Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:20, дипломная работа
Цель исследования – изучить главное методическое наследие Л. А. Шеймана, определить роль и место его в современной методической науке в период работы его в Кыргызстане. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются следующие исследовательские задачи:
•изучение некоторых фактов из биографии Л. Шеймана;
•анализировать отдельные его научные труды из методического наследия, внесшие вклад в развитие методической мысли Кыргызстана и вне него;
• рассматривать труды соратников и сотрудников, учеников Шеймана Л.А. о нем и его научной деятельности;
• проработать соответствующую литературу о научно-педагогической деятельности Л. Шеймана с 50- годов ХХ века и начала ХХ1 века, т.е. за советский и постсоветский периоды.
Введение………………………………………………………… 2-4 стр.
1. Научно-педагогическая деятельность Л.Шеймана
1.1. Краткое сведение о жизни и деятельности
великого ученого Л. Шеймана …………………………… 5-9 стр.
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания
русской литературы в киргизской школе»
как методическое наследие …………………………………… 10-18стр.
1.3. Причины и особенности преподавания
русской литературы в кыргызской школе………………19-23стр.
2. Методическая система преподавания русской
литературы в методическом наследии Л.А.Шеймана
2 .1. Частнометодические принципы преподавания
русской литературы в киргизской школе. ……………… 24-36стр.
2.2. Общие и частные методы ………………………………..37-40стр.
2.3.Заслуга и вклад Л.Шеймана в методическую науку ….. ….41-45стр.
3. Реализация биэтнокультурной интеграции и
этнокультуроведческого подхода в практике
3.1. Реализация биэтнокультурной интеграции литературно-
художественного образования в программах школы………46-49стр.
3.2. Этнокультуроведческий подход и его реализация
на уроках литературы…………………………………………50-62стр.
3.3. Разработка урока……………………………………………..63-66стр.
Заключение…….………………………………………………….67-73стр.
Список литературы……………………………………………….74-76стр.
И.
Бекбоев, директор Центра
Л.А. Шейман
останется в сердцах, знающих
его и поклонников его,
1.2. Труд Л.Шеймана «Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе» как главное методическое наследие
В методическом
наследии Л.А. Шеймана, охватывающем
более чем полувековой период,
которое вылилось в
Исследование проблемы
методики преподавания русской
литературы в киргизской
(национальной) школе изложено
в его главной монографии
- в труде "Основы
методики преподавания русской
Она состоит из
двух книг, охватывающих несколько
частей. В первой части «рассмотрены
коренные научно-
Во
второй части книги исследованы
вопросы «организации и
При определении содержания курса русской литературы в киргизской школе, с точки зрения академика, следует учитывать две предпосылки:
1. Л.Шейман учит рассматривать
этот курс «как систему, т.е.
не как произвольный набор
тех или иных имен и текстов,
а как достаточно сложный и
многоуровневый, но единый, целостно
организованный комплекс
2. «При определении содержания курса русской литературы обратить внимание на целесообразность предварительного установления основного интегрального (объединенного) фонда особо важных в педагогическом отношении явлений русской литературы, общего для обоих – разноязычных – курсов национальной школы и рекомендуемого для изучения, в зависимости от ряда условий, частично на русском, а частично – на родном языке учащихся» [24,с.16].
Основу системы принципов
и критериев отбора
Главным и основным в
целевых установках комплексного подхода
к учебно-воспитывающему освоению
предмета профессор Л. Шейман
выделяет, «опору на закономерности
развития стержневого нравственно
– эстетического идеала русской
литературы, на особенности ее восприятия,
а также на потенции ее формирующего
и преобразующего воздействия в
условиях данного национально-
При рассмотрении
языковых аспектов курса
Л.Шейман учит обращать внимание
на его «словарно-
Ёще одним из важных аспектов педагогического обеспечения курса считается этнокультурный аспект. Его задача – «постепенное приобщение киргизских школьников к базисным компонентам русской национальной словесно-художественной «картины мира». Этому новшеству отведен отдельный раздел.
Исходя из вышеизложенного, Л. Шейман приходит к выводу, что фундамент обоснования методики преподавания русской литературы в киргизской школе составляют: 1.Комплексный учет трех аспектов, характеризующих своеобразие курса в данных условиях: а. Аспект приобщения к новому нравственно-эстетическому идеалу;
б. Аспект освоения языковой базы «человековедения»;
в. Аспект сроднения школьников с основами русской национальной культуры;
2. Определение научно-
3. «Постижение
этих факторов, их всё более
точное и взаимосвязанное
использование - залог эффективного
формирования практически-речевого
двуязычия киргизских
4. «Научно обоснованная методика преподавания русской литературы призвана оказать помощь педагогу в поиске наиболее эффективных путей приобщения учеников киргизской школы к одному из самых живительных источников «духовных богатств мировой цивилизации» - к великой русской литературе» [24,с.20].
В книге
проанализированы предпосылка
зарождения, состояние, становление
и развитие методики школьного
преподавания литературы в
История
преподавания русской
Впервые послевоенные
десятилетия на страницах
Среди разработавших вопроса взаимосвязей русской и родной литератур в процессе преподавания русской литературы должное место занимал профессор Л. А. Шейман. Изучены истоки основных методических подходов к учебному освоению предмета, прослежена сложившаяся за каждым из них традиция и прояснена их общественно-педагогическая направленность в тех или иных условиях, показаны перспективы их возможного критического и творческого применения.
Заслуга Шеймана заключается в том, что он впервые постигнув проблему зарождения и развития основных методических подходов к учебному освоению русских художественных текстов в нерусских школах дореволюционной России, изучив историю развития методической мысли ХХ века, выявил основные вехи становления методики преподавания русской литературы в национальной школе. Как Л.Шейман показал, в Кыргызстане истоки тяги к русской культуре, литературе «восходят к периоду первых интенсивных контактов киргизского населения с представителями трудовой России, ее прогрессивной интеллигенции, развернувшихся со второй половины Х1Х века, после добровольного вхождения Киргизии в состав русского государства (1863г.)» [24,с.25].
«Вместе с русскими людьми пришло и русское устное поэтическое слово – меткая поговорка, складная сказка, песня. Выдающийся акын кыргызского народа Токтогул Сатылганов отмечал в своих песнях, что «окуунун кени оруста» - «Клад науки – у русских». Окуу – это непросто знание, но и обучение чтению, письму, наукам. Сегодня этим же словом в школьном расписании обозначается учебный предмет, называемый по-русски «объяснительное и литературное чтение». [24,с.27]
По мнению Л. Шеймана,
«…высшим достижением дореволюционной
педагогической мысли в области
изучения русских художественных текстов
в нерусских школах явилась методическая
система замечательного грузинского
демократа-просветителя Я.С.Гогебашвили
(1840-1912). Он создал в 1887 году «Русское слово»,
учебник для младших классов.
Автор вплотную подводил грузинских
детей к «самостоятельному
Изучив методическую
систему Я.С.Гогебашвили,