Методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

     Второй  этап – обследование предмета сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т.д.).

     Третий  этап – выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

     Четвёртый этап – повторное, целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз, позволяющие объединить данные в целостный образ.

     Система обследования перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных  упражнений.

     Таким образом, детям предлагается система  обобщённых действий, которые они  проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно. Постепенно у детей складываются обобщённые способы 

обследования  предметов, а, следовательно, формируются и обобщённые способы изображения (22, 33).

     Полнота представлений дошкольника о  качествах и свойствах предметов  зависит от того, насколько активно  действуют его анализаторы. На объём  детских восприятий влияет, кроме  степени развития анализаторов, и  интерес к наблюдаемому объекту. Память у ребёнка развивается с возрастом и процесс запоминания у детей дошкольного возраста в основном непроизвольный. На создание зрительных образов влияет не только память, но и процессы мышления, без которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительный образ (22, 43).

     Большую роль в детском творчестве, как  и в творчестве художника, играет воображение. Известно, что зачатки  его у ребёнка появляются ещё  в преддошкольном возрасте. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребёнок перед лепкой способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает

непосредственно. Сначала образы произвольного воображения  возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребёнка.

     Занятия лепкой одновременно являются и занятиями  по развитию речи. В процессе обыгрывания  сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный  разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

     Таким образом, обучение лепкой оказывает  положительное влияние на гармоничное  развитие ребёнка. Работа с глиной, пластилином и солёным тестом позволяет развивать ручную умелость, что необходимо для подготовки ребёнка к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Техника лепки

     В энциклопедическом словаре юного  художника[26]  техника лепки рассматривается как процесс выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов, совокупность приёмов и способов, применяемых в создании скульптурного произведения. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Например, объёмное изображение в рельефной картине можно создать конструктивным способом и дополнить модульной лепкой. Желательно детям показать возможность получения одного образа разными способами. Например, одного зайчика можно вылепит скульптурным способом, другого – конструктивным, третьего – изобразить в горельефе и т.д. Чем разнообразнее техника, тем более интересные творческие работы способен создать ребёнок в лепке. (11, 23). Лыкова И.А., кандидат педагогических наук в учебно-методическом пособие для детского художественного творчества «Лепим с мамой. Азбука лепки» [11], а также в книге для занятий с детьми дошкольного возраста «Лепим, фантазируем, играем» [8] достаточно подробно описывает технику и способы лепки:

     

  • Конструктивный  способ (приложение 1)
  • При этом способе лепки образ создаётся  из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники. (8, 24)

       Конструктивным  способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто  сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких  детей наблюдаются следующие варианты:

    • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
    • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
    • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).

       

  • Скульптурный  способ (приложение 1)
  • Этот  способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска, когда  все части вытягиваются из одного куска глины.  Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (не отрывая их).   Стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши), он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.) характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины (11, 14).

         

  • Комбинированный способ (приложение 1)
  • Этот  способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Из отдельного куска глины для петушка делается подставка. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ. (8, 25)

         

  • Модульная лепка (приложение 2)
  • Этот  способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование  из отдельных деталей. С его помощью  можно очень быстро и легко  создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки. Из бесформенных кусочков – отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки, и создают из них образ (туча, полянка).  Из шариков – отрывают кусочки и раскатывают круговыми движениями ладоней в небольшие шарики, от предыдущей лепки отличаются только тем, что модули имеют более правильную форму (гусеница, бусы).  Из валиков – отделяют кусочки и раскатывают в одинаковые или разные по длине и толщине валики, для удобства лепки желательно, чтобы отдельные валики были не толще карандаша (в начале нужно заготовить достаточное для работы количество валиков).  (8, 28)

         

  • Лепка на форме (приложение 3)
  • Иногда  для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.  В этом случае все усилия и внимание направлены на тонкую оформительскую работу. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

         Рельефная лепка — путём нанесения рисунка (приложение 4)

    Поделки изготовленные этим способом, представляют собой объёмное лепное изображение  на плоскости. Способ лепки может  быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объёма и плоскости.  Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за её пределы.  В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

    • барельеф, в котором изображение выступает менее, чем на половину своего объёма;
    • горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более, чем на половину своего объёма;
    • контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в неё.

    Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Это может быть вылепленный  объёмный предмет (ваза, чашка, коробочка, терем) для украшения рельефным  узором или плоская глиняная (пластилиновая) форма для картины или панно. Такую форму нужно раскатать сначала в лепёшку, а затем обрезать до нужного размера (из куска глины раскатывается скалкой пласт толщиной не меньше 0,8 см. (тонкий деформируется при высыхании), затем он приподнимается и роняется на фанерную доску (этот прием можно повторить несколько раз), чтобы плотность основания была одинаковой). Поверхность должна быть гладкой и ровной. Форма выбирается или нейтральная в виде круга, овала, прямоугольника, квадрата, ромба, или по теме сюжета в виде звезды, листика, цветка и т.д. Детали для картины или узора выполняются отдельно и прикрепляются к основе. Рельефные картины и панно могут быть хорошим подарком или украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, как изделие будет прикрепляться или выставляться.  

    Спиральная  техника (из колец). Приложение 5

    Это оригинальный способ лепки, которым ещё пользовались народные умельцы-гончары. Как правило, такая техника применяется для  лепки посуды. Сначала подготавливают основу для сосуда: делают плоскую  лепёшку или раскатывают глину (пластилин) и вырезают круг, как из теста, - сверху ставят стакан или банку и плотно прижимают, слегка проворачивая. Затем раскатывают валик такой длины, чтобы его можно было уложить по краю основы. Оставляют первый валик как контрольный, чтобы длину остальных сверять по нему – прикладывать рядом, лишнее отрезать стекой или раскатывать до нужной длины. Если задуманный сосуд прямой, все валики (кольца) должны быть одинаковые. Если сосуд расширяющийся или, наоборот, сужающийся кверху, валики соответственно удлиняются или укорачиваются. Лепка состоит в том, что валики последовательно сворачивают кольцом и выкладывают на основе валик на валик всё выше и выше. При этом нужно следить, чтобы места стыков не выстраивались одну линию. Всё новые и новые кольца плотно прижимают друг к другу. Когда будет создан задуманный сосуд, его внешнюю поверхность сглаживают пальцами или салфеткой. Если сосуд выполнен из глины, можно использовать металлическую ложку.

    Ленточный способ — лепка из пластин. Приложение 6

    С помощью  этого редко применяемого способа  можно рационально, экономно (с небольшим  расходом материала) и достаточно быстро создавать объёмные, полые поделки. Этим способом можно изготовить цветочные  горшки, бочонки, шкатулки и прочие предметы интерьера. Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими). Для изготовления пласта на стол сначала укладывается кусок хлопчатобумажной ткани, на неё с двух сторон деревянные рейки, которые служат линейкой и ограничителями. Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой.  Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя её сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е. трапециевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтобы соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом. Возможны варианты изготовления форм с использованием полос обрезанных только с одной стороны. Они укладываются на основу (цилиндр или другую форму) и соединяются в местах наложения одной на другую без заглаживания соединений. Конструкции из полос в зависимости от замысла могут быть самые разнообразные.  
    Лепка изделий из пластин – цилиндрических и прямоугольных ваз, гротов, домиков, стен и др. конструкций основывается на тех же принципах, которые описывались выше. В работе могут быть использованы кроме пластин и полосы для закрепления, а для соединения в стыках - жгутики, возможно, понадобятся картонные шаблоны или внутренние формы, обернутые бумагой, которые послужат основой в задуманной конструкции.

    Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества