Методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

     Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно  помнить, что она включает в себя изображение предметов в определённом взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.

     Первые  задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили  их рядом на доске: в дальнейшем можно  показать, как 

устанавливаются фигурки на лепной подставке в  виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке.

     Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. На данную тему разными авторами разработано много занятий. Мне очень нравится занятие, разработанное И.А. Лыковой  автором программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». Это занятие «Кто под дождиком промок?» (Приложение 10)

      На  занятие автор предлагает решать задачи по самостоятельному выбору сюжета для лепки, в соответствии с заданной темой; по передаче выразительных образов (промокшие под дождём животные).  Продолжить работу над освоением скульптурного способа лепки (лепки из целого куска глины) путём вытягивания и моделирования частей. Для более интересного проведения занятия автор рекомендует провести предварительную работу, такую как беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком».

      В начале занятия воспитатель читает стихотворение о дожде, а также предлагает вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и ощущают себя животные во время дождя. Воспитатель предлагает вылепить туловище животного скульптурным способом, а потом добавить к нему детали. Затем задаёт детям вопросы: «Какое животное вам хочется слепить?». Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с выбором. В ходе занятия помогает индивидуальными советами и наводящими вопросами. В конце занятия предлагает детям вылепить для животных укрытие (кустик, норку, гнёздышко и т.д.). После занятия детям

предлагается  спрятать промокших животных под  осенними листочками и послушать  стихотворение Г. Лагздынь «Шорохи  осени».

      Важно, чтобы дети знали разные способы  лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. Способ лепки из целого куска глины даёт возможность придать фигурке большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определиться с основным положением фигурки. Изображение динамики – одно из важных выразительных средств (22, 102)

  

1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу

     Занятия  по замыслу у детей старшей группы носят более глубокий характер, чем в средней группе. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки.  Занятия по замыслу требуют большой предварительной работы и предполагают то, что дети знают множество способов лепки. Проводятся как итоговые занятия и в летний период. 

      На  занятиях расширяются представления  детей о форме и пропорциях. Дети учатся изображать форму,  самостоятельно применяют  знакомые способы лепки; учатся сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т.е. воспитывается активность и самостоятельность мышления.

     Занятия по замыслу – важный момент в обучении детей старшей группы. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумывании  темы и её выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Задуманная тема, как правило, не оставляется ребёнком, он доводит её до конца. Во время занятия воспитатель должен активно руководить каждым ребёнком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно давать совет в отношении установки фигуры,

изображения формы, пропорций. Ребят учат заранее  обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка даёт возможность заинтересовать детей и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний, умений, навыков и умелого руководства воспитателя.  

     Необычная тема для занятии по замыслу предложена  в книге И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» [9]. Это занятие «Ходит Дрёма возле дома» (Приложение 11). На этом занятие предлагается работать над созданием выразительных лепных образов, над сочетанием разных способов и приёмов лепки, над планированием своей работы в задумывании образа, делением материала на нужные части, последовательности в лепке, а также над развитием воображения, чувства формы и пропорций. Перед занятием проводится предварительная беседа  о значении сна  для здоровья человека. Также воспитатель читает народные песенки и потешки, исполняет колыбельные. Для занятия потребуются готовые картонные формы – овалы и прямоугольники (кроватки, постельки, колыбельки).

     В начале занятия воспитатель читает слова из русской народной песенки  «Сон». Спрашивает у детей о том, как можно слепить спящих людей или зверей. (Дети дают ответы) Воспитатель обобщает ответы детей и показывает новый способ лепки на готовой форме. Для этого нужно рассмотреть вместе с детьми форму кроватки (овальная или прямоугольная). Затем слепить матрас, по форме кроватки, а также простынь. Затем слепить подушку, слепить одеяло.  Для проявления творческих способностей воспитатель предлагает вылепить игрушку, которая будет спать в нашей постельке (лепится голова человечка или животного). Считаем положительным использование приёма на занятии — совет по украшению  по одеяла и подушки узором. После объяснения воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонные стихи», в котором описано, где и как спят разные лесные зверюшки.  Затем дети приступают к самостоятельной лепке. В конце занятия проводится выставка детских работ. Это занятие также направлено на стимулирование речи детей, что нашло отображение в составлении историй о снах игрушек.

    1. Условия развитие творческих способностей

     Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся  новый оригинальный продукт, имеющий  общественное значение. Это может  быть новое здание, предмет, способ деятельности, произведение искусства  и т.п.

     Если  рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны  и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки  детей – это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

     Однако  многие учёные придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское  творчество совершенно в своём роде. Ребёнок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только повторяет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого.  На этом этапе они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е.  полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них -  признание совершенства художественной деятельности ребёнка.

     Своеобразным  проявлением той же позиции стала  дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество», открывшаяся статьёй известного художника Н.Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чём ещё в сороковых годах предупреждала Е.А. Флёрина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких  путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развития малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выгодским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флёриной и другими, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает это для себя. (1, 28) Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское».

     Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое  для себя, ребёнок одновременно открывает  взрослым новое о себе и поэтому  отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

     В последние годы отчётливо обозначилась позиция безоговорочного признания  самоценности детского творчества, без  снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимании психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. Человек рассматривается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности.

     Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

     За  основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

     1. отношения, интересы, способности детей,  проявляющиеся в  художественном творчестве;

     - искренность, правдивость, непосредственность  переживаний;

     - развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

     - увлечённость, захваченность деятельностью;

     - специальные художественные способности;

     - видоизменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствие своими результатами;

     - возникновение потребностей, интереса  к творчеству.  

     2.  способы творческих  действий;

     - дополнения, изменения, вариации, преобразование  уже знакомого материала; применение  известного в новых ситуациях;

     - самостоятельные поиски наилучшего  решения задания;

     - нахождение новых приёмов решения  (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива  в применении, нахождении своих  оригинальных приёмов решения  творческих заданий;

     - быстрота реакций, находчивость в действиях.

     3.   качество детской  продукции. 

     - нахождение адекватных (соответствующих)  изобразительно-выразительных средств  для воплощения образа;

     - индивидуальный «почерк» детской  продукции, своеобразие манеры  исполнения и характера выражения своего отношения;

     - соответствие детской продукции  элементарным художественным требованиям  (1, 31).

     Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной  реализации потенциала к такому развитию важно создать условия.

     Условия развития творчества

     Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий  подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе  воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любы вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идёт о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., направленная на развитие творчества, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка (1, 131).

Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества