Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
•изучение некоторых фактов из биографии Л. Шеймана;
•анализировать отдельные его научные труды из методического наследия, внесшие вклад в развитие методической мысли Кыргызстана и вне него;
• рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
• проработать соответствующую литературу о научно-педагогической деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за советский и постсоветский периоды.
Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в киргизской школе. ……………… 24-36стр.
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга и вклад Л.Шеймана в методическую науку ….. ….41-45стр.
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………………………50-62стр.
3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.
Заключение…….………………………………………………….67-73стр.
Список литературы……………………………………………….74-76стр.
2. Методы, с помощью которых учитель направляет самостоятельную, в той или иной мере, работу учащихся, а учащиеся ведут учебный поиск.
Исходя из вышеизложенной мысли для внедрения в массовую практику, Л. Шейман представляет следующую классификацию системы методов освоения русской литературы в киргизской школе:
Методы воспитывающего преподавания |
Методы воспитывающего учения |
1.метод эмоционально- 2.метод объяснительно- |
1.группа: методы непосредственного сопричащения к эмоционально-смысловому содержанию иноязычно-инонациональных литературных явлений. 1.Метод самонастройки
на активное первичное
|
2группа: методы управления
учебно-воспитывающим
|
2группа: методы сотворческого
учебно-самовоспитывающего 3.Частично-поисковый метод формирования учебных моделей литературных явлений и их жизненных связей, с элементами биэтнокультурного синтеза. 4. Поисковый, или учебно- |
Академик Л.Шейман, опираясь на мнение В.М.Коротова о том, что методы обучения и воспитания представлены как единое целое, а не так как было принято в традиционной педагогической литературе, в таблице отразил объединенный вариант методов обучения и воспитания, но разделил методы практического обучения преподавания и самовоспитывающего учения. Он отводит в примечание то, что «ни один метод из частных методов в чистом виде на уроке литературы не функционирует». А также особо подчеркивает, что «осуществление методической системы предполагает последовательное внедрение элементов проблемности.
«Исторический опыт подсказывает, - пишет Л.Шейман,- что оптимальный успех в учебной практике приносит творческое использование рациональных установок разных методов, с учетом особенностей конкретных условий и своеобразия каждого данного национально - возрастного контингента учащихся».
В статье « Работа над
микрообразом – лейтмотивом и
методы приобщения к пафосу художественного
характера» Л. Шейман намечает путь
углубления учебной работы по русской
литературе в специализированных
классах киргизской школы. Одна
из форм подобной работы он отмечает
комплексное комментирование и
поисковый анализ стержневых образных
деталей литературного
В изучении проблемы методики преподавания русской литературы в киргизской школе ведущая роль принадлежит академику России и Кыргызстана, талантливому педагогу, профессору, доктору педагогических наук, заслуженному учителю Л.А.Шейману.
Научно-педагогическую
деятельность его можно
1. научно-педагогическая
деятельность советского
2. постсоветского времени.
На первом этапе появились основные его труды. Обоснована наука методика преподавания русской литературы в киргизской школе, в результате кропотливого труда. Проведены исследования по освоению художественного текста учениками-кыргызами в разных регионах Кыргызстана, которые дали новые методы обучения русской литературе нерусской национальности. Созданы им журнал «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», учебники, программы.
На втором этапе
– больше внимание уделялось
на переработку программ, учебников,
разработки уроков с точки
зрения современности,
Всегда работал с молодыми учеными.
Известность Л.А.Шейману как ученому-методисту принесла книга «Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе».
Труды первого этапа
отличались от трудов второго
этапа тем, что в первом
этапе в них заметны
веяние того времени, поэтому
применены слова того периода
О заслуге академика Л.Шеймана и значении его книги в газете «Кут билим» дано точное определение: «Крупным вкладом в теорию и практику поэтапного приобщения кыргызских школьников к учебному освоению русской литературы на языке оригинала стала двухтомная монография «Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе» (1981-1982) [34,с.22]. Как дополняет М.Д.Зиновьева, «в своей докторской диссертации «Научные основы курса русской литературы в кыргызской школе» (Бишкек, 1994) ученый обобщил «материалы ста двадцати девяти публикаций, в том числе 25-ти научно-методических работ, вышедших отдельными изданиями и 3-х учебников» [8,с.13]
О вкладе
Л. Шеймана в развитии
Лев Аврумович – родоначальник такого признанного теперь в мире направления как учебное этнокультуроведение основной принцип, которого состоит в гармоничном сопряжении двух словесно-художественных культур. В применении к изучению «русской литературы в киргизской школе это означает, прежде всего, целенаправленное контактирование русской и родной для учащихся культур».
Автор методической системы теоретически обосновал и реализовал в своих учебно-методических материалах ее основные компоненты: методический подход, художественно-читательские ориентации, общий метод учебного освоения литературы, комплексное методическое (словарно- фразеологическое, этнокультуроведческое, учебно-текстологическое) обеспечение курса, учебное этнокультуроведение и ряд более частных понятий.
С точки зрения М.Д. Зиновьевой,
как она заявляет: «…уверенно можем
сказать, что Л.Шейман стоял у
истоков нового методического направления
- учебное этнокультуроведение, которое
сложилось в Кыргызстане». Причиной
и условием этого она считает,
что «живя и трудясь
с начала 50-х годов ХХ века
в Кыргызстане, Л.А. Шейман отчетливо
осознал необходимость, важность
развития, развертывания в работе
русиста (литературоведа, лингвиста)
диалога культур» [8,с.14]. Это направление
стало «магистральной линией» в
его деятельности. По мнению М.Д.
Зиновьевой, к этому важному
решению он «...пришел еще в
50-60-годы прошлого века, предвосхитив утверждение
данного направления в методике
преподавания русского языка и литературы
иностранцам в 70-80-годы ХХ века». О
заслуге академика М.Д. Зиновьева
отмечает: «... перед Л.А Шейманом
и другими учеными стояла задача
разработки курса русской литературы
для инокультурной и иноязычной
аудитории. Л. Шейман, тщательно
изучив труды своих предшественников
в российской науке, в Кыргызстане,
в ближнем и дальнем зарубежье,
Этнокультуроведческое, по
мнению М.Д. Зиновьевой, в первую
очередь, этноэстетическое «обеспечение
курса, поэтапно создающее условия
и предпосылки для поэтапного
приобщения обучаемых к опорным
компонентам русской
Владея энциклопедическими
знаниями, Лев Аврумович умел
органично сочетать
По словам М. Рудова, ёще
одна из заслуг академика
заключается в том, что «Л.А.Шейман
первый предложил способ манифестации
русской лексики в киргизской
школе через постатейные
Л.А. Шейман имел
широкую образованность, глубокий
ум, большой талант, трудолюбие и
фанатическую преданность
Нельзя не отметить,
что как истинный
В энциклопедическом учебном пособии отмечен неоценимый вклад ученого: «Л.А.Шейман внес огромный вклад в формировании методики преподавания русской литературы в киргизской школе» [3,с.39].
Итак, как интеллект
высшего класса, как общественный
деятель и профессионал, он
первым выполнял непосредственную
роль в развитии методической
науки в Кыргызстане во
второй половине прошлого века.
Без его участия не проходило
не одно научно - методическое
мероприятие в нашей стране
в области методики преподавания
языка и литературы, под
особым контролем и
3.Реализация биэтнокультурной
интеграции литературно-
3.1.Реализация
биэтнокультурной интеграции
С целью осуществления биэтнокультурной интеграции литературно-художественного образования Л. Шейман заметил, что в программы по объяснительному и литературному чтению на русском языке, а также по русской литературе для киргизской школы внесен ряд указаний:
Л.Шейман предлагает
на завершающем этапе курса,
в старших классах,