Методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Способы оформления и декорирование  образа. Приложение 7 

В лепке  используется много вспомогательных  способов и приёмов. Они более  мелкие по движениям, разнообразные  по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать  каждый образ неповторимым. Чаще всего  дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы:

  • Оттягивают от основной формы мелкие детали – клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение – заостряют, сплющивают, загибают.
  • Защипывают край или какую-то часть формы – хвост, плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали.
  • Загибают края формы – горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство с реальными предметами и передавая их функциональность.
  • Используют стеку и другие приспособления – колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов – прорезать штрихами «пёрышки», «чешую», «шёрстку»; наносить узор в виде различных линий; делать надрезы, разрезы и прорисовывать, например черты лица.
  • Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, бижутерия, пуговицы, пёрышки, стружки, листочки, трубочки для коктейлей и т.д.)
 

Получение новых цветов или  оттенков (Приложение 8) 

«Пластилиновая» живопись по праву может рассматриваться  как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и  самостоятельно создают новые цвета  в таком локальном по цвету  материале, как пластилин. Это обогащает и разнообразит его палитру, сближает лепку с рисованием красками. И.А. Лыкова условно выделяет два способа: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке[8].  При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки. Для получения такой окраски нужно взять 2 – 3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. При этом не следует брать много исходных цветов,  поддерживая стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки. Довольно часто в лепке нужны такие цвета и оттенки, которые очень редко встречаются в стандартных наборах пластилина. Детей удивляет и радует возможность получения нового цвета.  Они с энтузиазмом принимаются экспериментировать.     

Скрепление  деталей

При лепке  сложных образов маленьким детям  часто бывает трудно соединить отдельные  детали в единое целое. И огорчает то, что старательно вылепленный образ (птичка, зайчик, башенка) вдруг распадается на части, деформируется в процессе скрепления и выглядит неряшливо.  Нужно показать детям отдельные приёмы или направить их внимание на «самостоятельное» изобретение таких приёмов. Скрепить детали можно следующим способом: присоединить на нужном месте (сверху, снизу, сбоку) и плотно прижать; сгладить пальцами или салфеткой место соединения; вдавить; насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и другие.

      При обучении лепке детей старшего дошкольного  возраста воспитатель знакомит с  новыми эффективными способами лепки, такими как комбинированный, скульптурный и конструктивный. Умение использовать технику лепки позволяет выполнить  более качественную поделку и проявить творческие способности. 
 
 
 
 

1.3 Задачи обучения  лепке, тематика  занятий в старшей  группе 

      На  занятиях лепкой перед воспитателем ставятся определённые задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

     Общие задачи по лепке для детей шестого  года жизни даны в программе воспитания для детского сада и формулируются  следующим образом. Развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, инициативу, сообразительность (22, 99).

     Все эти задачи конкретизируются с таким  расчетом, чтобы подвести детей к  созданию образа, выразительного как  по форме, так и по содержанию. Лепка  отдельных предметов должна научить  детей передавать

основной  характер формы, строения предмета, пропорций  наиболее важных деталей.

     В начале года дети лепят простые и  знакомые для них предметы, учатся передавать характерные детали движением  всей руки и главным образом пальцев, учатся изображать предметы из отдельных частей, из целого куска путём вытягивания частей из общей массы, лепят фрукты и овощи. Чтобы дети научились передавать характер формы, они лепят не один, а два или три предмета с ярко выраженной формой, например, свёклу, морковь (их форма

хорошо знакома детям). Поэтому всё внимание направлено на изображение характерных деталей и особенностей. Общую форму предметов они лепят обеими руками, всей кистью, а характерные особенности и детали – пальцами.

     В I квартале дети лепят фигурку человека и животных (по частям и из целого куска). Лепка из целого куска – это работа по народной игрушке (петушок, уточка-свитулька, кукла). Во время изображения уточняется форма и пропорции. Лепка по народной игрушке помогает детям учиться лаконичному изображению формы, декоративно оформлять налепы и росписи. Так постепенно детей подводят к работе с натуры (13, 159).

     Начиная с декабря, во II квартале воспитатель  учит передавать признаки предметов: длинный  – короткий, толстый – тонкий, устанавливать фигурку в вертикальном положении, соблюдать относительную величину частей, плотно скреплять части вылепленной фигурки, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений.

     В средней группе дети учились лепить девочку в длинной шубке. В  старшей группе – обучение лепке  фигурки на ногах – намного труднее, чем установка скульптуры на широком основании. Дети могут изображать девочку или мальчика в зимней одежде, причём туловище и голову они лепят из целого куска, а руки и ноги – отдельно, плотно примазывая их к туловищу. На голове мальчика – шапка ушанка, шуба дополняется воротником и

пуговицами, на голове девочки – шапка с  помпоном, шубка отделана опушкой  в виде глиняных валиков. Педагог  поощряет передачу движений: фигурку  можно посадить на санки, мальчик  катит снежный ком. Темы могут быть и другими: «Дети делают гимнастику», «На прогулке».

     Затем детей учат лепить животных из целого куска (туловище и ноги), что делает фигурку более прочной и устойчивой. Этот способ пригоден для изображения  почти всех животных, но не исключается возможность лепить все части отдельно, соединяя их по окончании. От детей старшей группы

можно требовать уточнения формы и  пропорций (голова с вытянутой мордой). Кроме того, продолжается работа над  передачей движения.

       Мелкие детали создаются путём  налепа на основную форму или оттягиванием от основной массы. Так, если изображается петух, бородка оттягивается, а гребешок, перья хвоста и крыльев лепятся отдельно и прикрепляются к основе.

     Также по программе предусмотрена лепка  посуды из целого куска по мотивам керамических народных изделий (ручки лепятся отдельно, затем плотно прикрепляются). Желательно вылепленную посуду декоративно оформить. Для этого детей учат тщательно сглаживать поверхность сосуда смоченным в воде пальцем или мокрой тряпочкой. Детям можно предложить изображение декоративных пластинок для украшения стен. Они могут лепить бусы, блюда и подносы (13, 160).

     В III квартале расширяются знания детей  об окружающем, совершенствуется умение в лепке, уточняется форма, становится выразительнее изображение, фигурки приобретают большую динамичность. Дети учатся устанавливать фигурки на подставках. Темами лепки могут быть фигуры человека и животного в движении: танцующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценки из сказок «Колобок», «Репка».

     При лепке посуды (кружка, чашка, стакан для карандашей и кисточек) используется новый способ – ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой.

     В IV квартале, в летний период, дети повторяют  пройденное, применяют знакомые способы  лепки, делают предметы и скульптуры, которые можно использовать для игр. Так, они создают птичий двор (петух, куры, утки, цыплята, утята). Дети лепят декоративные пластины, посуду, человека и животных по мотивам народных игрушек, передают простые сюжеты. Занятия лепкой проходят как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей после предварительных наблюдений с натуры (13, 162).  

     Овладение способами и средствами лепки  идет постепенно, дети накапливают  их начиная с младших групп. В  старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Программа строится так, что вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы. Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение. Таким образом, задачи и программное содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях. 

1.4   Методы и приёмы  обучения лепке  в старшей группе

      В старшей группе воспитатель применяет  методы и приёмы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как всё время приходится сравнивать с образцом своё изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше детей объединить в небольшие группы. Каждый берёт предмет в свои руки и, ощупав форму, рассказывает. На занятии фигуру рассматривают ещё раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчёркивает форму предмета, затем задаёт вопросы детям, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на её решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в противном случае воспитатель частично показывает необходимые способы (13,162). Полный показ приёмом лепки в старшей группе почти не применяется, так как дети уже знакомы с изображением исходных форм.

        Дети лепят по представлению.  Основная задача этих занятий  – развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки. Для создания отчётливых представлений нужно чтобы у детей накапливался опыт.

      Сюжетная  лепка также требует особых приёмов  обучения. Как правило, сюжет, который  дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

      Во  время беседы в начале занятия  уточняется композиционное решение. Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, какой должна быть подставка, в каком  положении могут быть котята и  кошка. Интересные идеи поощряются. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на решение темы. Так, увидев, что ребёнок, решивший лепить играющих котят, вылепил их в статичном положении, воспитатель советует подумать («Подумай, что нужно сделать с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят»).

      Вопросы без прямых советов приучают дошкольников думать во время занятий над образами. В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, воспитатель прибегает к индивидуальной работе: показывает игрушки, картинки, уточняет представления ребёнка; способ лепки на отдельном куске глины показывает в крайнем случае (13, 163).

      На  результаты лепки оказывает влияние  ситуация, которую создаёт воспитатель. Так, перед занятием он может заметить детям, что вылепленную посуду можно использовать для игры, добавляет, что обожжённая в муфельной печи посуда украсит кукольную столовую. Поэтому каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками. Для игры дети также могут использовать вылепленных птиц и зверей.

      Ситуации  могут быть и другого характера. Воспитатель говорит детям, что  они будут лепить фигурки для  предстоящей выставки или сделают  броши, бусы для своих мам и  бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта.

      Чтобы заинтересовать детей, воспитатель  в начале занятия может прочитать  четверостишие, загадать загадку, в  которых ярко раскрывается тот или  иной образ. Например, С рожками, с бородкой, хвост совсем короткий. Забодает, если зол. Кто же это? ( Козёл). Тем самым он создаёт у детей хорошее настроение и направляет их внимание в начале занятия на обдумывание образа.

Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества