Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение
Занятие №11 «Пластилиновый Ляп» (Приложение 21)
В начале занятия прочитали детям сказку В. Кротова «Глиняный Ляп». Спросили детей о том, как они представляют себе глиняного Ляпа и каким способом его лучше вылепить. Решили, что такого необычного персонажа лучше всего лепить скульптурным способом. Наших Ляпов мы лепили из пластилина. Показали превращения кусочка пластилина в осьминога, в червяка, в петушка – что кусочек может быть чем угодно. Предложили детям превратить свои кусочки пластилина в различные предметы или существа. По ходу занятия помогали ребятам советами и косвенными вопросами, поощряли поиск и находки ребят.
В конце занятия составили Пластилиновых Ляпов на полянку и посмотрели, могут ли они превратиться друг в друга.
После занятия играли в
Занятие №12 «Кувшинка» (Приложение 22)
В начале занятия прочитали детям стихотворение-загадку Ю. Мориц «Кувшинка». Рассматривали иллюстрации с изображением кувшинки, уточнили особенности внешнего вида. Предложили изобразить кувшинку при помощи техники – барельеф, а также выбрать самостоятельно пластилин и картон для работы. В конце занятия оформили один большой пруд, чтобы запустить туда «лягушек». Провели физкультминутку «Лягушки». Дети отметили, что пруд получился очень красивым.
В ходе опытно-практической работы, нами замечено, что в поделках дети больше проявляют оригинальность в тех случаях, когда техника им знакома. Поэтому для развития творческих способностей детей необходимо обучение, в ходе которого воспитатель показывает и объясняет способы выполнения задания, а также предлагали детям внимательно обследовать предмет и назвать его характерные особенности, побуждали детей к самостоятельному выбору способов лепки, учили детей видеть возможности доработки поделок, изменения их особенностей, действий. Для этого к каждому занятию подбирали бросовый материал. Так, для занятия «Мы поедем, мы помчимся...» были подобраны трубочки для коктейлей и веточки. Особое значение для развития творческих способностей имеет анализ детских работ. Например, анализируя работы по занятию «Лошадки. Весёлая карусель» задавали детям вопросы (Покажите самую высокую лошадку. Какая лошадка сейчас убежит от нас? У какой лошадки самое весёлое настроение?)
Считаем
положительным в нашей работе
использование тематики занятий, которые
позволяют ребёнку проявить творчество.
Все методы и приёмы обучения, использованные
на занятиях способствовали развитию
творческих способностей.
3 этап опытно-практической работы Цель: Определение эффективности проведённой работы. Сравнительный анализ результатов 1 и 2 этапов работы.
Задачи работы: 1. Определить сформированность изобразительных и технических умений; 2. Выявить уровень художественно-творческих способностей детей; 3. Дать сравнительный анализ 1 и 3 этапов опытно-практической работы.
Для определения сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей детей использовали диагностическое задание, предложенное Лыковой И.А [9], подробно раскрытое в 1 этапе практической работы. Результаты представлены в таблице и диаграмме (Приложение 23).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наблюдается положительная динамика в работе над заданием. Ребята старались проявить фантазию, самостоятельность и творчество в работе над заданием. Без труда могли придумать образ для лепки по заданной теме. Из данного приложения видно, что один человек (Юля Ш.) набрала 50 баллов и достигла оптимального уровня (10 % от общего количества детей). Она сразу принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе, использует в работе над заданием дополнительные материалы для украшения фигурки, умеет лепить разными способами, проявляет фантазию, самостоятельность и творчество в работе. Шесть человек (Аня С., Алёша П., Олеся А., Слава К., Даша Г., Коля П.) набрали от 45 – 49 баллов – это достаточный уровень (60 % от общего количества детей). Эти дети также принимают инструкцию взрослого, быстро приступают к работе, используют в работе над заданием дополнительные материалы для украшения фигурки, умеют лепить разными способами, проявляют фантазию, самостоятельность и творчество в работе. Работы Алёши П., Ильи К., не аккуратны. Слава К., Олеся А., Коля П. допускают ошибки при делении материала, а следовательно ошибки в пропорциях частей. Три человека (Никита В., Жора З., Илья К.) набрали от 42 – 44 баллов – это средний уровень (30 % от общего количества детей). Эти дети приступают к работе не сразу. Использует в работе над заданием 2 – 3 оттенка цвета, используют дополнительные материалы для украшения фигурки, умеют лепить разными способами. Фантазии, самостоятельности и творчества в работе над заданием проявляют мало.
Достаточно высокие баллы были получены за умение передавать характер, особенности и пропорции частей; за способность к замыслу; за умение предать поделке законченный вид, а также за использование дополнительных материалов в работе над заданием. Например, Алёша П, нанёс узор при помощи колпачка от фломастера на свою неваляшку.
Сравнили результаты 1 этапа и 3 этапа практической работы (Приложение 24). Количественный и качественный анализ результатов показал, что средний балл 1 этапа практической работы приблизительно 40 баллов – средний уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей; средний балл 3 этапа практической работы составил приблизительно 46 баллов – достаточный уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким
образом, предположение, что при
целенаправленном обучении детей лепке
можно повысить уровень творческих
способностей, подтверждается.
Выводы
по опытно-практической
главе
Анализ психолого-педагогической литературы и проведённая опытно-практическая работа, показали, что в настоящее время проблема развития творческих способностей является актуальной для современного дошкольного образовательного учреждения.
Опытно-практическая работа велась по плану. На первом этапе опытно-практической работы нами были определены уровни сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей. При помощи диагностического задания было выявлено преобладание среднего уровня сформированности. Определены типичные ошибки, затруднения, такие как умение лепить скульптурным и комбинированным способом и умение передавать характерные особенности.
На втором этапе опытно-
На третьем этапе опытно-
Таким образом, лепка является
наиболее эффективным
Заключение.
Программой воспитания и обучения в детском саду [17] предусмотрены занятия по лепке, которые включают в себя предметную лепку (лепка по замыслу и лепка с натуры), сюжетную и декоративную лепку.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластилиновых материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Она развивает и совершенствует психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, которые в свою очередь оказывают положительное влияние на зрительные и осязательные анализаторы. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Лепка тесно связана с ним и развивает сенсорные эталоны. Лепка является средством эстетического воспитания. Эстетическое воспитание направлено в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, пропорциональность частей.
Занятия лепкой способствуют развитию речевой активности детей, что находит отображение в беседах с детьми и игровой деятельности, с вылепленной игрушкой можно вести ролевой диалог.
Развивается мелкая моторика рук, что помогает ребёнку в дальнейшем, при подготовке к школе.
В
процессе занятий воспитатель работает
над формированием
Для старших дошкольников
Лепка – один из самых доступных видов детского художественного творчества. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
Опытно-практическую работу проводили в три этапа.
На первом этапе определили уровень сформированности изобразительных технических умений детей и творческих способностей. На втором этапе подобрали и апробировали систему занятий по лепке, направленную на развитие творческих способностей в данной группе детей, а также создали условия для развития творческих способностей. На третьем этапе выявили эффективность проведённой работы. Наблюдается положительная динамика. На первом этапе опытно-практической работы преобладал средний уровень сформированности. На третьем – достаточный уровень сформированности технических умений и творческих способностей.
Лепка способствует развитию творческих способностей детей при создании необходимых условий: применение дополнительных материалов в работе, включение системы занятий в целостный педагогический процесс, создание атмосферы творчества, владение воспитателем методикой проведения занятий по лепке, направленных на развитие творческих способностей, возможность применения вылепленного в игре. Эффективными методами обучения лепке являются: обследование образца, обращение к опыту детей, по определению способов лепки, использование схем и моделей.
Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества