Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
•изучение некоторых фактов из биографии Л. Шеймана;
•анализировать отдельные его научные труды из методического наследия, внесшие вклад в развитие методической мысли Кыргызстана и вне него;
• рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
• проработать соответствующую литературу о научно-педагогической деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за советский и постсоветский периоды.
Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в киргизской школе. ……………… 24-36стр.
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга и вклад Л.Шеймана в методическую науку ….. ….41-45стр.
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………………………50-62стр.
3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.
Заключение…….………………………………………………….67-73стр.
Список литературы……………………………………………….74-76стр.
б. Чтение стихотворения «Зимний вечер» учителем. Цель: передать эмоцию, картину скучной зимней дороги; передать тоску и одиночество поэта; выразить его любовь к народным песням.
Затем раздается текст
(всем ученикам, хотя бы на пару
один) стихотворения с партитурой.
Заново читается текст с
зь*Скво стые*волни ны тума V
ется Пробира луна / +
На ны / льные поля печа V
Льёт льно свет она печа*.// ?
По ге зи *доро*мней,/ску чной*/ +
йка Тро рзая бежи бо*т, / V
льчик*Колоко чный/*однозву ?
тельно*Утоми гремит. * // _
Что -то слы*шится е/*родно* V
лгих*В до пе снях ямщика*: / V
То разгу' лье удало е / ?
То серде ' чная тоска* // ?
Ни й*огня', / ни черно* ты…, //*ха* +
Глушь/ и сне*г…// чу мне*Навстре / V
лько
вё*То рсты полоса*ты/
Попада ются одне*. //
III. Стадия рефлексии.
а. Работа с маркерами. Объяснение поставленных знаков (маркеров) учениками. Сопоставление предварительного прогноза с текстом стихотворения, выявление сходство и особенности их.
б. Учитель обращает особое внимание на вопросительные знаки и слова-символы: тройка борзая, колокольчик, разгулье удалое, сердечная тоска, одне вёрсты полосаты. Прозвученному вопросу стараются отвечать учащиеся, учитель дополняет.
Например, колокольчик однозвучный. В старину на Руси колоколом называли вылитый из меди с примесью серебра толстостенный колпак в форме усеченного конуса (формы цветочки колокольчика), с подвешенным внутри стержнем (языком для звона) и с ушками для подвески. Его вешали на колокольне - большой башне на здании церкви или у здания церкви, откуда их звон разносился далеко вокруг. Человека, который звонит в церковный колокол, называли звонарем. Колокола звонили «во дни торжества и бед народных, на народное собрание, на молитву в церковь. Замедленный, мерный тягучий колокольный звон бывал и знаком похоронной службы.
Если внеурочный час грозно, громко звенел - сигнал тревоги о пожаре, наводнении, восстании. Колокольным звоном встречали и дорогих гостей.
С колокольчиками богатые ездили в город, а бедные с бубенчиками – в лес за дровами. Значит, колокольчик однозвучный – повторяющийся одного и того же звука колокольчика- вызывает грусть.
Раскрытие национально-
в. Этнокультуроведческий комментарий в виде рассказа со словообразами: колокольчик, ямщик, вёрсты полосаты, хата.
«Ямщик – это не просто слово, а образ-символ. Песни ямщика изображали красоту русских просторов и упоение быстрой ездой на тройке с колокольчиками, которое как бы олицетворяло тягу народа к вольной жизни».
г. Сравните стихи о зиме А.Осмонова и А.Пушкина. Составьте кластер по итогам изученных стихотворений на темы «Пушкин и его окружающие» и «Настроение Пушкина».
д. Работа в парах, группах и презентация кластеров. «Чувства Пушкина».
Составление такого кластера поможет ученикам понимать внутренний мир, душу поэта, его отношение к окружающим, их отношение к поэту, которые объяснят позже трагедию его судьбы. Так у учащихся постепенно будет складываться представление об авторе, для себя откроют личность поэта, создаст возможность понять причины раннего ухода его из жизни. Прекрасные стихотворения вызывают чувство любви к поэту.
«Настроение поэта».
Вывод: Пушкин в ссылке себя чувствует одиноко, ему скучно, грустно. Такое настроение его поддерживается природой.
Задумайтесь, чего не хватает Пушкину? …
«Пушкин и его окружение».
Вывод: Его окружение няня, ямщик, песня, природа, тройка борзая, т.е. простой народ, Родина.
Скучная зимняя дорога вызывает тоску, грусть, чувство одиночества.
На дом: 1.Выучить стихотворение и новые слова.
2.Заполнить двучастный
№ |
цитата |
Комментарии, ассоциации, рассуждение, истолкование |
1. |
На печальные поляны, Льет печально свет она. |
Описывается
зимний, туманный вечер. На поляне,
которая окружает поэта, одиноко, печально.
Поэтому у луны свет печальный.
Это говорит о печальном |
2. |
По дороге зимней скучной, Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. |
Дорога скучная, потому что кругом белым бело. Один и тот же цвет везде: белый, как чистый лист бумаги. Быстро бежит борзая тройка. Грохочет один и тот же звук колокольчика, который утомляет, изматывает нервы человека. Звенит и звенит, навевает грусть. Это все отражается на настроении поэта. |
3. |
Что-то слышится родное, В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска… |
Запел
ямщик то веселые, то грустные песни.
В них поэт слышит родное, русское,-
удаль веселую и боль – тоску. |
4. |
Ни огня, ни черной хаты… Глушь и снег..Навстречу мне… Только версты полосаты, Попадаются одне… |
Ямщик замолк. Стало еще тоскливо.не видно ни огней, ни домов. Только столбы встречаются на пути. Кругом пусто. Очень тоскливо и одиноко поэту в этой глуши. |
3. Нарисовать картину по содержанию стихотворения.
4.Напишите эссе по
Пример из отрывков эссе учеников 6 класса Мирлана и Айгерим.
1.«Прочитали стихотворение
великого русского поэта А.С.
2. «Печальная, унылая природа
выражает грустное настроение
поэта. Его воодушевляет
Заключение
Доктор педагогических
наук, профессор, академик Академии
педагогических и социальных
наук, Л.А. Шейман – известный
в мире пушкинист и ученый
– методист - все это неполный
перечень званий и заслуг Льва
Аврумовича. Научно-педагогическая
деятельность Л.А.Шеймана
Как интеллект высшего
класса, как общественный деятель
и профессионал, он первым
выполнял непосредственную роль
в развитии методической науки
в Кыргызстане во второй
половине прошлого века. Профессор
Шейман вошел в науку как
ученый, разработавший теоретические
основы методики преподавания
русской литературы в
Л.Шейман активно
участвовал в разработке
Вопросы истории становления и развития методики преподавания русской литературы в киргизской школе, охватывающие не только историю, но методическую систему в период со второй половины ХХ века по настоящее время не изучались учёными - методистами. В методическом наследии Л.А.Шеймана, включающем в себя более чем полувековой период становления и развития отечественной методики преподавания русской литературы (с середины XX века до начала XXI века), которое вылилось в фундаментальные труды по истории методики, значительное место занимает исследование обозначенного времени.
Итак, как
стало известно из научных
трудов, рассмотренных в данной
работе, деятельности Л.А.Шеймана
впервые исследованы и
Многогранная деятельность
Л.А.Шеймана – ученого и
Труды Льва Аврумовича, выдающегося ученого, разносторонне талантливой Личности, - подвижническое служение возвышенным идеалам, добропорядочности, гуманности. Он оставил огромное научное, педагогическое и духовное, методическое наследие, которое долгие годы будет питать своими живительными силами не одно поколение исследователей, учителей.
Таким образом, методическое
наследие Л. Шеймана занимает
ведущее место в плеяде
В связи с вышесказанным делается вывод, что сегодня методика Л.А. Шеймана была и остаётся методикой обучения русской литературе для всех тех, кому дорого сохранение межнационального отношения, так как она объединяет людей разной национальности и учит жить вместе, и просто жить. Исследование творческих исканий дало возможность объективно оценить методическое наследие Л.А.Шеймана, определить его место в истории отечественной методики преподавания русской литературы и за пределами страны.
Таким образом, изучение методического наследия Л. Шеймана доказывает следующее:
1.Л.А.Шейман обосновал
новую науку – методику
преподавания русской
2. Методическое наследие
составляет более 500 научных работ,
но основным считается «Основы
методики преподавания русской
литературы в киргизской школе»
3. Методика обучения русской
литературе Л. Шеймана эффективна
и своеобразна, построена с
учетом особенностей
4. Методы Л. Шеймана-новатора, для учителей – русистов не только Кыргызстана, но и других стран СНГ и мира являются не только одним из способов улучшения качества, но и одним из основных средств обучения русской литературе;
5. Методическое наследие
Л.Шеймана играет важную роль
в воспитании молодого
6. Л.А.Шейман, любящий
свою профессию, преданный сын
своего Отечества, оставил