Методика развития детского изобразительного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:52, дипломная работа

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Содержание
Введение .................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

      Нами  определены уровни сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста: 

  1. Оптимальный – Ребёнок проявляет постоянный и устойчивый интерес, испытывает потребность, удовольствие и радость в общении с прекрасным в окружающей действительности. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Полностью владеет техническими навыками и умениями. В художественных образах, за внешним выражением, видит внутреннее состояние и настроение, сопереживает им.  При создании объёмных и рельефных изображений использует стеки и другие приспособления. Использует такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придаёт работе законченный вид.  Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.     - 55 – 50 баллов
 
  1. Достаточный – Ребёнок проявляет постоянный и устойчивый интерес, испытывает потребность, удовольствие и радость в общении с прекрасным в окружающей действительности. Владеет техническими навыками и умениями. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности.  В художественных образах, за внешним выражением, видит внутреннее состояние и настроение, но не всегда может отобразить это в лепке.  Использует постамент, как средство выразительности, объединяющий образы в сюжетной лепке, что придаёт работе законченный вид.  Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.   -  49 – 45 балов
 
  1. Средний – Ребёнок проявляет постоянный и устойчивый интерес, испытывает потребность, удовольствие и радость в общении с прекрасным в окружающей действительности. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. В художественных образах не может отобразить внутреннее состояние и настроение. Владеет техническими навыками, но допускает некоторые ошибки. Использует постамент, как средство выразительности, объединяющий образы в сюжетной лепке, что придаёт работе законченный вид.  Проявляет самостоятельность и творчество.   -  44 – 39 баллов
 
  1. Низкий –- Ребёнок проявляет постоянный и устойчивый интерес, испытывает потребность, удовольствие и радость в общении с прекрасным в окружающей действительности. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. В художественных образах не может отобразить внутреннее состояние и настроение. Владеет техническими навыками и умениями, но пользуется  ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Изображает предметы не объединяя их единым содержанием. Творчество в работе не проявляет. -  менее 38 баллов.
 

      По  результатам диагностики (констатирующего  этапа) видно (Приложение 13), что дети не владеют оптимальным и достаточным  уровнем сформированности творческих способностей и изобразительных  и технических умений. Из таблицы  видно, что 6 человек набрали – от 39 до 44 баллов – это средний уровень сформированности – 60% от общего количества детей, и 4 человека набрали 37 и 38 баллов  - это низкий уровень сформированности – 40% от общего количества детей. 

      Проанализировали  работы детей. Дети затрудняются в умении лепить разными способами, в своих  работах стараются применить  в основном конструктивный способ лепки (Аня С., Никита В., Жора З., Олеся А., Даша Г.).  Также дети затрудняются в умении передавать выразительность образа, часто обращаются к помощи взрослого. Испытывают затруднения в выполнении работ скульптурным и комбинированным способом. 

2 этап опытно-практической  работы. Цель: Подобрать и апробировать систему занятий по лепке, направленную на развитие творческих способностей в данной группе детей. 

Задачи  работы: 1. Создать необходимые условия для развития творческих способностей на занятиях лепкой; 2. Дать анализ проведённых занятий с детьми

Для достижения этой цели мы разработали перспективный  план  занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей в старшей группе: 

Занятие Основные  способы и задачи
 
 
1
 
 
Весёлые человечки: малыши и  малышки
Учить лепить фигурки  человека рациональным способом. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.
 
 
 
2
 
 
 
Кто под дождиком промок?
Вызвать интерес  к созданию выразительных образов (промокшие под дождём животные). Продолжать освоение скульптурного  способа, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).
 
 
3
 
 
Собака  со щенком
Показать новый  способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика), согнутого  дугой и надрезанного с двух концов. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.
 
 
 
4
 
 
 
Ходит Дрёма возле дома
 Создать  выразительные лепные образы, сочетая  разные способы и приёмы лепки.  Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал  на нужное количество частей  разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
 
 
 
 
5
 
 
 
 
Наш пруд
Познакомить детей  со скульптурным способом лепки. Свободно применять знакомые приёмы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание  пальчиками или влажной тряпочкой) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций.
 
6
 
Лошадки. Весёлая карусель
Создать условия  для творчества по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы  создания образов (лепка фигурок  животных на основе цилиндра).
 
 
7
 
 
Косматый  мишка
Продолжать  знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богородской игрушки (скульптурным способом).
 
 
8
 
 
Снежный кролик
Продолжать  учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
 
9
 
«Пернатые, мохнатые, колючие…»
Инициировать  поиск изобразительно-выразительных  средств (процарапывание, обработка  тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки.
 
10
 
Мы  поедем, мы помчимся…
Расширить спектр скульптурных приёмов лепки, показать возможность дополнения образа разными  материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля). Воспитывать  интерес к сотрудничеству в коллективной работе.
 
11
 
«Пластилиновый  Ляп»
Продолжать  учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Развивать воображение, чувство  формы и пропорций.
 
12
 
«Кувшинка»
Учить передавать особенности внешнего вида посредством техники лепки – барельеф. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к лепке.
 
 

     Для того, чтобы детское творчество успешно  развивалось у наших детей, стали  вводить  новые формы организации  и взаимодействия с детьми, которые позволили  детям реализовать свои творческие задумки. Для осуществления поставленной цели были разработаны и реализованы занятия по развитию творческих способностей.  Занятия  стали строить так, чтобы детям было интересно лепить. Занятия подобраны из программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки»[12]

     Для развития творческих способностей на занятиях лепкой нами были созданы  условия:

    • оформление выставок детских работ;
    • применение дополнительных материалов в работе;
    • дали возможность применения вылепленного в игре;
    • приобрели различные методические пособия и технологические карты;
    • проведение занятий по лепке в системе с учётом уровня сформированности изобразительных и технических умений;
    • включение системы занятий в целостный педагогический процесс в сочетании с индивидуальной работой с детьми;
    • создание атмосферы творчества и заинтересованности.
 

     Дадим анализ проведённых занятий.

      Занятие №3 «Собака со щенком» (Приложение 14)

В начале занятия предложили детям посмотреть дидактическую картину «Собака со щенком». Спросили у ребят, как можно назвать эту картину. Даша Г. И Олеся А. ответили, что это мама с ребёнком, остальные сказали, что это собачки. Обобщив ответы детей сделали вывод, что это собака со своим детёнышем, они разного размера, смотрят друг на друга и как бы играют.

      Затем предложили слепить такую композицию. Показали новый – рациональный способ лепки в стилистике народной игрушки  – из валика, согнутого дугой  и надрезанного с двух концов. Обращали внимание на опыт предыдущего занятия «Весёлые человечки: малыши и малышки» (Приложение 9).

      Предложили  детям самостоятельно выбрать пластилин  и слепить играющих собачек. В  конце занятия прочитали стихотворение  М. Пляцковского «Имя». Каждый их ребят  придумал имя для своих собачек.

Занятие удалось, ребятам было интересно лепить любимых животных, к тому же они имели возможность поиграть с ними после занятия. Судя по весёлому настроению детей, занятие детям понравились. В процессе занятия были достигнуты поставленные задачи.

      Занятие №5 «Наш пруд» (Приложение 15)

В начале занятия предложили детям послушать  рассказ К.Д. Ушинского «Уточки».  После этого задали вопросы, понравились  ли Васины уточки, какие они, как  они выглядят, как передвигаются.

      Предложили  слепить свой пруд, в котором будут жить не только уточки, но и другие водоплавающие птицы. Показали ребятам, заранее приготовленную из фольги, модель пруда, в котором будут плавать наши уточки. 

      Познакомили ребят с новым – скульптурным способом лепки. Вспомнили вместе с  детьми характерные особенности внешнего вида уточки, гуся, лебедя. Уточнили особенности скульптурного способа лепки и предложили слепить водоплавающих птиц этим способом.

      В конце занятия вместе с ребятами оформили панораму «Наш пруд», в процессе каждый из ребят рассказал кого он слепил. После занятия прочитали стихотворение Г. Лагздынь «Ветер, крошки и ладошки».

     Занятие №6 Лошадки. Весёлая карусель (Приложение 16)

На этом занятии учились выполнять работы по мотивам народных игрушек. Предварительно с детьми проводили беседу о народных промыслах, дети рассматривали иллюстрации с дымковскими игрушками. Также на занятиях по рисованию знакомили с дымковской росписью.

      На  занятии предложили детям послушать  рассказ К.Д. Ушинского «Лошадка».  Рассматривали изображение дымковской игрушки – лошадки. Предложили определить, каким способом лучше слепить такую лошадку. Ребята предложили лепить лошадку комбинированным способом – из отдельных деталей. Мы посоветовали попробовать слепить лошадку так, как это делали народные умельцы. Показали этот способ с помощью демонстрационной модели. Вылепили основу вместе с детьми. Затем дети самостоятельно долепили фигурку, сделав ей хвост и гриву. Показав основные способы лепки, побуждали детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогали советами, наводящими вопросами и индивидуальным показом. В конце занятия объединили вылепленные фигурки в единую композицию и сообщили детям о том, что на следующем занятии они продолжат работу над лошадкой, чтобы украсить её узором.

      После занятий оформлена выставка.

Занятие №7 «Косматый мишка» (Приложение 17)

      Это очень интересное занятие – лепка  по мотивам богородской игрушки. Целью занятия было знакомство с  произведениями декоративно-прикладного  искусства.

      В начале занятия рассказали детям  о том, как в селе Богородском народные умельцы с давних времён делают игрушки, кого они изображают. Рассматривали иллюстрации с изображением богородских фигурок. Сделали вывод, что любимым героем богородской скульптуры был медведь.  Предложили вылепить медведя так, чтобы он был похож на богородскую игрушку. Мишку мы лепили скульптурным способом, поверхность процарапывали стекой – получилась шерсть.

      После занятия прочитали рассказ К.Д. Ушинского «Учёный медведь».

Занятие №8 «Снежный кролик» (Приложение 18)

      Наших кроликов мы лепили из солёного теста. В начале занятия разговаривали с детьми о том, что можно слепить на улице из мягкого снега. Затем прочитали стихотворение О. Высотской «Снежный кролик», предложили детям слепить такого кролика.  Уточнили вместе с детьми особенности внешнего вида. Сделали схематический рисунок мелом на доске, он помог нам поделить материал на нужное количество частей.

      Затем предложили детям приступить в работе. В ходе занятия помогали советами, косвенными вопросами, напоминали строчки  стихотворения.

      В конце занятия предложили перенести  кроликов на «снежную полянку», чтобы  они поиграли друг с другом. 

     Занятие №9 «Пернатые, мохнатые, колючие…» (Приложение 19)

Это лепка  – экспериментирование с художественными  материалами. В начале занятия создали игровую ситуацию, импровизация по мотивам сказки «Теремок». Вместе с детьми придумали, кто же ещё может жить в теремочке, кроме зайчика, ёжика и воробышка. Предложили самостоятельно вылепить понравившихся животных, нарядив их в подходящую «одёжку», дети использовали для обработки поверхности различные материалы (колпачки фломастеров, нитки, зубочистки, трубочки для коктейлей, расчёска и другие).

      Занятие №10 «Мы поедем, мы помчимся…» (Приложение 20) 

В начале занятия прочитали отрывок из стихотворения И. Никитиной «Встреча зимы». Затем предложили детям рассмотреть картины, изображающую оленей и оленей в упряжке. Дети рассматривают оленя, описывают его, передавая характерные особенности. Определили, что слепить оленя можно конструктивным способом с применением дополнительных материалов.  Кратко рассказали о роли оленей, как о первых помощниках человека в районах Крайнего Севера. Прочитали отрывок из стихотворения С. Маршака «Вьюга – снежная пурга». Предложили детям слепить скульптурную композицию «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…».  На этом занятии дети проявили самостоятельность и творческий интерес. В конце занятия всех оленей объединили в коллективную композицию, Выбрали вожака, за которым выстроились остальные олени – они тянут лёгкие сани (нарты). Составив композицию, прочитали отрывок из стихотворения С. Маршака «Это снежная страница».

Информация о работе Методика развития детского изобразительного творчества