Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – это организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
В ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Прибегая к услугам специалистов, необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребёнка в отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми всё, что необходимо для последующей изобразительной деятельности. Очень полезно присутствовать на занятиях по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями. Со своей стороны, основной воспитатель, учитывая содержание своей работы, может подсказать педагогу по изодеятельности какие-то темы, события, интересные для детей, помочь подготовить материал, участвовать в просмотре детских работ в свободное время, украшать ими интерьер.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника.
Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества. (1, 32)
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребёнок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчинённое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учёт индивидуальных особенностей ребёнка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребёнка в день, когда предстоит творческая работа. Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Эта задача решается учёными по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямонаправленная на формирование способов творческого мышления путём поиска и разрешения противоречий, основание своеобразных способов решения новых задач (так называемая ТРИЗ – теория решения изобретательных задач Г.С. Альтшуллера, элементы которой применил М.Н. Шустерман). (1,135)
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Создание этой атмосферы во многом зависит от общей культуры педагога, понимания дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное.
Ещё
одно условие развития творческих возможностей
детей – это комплексное и
системное использование
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребёнком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребёнка на занятии.
Другое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребёнку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщёнными, то есть применимыми в разных условиях. Существует мнение, что творческие способности путём прямого обучения нельзя формировать. По этому поводу можно сказать, что как и любые человеческие способности, творческие способности формируются пожизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а значит, без обучения невозможно. Нельзя при этом обучение понимать как прямой диктат. Е.А. Флёрина в своё время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом занятии – элементы обучения. (1, 136)
Существенным условием является и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулирует творческую активность детей.
Все
эти условия необходимо создавать
в дошкольных учреждениях и по
возможности в семье. Развитие творчества
как качества личности дошкольника
должно стать одной из основных задач
в системе воспитания ребёнка.
Выводы
по теоретической
главе
В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, в частности лепки. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластилиновых материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Она развивает и совершенствует психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, которые в свою очередь оказывают положительное влияние на зрительные и осязательные анализаторы. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. На занятиях лепкой дети осваивают сенсорные эталоны. Лепка является средством эстетического воспитания. Эстетическое воспитание направлено в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, пропорциональность частей.
Занятия лепкой способствуют развитию речевой активности детей. Дети играют и ведут ролевой диалог с вылепленной игрушкой.
Развивается мелкая моторика рук, что помогает ребёнку в дальнейшем, при подготовке к школе.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка создаёт удивительную возможность моделировать мир. Использование на занятиях различных техник лепки позволяет развивать творческие способности и способствует качественному выполнению работы.
На занятиях лепкой решаются задачи по развитию творческих способностей, овладению изобразительными и техническими умениями и по развитию интереса к лепке. Полученные умения дети могут использовать в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Для развития детского творчества необходимо создавать условия:
Благоприятные условия, созданные на занятиях, способствуют формированию таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.
Таким
образом, можно сказать, что лепка
оказывает положительное
Глава 2
Анализ
результатов опытно-
С целью определения возможностей занятий лепкой в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, проводилась опытно-практическая работа в дошкольном образовательном учреждении Псковской области Гдовского района пос. Ямм МДОУ «Яммский детский сад» в течение шести месяцев с детьми старшей группы. Дошкольное учреждение работает по традиционной программе. В группе 10 детей.
Список детей:
При проведении работы использовались следующие методы:
- тестовые упражнения,
-
анализ продуктов детской
Опытно-практическую
работу выполняла в три этапа:
1
этап опытно-практической
работы Цель: Определение сформированности
изобразительных технических умений детей
и творческих способностей.
Для решения этой задачи было проведено диагностическое занятие «Моя любимая игрушка». (Приложение 12) На этом занятии решались задачи по развитию умений передавать характерные особенности внешнего вида в лепке игрушек, по планированию работы, отборе нужного количества материала, определению способа лепки. Перед проведением занятия проводили предварительную работу. Это – беседа о любимых игрушках, составление описательных загадок, с целью уточнения представлений о внешнем виде игрушек. К занятию были подготовлены необходимые материалы: мягкие игрушки, изображающие животных, пластилин, клеёнки, салфетки, стеки, а также незавершённая модель (туловище в форме яйца (овоида) и голова в форме шара), отдельные детали. Перед занятием предложили рассмотреть игрушки. Провели беседу, в ходе которой задали вопросы о том, кто какие любит игрушки. Например, «Кто хочет рассказать про мишку? Какой он?». Затем предложили поиграть в дидактическую игру «Угадай по описанию», для закрепления знаний о характерных особенностях, игра проводится 2 – 3 раза. Для создания интереса у детей прочитали стихотворение С. Михалкова «Магазин игрушек». Затем предлагает вылепить любимую игрушку.
Для анализа детских работ нами были определены показатели сформированности изобразительных и технических умений, и творческих способностей на основе программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программы «Детство. Развития и воспитания в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаевой :
а) конструктивный,
б) скульптурный,
в) комбинированный.
Оценка детских работ осуществлялась по 5- бальной системе с учётом сформированности показателей:
«5» - Умеет передавать в лепке характерные особенности, соблюдает пропорции, умеет лепить разными способами. Для передачи выразительности образа пользуется дополнительными материалами. Аккуратно выполняет работу, умеет предать ей законченный вид. В работе проявляет самостоятельность и творчество.
«4» - Владеет разными способами лепки, умеет передать в лепке характерные особенности, но допускает 1 – 2 ошибки. Для передачи выразительности образа пользуется дополнительными материалами. Аккуратно выполняет работу, придаёт поделке законченный вид. В ходе работы обращается за помощью к воспитателю.
«3» - Ребёнок в основном владеет способами лепки, но при этом допускает более 2-х ошибок, умеет передать характерные особенности. Пользуется дополнительными материалами для воплощения выразительности образа. Поделка не аккуратна, нет законченности. В ходе работы обращается за помощью к воспитателю.
«2» - Умеет передавать характерные особенности, не соблюдая пропорции. Не умеет лепить разными способами, часто пользуется помощью педагога. Работа не аккуратна, нет законченности. Не проявляет творчество и самостоятельность.
Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества