Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение
Выпускная
квалификационная работа
по методике развития детского изобразительного творчества
Развитие
творческих способностей
детей старшего дошкольного
возраста на занятиях
лепкой
студентки
VI курса, группы 61
Содержание
Введение
..............................
Глава 1 Теоретическое,
методическое обоснование
развития творческих
способностей детей
старшего дошкольного
возраста на занятиях
лепкой…………………………………………………………..
1.6 Условия
развитие творческих
Выводы по теоретической
главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2
этап опытно-практической
работы / Разработка
и апробация системы занятий по лепке
направленных на развитие творческих
способностей ….............................
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение
Введение
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Каждый
вид изобразительной
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объёмному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован (1, 279).
Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Выразительное слово при характеристике художественной вещи помогает формированию её восприятия, рождению яркого образа, у ребёнка развивается очень важная способность – умение выразить словом эстетическое чувство.
После лепки детям легче передавать движение в рисунке. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь более точного и выразительного движения. Поэтому ребёнок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации. Только в процессе конструирования из природного материала – веточек, сучков – глазу ребёнка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, а также развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке. На занятиях лепкой дети дошкольники учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности, планирования будущей работы и самоконтроль за своими действиями в процессе её выполнения.
Обучение детей лепке осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. В ходе которых воспитатели работают над решением изобразительных и технических задач, используя различные методы обучения.
Одной из задач является развитие творческих способностей. Творческие способности – это такие свойства личности, которые обеспечивают успешность деятельности и проявляются в нестандартном подходе при выполнении работы.
Вопросы обучения детей лепке рассматривались в исследованиях Г.Г. Григорьевой [1] , И.А. Лыковой[8] , О.В. Корчиновой [3], Т.Г. Казаковой [4], Т.Г. Коссаковской [5], С.В. Михалёвой [14] , Н.Б. Халезовой [22], С.Ю. Расщупкиной[18] , И.Н. Ханановой [23], Г.С. Швайко [24], Е.А. Янушенко [27], Г.С. Шкицкой [25], Е.А. Румянцевой[19] ,Г. Одиноковой[16] .
Однако проблема развития творческих способностей изучена недостаточно, что позволило определить тему исследования и название темы.
Объект исследования – обучение лепке детей старшего дошкольного возраста
Предмет
исследования – развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного
возраста на занятиях лепкой
Цель исследования:
Определить
возможности занятий лепкой в
развитии творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
В
процессе работы над данным исследованием
были использованы следующие методы
исследования: изучение психолого-педагогической
и методической литературы по исследуемой
проблеме; констатирующий, формирующий
и контрольные этапы
База
исследования: ДОУ «Яммский детский
сад» Гдовского района, Псковской области
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава 1
Теоретическое,
методическое обоснование
развития творческих
способностей детей
старшего дошкольного
возраста на занятиях
лепкой
Назначение
этого параграфа состоит в
том, чтобы показать, что лепка
как вид изобразительной
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином, а также популярным в последнее время солёным тестом.
Знакомство со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В старшей группе – это предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры малых форм. Декоративная лепка в дошкольных учреждениях – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рожденья, к празднику 8 марта (21,18).
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны – сама совершенствует эти
психические процессы. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. М.И. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза и определяют её полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым
поверхностям предметов, всегда более или менее скрытых от глаз, и к задним, которые совершенно недоступны (22,32).
В лепке ребёнок отображает материальные свойства тел – их объём, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребёнка имеются осязательные следы. Для изображения предмета ребёнок детально представляет себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. В процесс лепки входит анализ и синтез объёмных свойств предмета. Самостоятельно овладеть ребёнок этим не может, в этом ему должны помочь взрослые.
Педагогический способ организации чувственного опыта детей – это активное обследование предмета перед лепкой. Условно можно выделить четыре этапа.
Первый этап – это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным линиям.
Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества