Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задаёт вопросы о форме и пропорциях изображённых предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнял работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, и просит сравнить с натурой (13, 164).
Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих местах, и воспитатель задаёт им вопросы; воспитатель вызывает к себе нескольких детей и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают и беседуют о качестве работ. Иными словами, всё зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.
Из приведённого видно, что
используемые методы и приёмы
в работе воспитателя, ведут
к решению поставленной
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе
Формирование изобразительных движений в процессе обучения лепке включает обучение умениям правильно пользоваться и держать инструменты, умениям сознательно управлять движениями своих рук. Овладение техникой необходимо. У детей формируются обобщённые представления о том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений (17, 19). Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности: без наличия такого обобщённого представления ребёнок не может перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.
Эти задачи решаются на занятиях различного вида: предметного, сюжетного, декоративного и по замыслу.
Лепка
с натуры требует большой
В начале занятия воспитатель показывает предмет, который будут лепить, устанавливает его так, чтобы натура находилась на уровне глаз ребенка, и, обводя указкой форму всей фигурки и ее частей, дает необходимые пояснения, беседует с детьми, задает им вопросы. Рассмотрев форму и пропорции предмета, воспитатель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать детям необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком детям, воспитатель прибегает к частичному показу. Например, дымковскую куклу в старшей группе можно лепить, исходя из ее конусообразной формы, изображение которой детям знакомо; следовательно, способ лепки конуса детям не показывают. Воспитатель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее воспитатель обращается к изображению деталей и выборочно показывает, что одни из них можно выполнить путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа дети приступают к работе.
В
процессе занятия воспитатель
Лепка с натуры не должна быть единственной формой занятия в детском саду, так как дети могут привыкнуть к ней. В дальнейшем им трудно будет лепить по представлению.
Не
менее важна, чем лепка с натуры,
и лепка по представлению. Основная
задача этих занятий — развитие
самостоятельности в решении
образа, воспринятого ранее, и развитие
творческой активности в использовании
способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать
содержание лепки. Для этого перед наблюдением
их предупреждают, что они будут лепить
тот предмет, который рассматривают или
о котором им читают. Целевая установка
даёт возможность заинтересовать ребят
и направить их внимание на более глубокое
восприятие предмета. Например, перед
тем как лепить по представлению грибы,
воспитатель рассматривает с ребятами
натуру — муляжи или картинки с изображением
грибов. Он спрашивает ребят, какие грибы
они видели, предлагает вспомнить их форму,
рассказать, как они растут в лесу (по одному
и по несколько вместе; одни грибы растут
под ёлками, другие около ёлки и т.д.): важно,
чтобы ребята научились представлять
себе окружающее, оживлять дремлющие в
памяти образы.
Большой предварительной работы требует
лепка животных по представлению.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем например, в рисовании так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения.
Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов перед их изображением. Эти занятия являются основой для формирования представлений о различных предметах и их свойствах. Постепенно представления детей уточняются, обогащаются, образуя запас представлений о форме разнообразных предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.
Представления о предметах, сформированные у детей в результате обследования, используются затем при создании изображений, где данный предмет включается в сюжет, в какую-то жизненную или сказочную сценку.
Предметная лепка включает в себя изображение таких предметов, которые ребята наблюдают в детском саду, дома, о которых им читают. Учитывая появившуюся способность детей сравнивать свою с предметом изображения, можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений). Предметы для лепки могут быть самые разнообразные: фигурки животных (кошка, собака, кролик, медведь, петух, черепаха, рыбка; т.е. животные, которые хорошо знакомы детям), фигура человека (изображение куклы, Деда Мороза, Буратино, фигурки детей в зимней и летней одежде), а также посуда, овощи, декоративные пластинки.
Интересное
занятие разработано
Автор рекомендует провести предварительную работу. Например, беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду, чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», конструирование фигурки человека из бумаги. К занятию также приготовлено необходимое оборудование и две модели, которые помогут в освоении новым способом лепки.
В начале занятия читается стихотворение о весёлой жизни в детском саду.
Воспитатель
использует показ нового рационального
способа лепки –
Одним
из средств эстетического
Важную роль в развитии ребёнка играют занятия декоративного содержания. Эти занятия являются одним из средств эстетического воспитания.
Декоративная
лепка учит работать с инструментом,
некоторые украшения можно
Начиная со старшей группы, занятия декоративной лепкой занимают вполне определённое место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь из с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса у детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.
Красивые, обобщённые формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, сделанные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинами.
Декоративная лепка хорошо и подробно описана в пособии для воспитателей Н.Б. Халезовой «Декоративная лепка в детском саду». Например, занятие «Козёл» (21,61). Педагог-специалист Н.Б. Халезова на этом занятии предлагает решать следующие задачи: передавать выразительные особенности игрушки (немного удлинённая шея; маленькая по сравнению с туловищем голова; рога, уши, короткий хвост); туловище и ноги педагог предлагает вылепить из целого куска глины; закреплять умения пользоваться стекой, а также плотно соединять части; передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Автор рекомендует провести предварительную работу, такую как показ каргопольской игрушки.
В начале занятия дети рассматривают игрушку, уточняют форму частей, пропорции, обращает внимание на то, как устойчива игрушка: козёл стоит расставив ноги немного в стороны. Таким образом, педагог прослеживает плавность перехода частей фигурки.
Для
развития целеполагания воспитатель
предлагает спланировать последовательность
работы. Для более точной передачи
пропорций, характерных особенностей
в течении занятия воспитатель использует
приём - приближение детей к изображаемому
объекту. Педагог нацеливает детей на
проявление творчества, предлагает слепить
игрушку непохожую на другие.
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке
Занятия сюжетного содержания требуют не простого повторения изображения одного и того же предмета, а внесение каких-либо изменений, например, вылепить несколько предметов разных по величине (большие и маленькие) или в разном пространственном положении (стоит, сидит, лежит). Изменения, вносимые в изображение предмета, создают подвижные представления, которыми ребёнок будет широко пользоваться в изображении сюжета и в тех случаях, когда включается работа воображения (17, 21).
Обучение
ребят сюжетной лепке основывается
на умении детей лепить отдельные
предметы и приобретении знаний в
области составления
Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы. Изображение композиций возможно лишь тогда, когда у детей имеются сформированные зрительные образы и твёрдые умения лепить предметы. В таком случае все своё внимание дети могут устремить на изображение действия и составление композиции.
Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества