для учителей – русистов  не  только  Кыргызстана,  но и других  стран СНГ и мира   являются  не только одним из способов  улучшения качества, но и  одним  из основных средств  обучения  русской литературе; 

5. Методическое наследие  Л.Шеймана  играет  важную роль  в воспитании молодого поколения  и занимает существенное  место  в истории современной методики  преподавания русской литературы  в  кыргызской школе и   в других инонациональных школах;

6. Л.А.Шейман, любящий   свою профессию, преданный сын  своего Отечества, оставил огромное  научное  педагогическое наследие, которое долгие годы будет  служить не одному поколению  исследователей  и  учителей-словесников;

Информация о работе Методическое наследие Л. Шеймана